Выдача лиц, совершивших преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 14:03, реферат

Описание работы

В современном мире проблема преступности представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. Факт отсутствия правового сотрудничества между государствами по уголовным делам на должном уровне, успешно используется преступностью, для того, что бы совершать преступления в одном государстве, в последствии скрыться на территории другого государства и тем самым избежать уголовного наказания, а в некоторых случаях продолжать преступную деятельность.

Содержание

I. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция) 3
Введение 3
1. Определение экстрадиции, ее норма и концепции. 4
1.1 Концепции экстрадиции. 4
1.2 Нормы экстрадиции. 6
2. Экстрадиционный процесс. 8
Заключение 12
II. Решение задач 13
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Готово.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 

  1. Выдача  лиц, совершивших преступление (экстрадиция)   3

    Введение           3

    1. Определение экстрадиции, ее норма и  концепции.    4

    1.1 Концепции  экстрадиции.        4

    1.2 Нормы экстрадиции.         6

    2. Экстрадиционный процесс.        8

    Заключение                  12

  1. Решение задач                 13

    Список использованной литературы              17 

 

    I. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

      Введение 

       В современном мире проблема преступности представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. Факт отсутствия правового сотрудничества между государствами по уголовным делам на должном уровне, успешно используется преступностью, для того, что бы совершать преступления в одном государстве, в последствии скрыться на территории другого государства и тем самым избежать уголовного наказания, а в некоторых случаях продолжать преступную деятельность. Ситуация осложнена еще тем, что растет число преступлений, которые подрывают основы не только национальной, но и международной безопасности.

       Важность правового регулирования института экстрадиции в системе, оказываемой государствами правовой помощи по уголовным делам, определяется как национальными интересами государств, в целях предупреждения уголовной преступности на их территории, так и интересами международного сотрудничества по борьбе с международными преступлениями, представляющими опасность для всего сообщества государств. В этой ситуации объединение совместных усилий государств, для осуществления сотрудничества в борьбе с преступностью, приобрело особое значение. Существенное место в этом сотрудничестве занимает институт экстрадиции.

       В связи с тем, что институт экстрадиции затрагивает многие дисциплины, исследования проблемы экстрадиции привлекали внимание целого ряда международных организаций и ученых. Изучение и разработка отдельных аспектов института экстрадиции были предметом неоднократного рассмотрения Института международного права, Международной ассоциации уголовного права, Ассоциации международного права и других.

 

      

    1. Определение экстрадиции, ее норма и  концепции.
 

       Впервые термин «экстрадиция» (франц. extradition - лат. ех - из, вне; и traditio - передача) вошел в оборот благодаря Франции,  где был официально употреблен в декрете от 19 февраля 1791 года, которым регламентировались отдельные процедуры выдачи, а сам французский язык получил в конце XVIII в. официальное признание в качестве рабочего языка дипломатической переписки по делам о выдаче.

       В разной литературе и словарях термин «экстрадиция» определяется по разному: в более широком и в более узком смысле. Краткое определение экстрадиции можно выразить в том, что термин «экстрадиция» сводиться только к выдачи одним государством другому лица, для привлечения его к уголовной ответственности. Но более правильным и широким определение экстрадиции будет звучать так: «экстрадиция – это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного  приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству1. 

      1.1 Концепции экстрадиции. 

       Нужно отметить, что в целом институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему отказывается в праве  на самостоятельное существование. Вследствие этого экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросы экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализу подвергаются лишь те нормы института экстрадиции, которые в той или иной мере оказываются связанными с выдачей. Вместе с тем вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не исчерпывается. Нужно уточнить, что экстрадиция и выдача не являются тождественными понятиями. Основополагающие международно-правовые документы об экстрадиции были приняты в послевоенное время и понятие экстрадиции, которое используется в них, опирается в основном на концепцию выдачи преступников.

       Практика  экстрадиции действительно поначалу опиралась на концепцию выдачи, но концепция выдачи отражала реалии экстрадиционной  деятельности государств в тех международно-правовых и политических реалиях, которые уже ушли в прошлое. В связи с этим экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей нельзя потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается, так как процедура экстрадиции может закончиться и отказом в выдаче.

