Задачи по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:12, задача

Описание работы

В чем заключается значение института присяжных заседателей? Для чего необходимо участие арбитражных заседателей в арбитражных судах, какова их роль при рассмотрении дел в первой инстанции? В решении каких вопросов при рассмотрении дела в первой инстанции принимают участие присяжные и арбитражные заседатели? Какова роль председательствующего в организации и проведении судебного процесса? Изучите положения нормативных актов по этим вопросам.

Работа содержит 1 файл

Первый вариант.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Помимо  изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано, прежде всего, значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров.

     К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц  сведений и документов, необходимых  для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов.

     Правовой  статус нотариуса – институт межотраслевой. Его особенность – закрепление  нормами не только нотариального  права, но и иных отраслей права (гражданского, гражданского процессуального, трудового, административного, налогового, уголовного). Причем при противоречии между регулирующими статус нотариуса нормами различных отраслей права, приоритет в процессе правоприменения должен отдаваться нормам нотариального права - основе правового регулирования статуса нотариуса.

     Элементами  правового статуса нотариуса  являются принципы и гарантии его  правового статуса, права и обязанности  нотариусов, ответственность за нарушение  правил осуществления нотариальной деятельности.

     Принципы  правового статуса нотариуса -- основные правила, на которых основаны правила  организации и осуществления  нотариусами нотариальной деятельности. Система основных принципов правового  статуса нотариуса едина для всех нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и нотариусов, занимающихся частной практикой, и включает следующие принципы:

     1) Принцип профессионализма, то есть  осуществление нотариальной деятельности  исключительно нотариусами и уполномоченными должностными лицами.

     2) Принцип независимости и беспристрастности  нотариуса.

     3) Принцип равенства при осуществлении  нотариального действия нотариусов, работающих в государственных  нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой.

     4) Публичность правового статуса  нотариуса, осуществление нотариусом  его профессиональной деятельности  от имени Российской Федерации. 

     5) Запрещение нотариусу осуществлять  предпринимательскую деятельность (некоммерческий характер нотариальной деятельности).

Задача 2

     По  уголовному делу о кражах из вагонов  во время остановок товарных поездов районный суд вынес приговор. Поддерживавший государственное обвинение помощник прокурора транспортной прокуратуры на правах районной не согласился с приговором суда и принес в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор области, на территории которого находится данная транспортная прокуратура, отозвал протест, считая его необоснованным.

     Опишите систему органов прокуратуры  на территории РФ. В чем заключаются принципы единства и централизации в построении органов прокуратуры? Опишите структуру Генеральной прокуратуры РФ. Как определяется и разграничивается сфера деятельности территориальных и специализированных прокуратур? К какому направлению деятельности прокуратуры относятся действия помощника прокурора и прокурора области? Назовите отрасли (виды) прокурорского надзора. Правомерно ли поступил прокурор области? Ответы аргументируйте ссылками на действующие нормативные акты.

     Решение:

     В чем заключаются принципы единства и централизации в построении органов прокуратуры?

     Принцип единства означает, что все территориальные  и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.

     Принцип централизации. Централизация системы  органов прокуратуры проявляется  в том, что нижестоящие прокуроры  подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

     Опишите структуру Генеральной  прокуратуры РФ

     Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

     Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов  РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

     Образование, реорганизация и ликвидация органов  и учреждений прокуратуры, определение  их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

     Создание  и деятельность на территории РФ органов  прокуратуры, не входящих в единую систему  прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

     Во  многих субъектах РФ образованы только прокуратуры городов и районов. Некоторые из них подразделяются на межрайонные прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов. Например, в г. Москве согласно административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. Таким образом, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает создание коллегий в органах прокуратуры. Данные коллегии являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

     Органы  прокуратуры составляют систему  прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:

     1) единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

     2) централизованности (подчинение нижестоящего  прокурора вышестоящему прокурору  и Генеральному прокурору РФ);

     3) системности органов прокуратуры  (органы прокуратуры не только  взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

     Каждый  из элементов (звеньев) системы прокуратуры  РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов  прокуратуры РФ понимается установленный  Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры.

     Как определяется и разграничивается сфера деятельности территориальных и специализированных прокуратур?

     Приказом  Генерального прокурора РФ от 9 апреля 1996 г. № 24 разграничивается компетенция  территориальных и специализированных прокуратур. Это создает нормативную  основу по орга­низации взаимодействия прокуратур, устранению дублирования в их работе. По важным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры, независимо от их уровня в прокурорской системе, Генеральный прокурор РФ издает так называемые отраслевые приказы. В них конкретизируются задачи, возложенные на прокуратуру, определяются сферы правовых отношений, приоритетные при выполнении функций прокуратуры в данном направлении.

     Примером  комплексного нормативного регулирования  организации и деятельности органов  прокуратуры является приказ Генерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью». В нем дается оценка криминогенной ситуации, анализ наметившихся негативных явлений и тенденций, конкретизируются задачи органов прокуратуры, вводится ряд нормативных решений по регулирова­нию организационных отношений, в частности между территориальными и специализированными прокуратурами.

     Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается обеспечением законности в определенных сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

     Специализированные  органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку  проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.

     Первый  тип: военные, транспортные, войсковых  частей – осуществляющие возложенные  на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

     Второй  тип: природоохранные и по надзору  за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры  наряду с территориальными. Организация  и деятельность прокуратуры на них  распространяется в полной мере.

     Специализированные  прокуратуры служат необходимым  элементом прокурорской системы.

     Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и  органах. Систему органов военной  прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

     Транспортные  прокуратуры осуществляют расследование  преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов в административной деятельности органов милиции.

     Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы  и окружающей среды, расследование  экологических преступлений.

     Прокуратуры особо режимных объектов созданы  в целях охраны государственной  тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ. Следователи этих прокуратур расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах. Эти прокуратуры находятся в непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ.

     К какому направлению  деятельности прокуратуры  относятся действия помощника прокурора  и прокурора области?

     Помощники прокурора осуществляют:

    • проверку законов при исполнении судебных решений, связанных с взысканием материального ущерба с граждан и юридических лиц;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;
    • подготовку материалов для обращения вышестоящих прокуроров в арбитражный суд;
    • подготовку материалов для обращения в суд с исковыми заявлениями в предусмотренных законом случаях.

     Как мы видим, основной задачей помощника  прокурора является текущая работа по конкретным делам, касающимся определенных лиц. От него требуется не столько  надзор за состоянием законности в  какой-либо сфере деятельности, сколько  оперативное реагирование на нарушение прав граждан.

     Общенадзорная работа прокуратуры области осуществляется по нескольким относительно самостоятельным  направлениям:

    • надзор за соответствием законодательных актов органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и Федеральным законам;
    • надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов (что касается самих актов, то надзор за их исполнением является прерогативой других органов, прежде всего, органов контроля);
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за законностью привлечения граждан к административной ответственности;
    • надзор за исполнением законов в области экономики, соблюдения банковского, финансового, налогового, антимонопольного и другого законодательства;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами.

Информация о работе Задачи по "Правоохранительным органам"