       С одной стороны - институт выдачи является актом правовой помощи, который основан  на международных договорах и  базируется на общепризнанных нормах и принципах международного права, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находиться, требующему его передачи государству, на территории которого он совершила преступление или гражданином которого он является, для привлечения к уголовной ответственности или приведения к исполнению приговора. С другой стороны – в экстрадиции усматривается не только выдача преступников и наказание виновных, но и более широкие вопросы, которые состоят в правовой помощи и сотрудничестве между государствами. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что задачи, цели и функции института экстрадиции не повторяют и не поглощаются задачами, целями и функциями института выдачи. Нормы института экстрадиции охватывают более широкий круг вопросов, чем у выдачи. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции.

       В этом аспекте проявляется целый  ряд новых действий и целей: институт экстрадиции предусматривает регулирование международного сотрудничества и правовой помощи между государствами по уголовным и гражданским делам, а также принимает меры по обеспечению необходимых процессуальных и правовых гарантий, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдения прав человека. 

       Концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции  выдачи, можно определить как концепцию правовой помощи. Переход на новую концепцию способствовал дальнейшему развитию практики экстрадиции, вывел ее за пределы выдачи преступников, вследствие чего экстрадиция распространилась на более широкую область международно-правового сотрудничества между государствами. Концепция правовой помощи позволила существенно обогатить практику экстрадиции. В значительной мере расширяется круг участников экстрадиционной деятельности. Объединяются усилия государств, и повышается эффективность их международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.  

      1.2 Нормы экстрадиции. 

       Международно-правовое регулирование института экстрадиции  имеет два вида норм. Один можно  отнести к нормам романо-германской правовой системы, другой к нормам англо-саксонской правовой системе права. И один и другой вид норм имеет свои положительные и отрицательные стороны. Романо-германская правовая система права способствует обеспечению законности и права выдаваемого лица, но в тоже время она способствует виновному в совершенном преступлении избежать заслуженного наказания. Англо-саксонская система права способствует снижению роли общих принципов и предоставляет суду право выносить приговор по конкретному делу с учетом конкретных обстоятельств, преследуя цель обеспечить наказания преступника.

       Различие  в правовых системах находят свое отражение в международно-правовом регулировании института экстрадиции. Англо-саксонская правовая система  права отрицает существование принятых другими государствами принципов  экстрадиции в качестве общеобязательных. И на этот счет, самое основное внимание уделяется двусторонним договорам, которые регулируют сотрудничество государствами с одной системой права.

       Установление  международных норм об экстрадиции, можно считать отдельными элементами обеспечения законности при оказании правовой помощи в обеспечении прав человека, более важным моментом является проведение таких норм в действие.

       Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных  преступлений и преступлений международного характера, например, Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г., Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.

       Конституция РФ устанавливает: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также  передача осужденных для отбывания  наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации" (ст. 63). Условия и порядок выдачи регламентируется национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам. Согласно ст. 61 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это положение нашло закрепление и в уголовном законе. Оно разделяется многими современными государствами2.

 

    1. Экстрадиционный процесс.
 

       Различают три вида экстрадиции:

  1. выдача лиц, подозреваемых в каких-либо преступлениях, для привлечения к уголовной ответственности;
  2. выдача уже осужденных преступников для исполнения приговора;
  3. выдача на время (как правило, для участия в следственных и судебных процедурах).

       Экстрадиция реализуется в таких формах: 1) выдача; 2) отказ в выдаче; 3) отсрочка выдачи; 4) временная выдача; 5) экстрадиционный  транзит; 6) передача.

         Цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала бы права, свободы и интересы государства. Цели экстрадиции направлены в первую очередь на создание и укрепление единого юридического механизма, в котором задействованы разные государства, обеспечивающие юридические гарантии соблюдения международно-признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданства в сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания.

       В соответствии со сложившейся международной  практикой требование о выдаче преступника  государство предъявляет в случаях, когда:

  • преступление совершено на его территории;
  • преступник является гражданином этого государства;
  • преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

       В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

       В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем.

Информация о работе Выдача лиц, совершивших преступление