Всероссийский референдум и конституционный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
Всероссийский референдум и конституционный процесс…………...4
Спор двух проектов Конституций…………………………………......5
Два "согласованных" проекта Конституции…………………………..9
Обсуждение проектов Конституции в регионах. "Артподготовка" августа 1993 года………………………………………………………10
5. Значение Конституции РФ……….……………………………………13
Заключение………………..………………………………………………17
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат правоведение.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

     3. Два "согласованных" проекта  Конституции 

     Между тем первый этап деятельности Конституционного совещания вскоре завершился. 12 июля 1993 г. "доработанный и согласованный" проект Конституции Российской Федерации был подписан его участниками и вскоре опубликован.

     Получив от Президента одобренный Конституционным  совещанием текст проекта Конституции, Верховный Совет РФ обсудил его 20 июля 1993г.

     В итоге Верховный Совет РФ принял Постановление "О работе над проектом Конституции Российской Федерации", в котором предложил Конституционной  комиссии в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 4 июня 1993 г. продолжить работу над доработанным Рабочей группой Конституционной комиссии проектом Конституции, основные положения которого одобрил шестой Съезд, с участием полномочных представителей субъектов Федерации и с широким использованием положений проекта Конституционного совещания.

     Однако  привлекали внимание два других пункта. Обобщение поступающих поправок и предложений к проекту было возложено уже не только на Комиссию, но и на Комитет Верховного Совета по конституционному законодательству. А в целях "повышения эффективности работы над созданием согласованного проекта Конституции" Конституционной комиссии было поручено подготовить предложения о включении в ее состав дополнительно народных депутатов РФ, полномочных представителей субъектов Федерации, специалистов в области конституционного права, представителей общественных объединений. Верховный Совет РФ обратился к представительным органам власти регионов с предложением рекомендовать по одному полномочному представителю для работы в Конституционной комиссии Съезда.

     Стороны вновь имели паритет: у каждой был свой вариант "согласованного проекта Конституции Российской Федерации"

     Конституционная комиссия разослала по регионам свой проект Конституции, как того потребовали  руководители Советов субъектов  Федерации, собиравшиеся на очередное  совещание в Москве. Они посчитали  тогда ненормальным тот факт, что  региональные власти рассматривают  только проект Конституционного совещания. В сопроводительном письме Р.И. Хасбулатов попросил власти субъектов Федерации  до 1 октября направить свои предложения  и замечания к тексту Основного  Закона, а также предложения по порядку дальнейшей работы над ним, способах и сроках принятия новой  Конституции, учитывая, что Съезд  по вопросам Конституции намечено провести 17 ноября. В письме же от Конституционной  комиссии автор этих строк объяснил, что собой представляет проект, направляемый в регионы, какие в нем есть отличия от прежнего парламентского и от существующего президентского, а также предложил представительным органам власти субъектов высказать  свое мнение о проведении в сентябре многостороннего форума для выявления  и устранения разногласий по конституционной  реформе.

     Теперь  нужно было предпринимать усилия по выработке действительно единого  согласованного проекта.

     К сожалению, все еще не получалось прийти к единому мнению по ключевому  моменту - организации высшей власти в стране по новой Конституции  Российской Федерации. 

     4. Обсуждение проектов Конституции  в регионах. "Артподготовка"  августа 1993 года. 

     24 июля Президент РФ издал Указ N 1079 "О порядке согласования  проекта Конституции Российской  Федерации", которым определил  необходимым проведение согласования  подготовленного и одобренного  Конституционным совещанием проекта Конституции Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти и главами исполнительной власти (президентами) республик Российской Федерации. Рабочей комиссии было поручено обобщить также рекомендации регионов по порядку принятия новой Конституции Российской Федерации.

     В конце июля и начале августа развернулся  региональный этап конституционной  кампании: шло обсуждение проекта  Конституции в субъектах Федерации. И если голосование по проекту  Конституции, состоявшееся 12 июля в  Конституционном совещании, вызывало определенные вопросы, то теперь, когда  субъекты Федерации рассматривали  направленный им Президентом текст, начиналось голосование реальное. В  Кремле рассчитывали, что в сентябре пройдет заключительное заседание  Конституционного совещания, где руководители регионов парафируют проект Конституции.

     В подавляющем большинстве регионов, независимо от различий в линиях поведения  властей, обсуждения проектов Конституции  проходили вяло и не без проволочек. Это отмечали сотрудники аппаратов  представителей Президента в субъектах  Федерации. В значительном числе  регионов наряду с проектом Конституционного совещания рассматривался и проект Конституционной комиссии. Но ни центр, ни регионы не имели пока что единого  проекта, и планы с парафированием проекта Конституции находились под угрозой срыва.

     12 августа, в разгар летних отпусков  у одних и уборочной кампании  у других, Президент провел совещание  с представителями государственных  телерадиокомпаний и руководителями  СМИ, на котором пообещал: "Сентябрь  будет месяцем сверхбоевым, предстоит  решить коренной вопрос - вопрос  о власти, то есть о Конституции,  о выборах... Решительная политическая  схватка наступит в сентябре, а август надо использовать  для артподготовки".

     Артподготовка была начата буквально на следующий  день. 13 - 14 августа на совещании Совета глав республик в столице Карелии  центральной стала идея создания Совета Федерации. Это был не просто очередной эпизод борьбы за права  субъектов Федерации, а сюжет, который  стал концентрированным отражением политической ситуации того времени, времени  взаимного ослабления федеральными органами власти друг друга и как  следствие - утраты доверия к себе. Совет в Петрозаводске явился предпоследней прелюдией к решениям конца сентября 1993 г.

     В своем выступлении в Петрозаводске  Президент выдвинул идею формирования Совета Федерации - уже готовой верхней  палаты будущего парламента, подготовленную, как тогда утверждали, под руководством С.М. Шахрая. Идея создания такого консультативно-совещательного органа была поддержана руководителями состоявшихся в Кремле зональных  совещаний, в которых приняли  участие 58 руководителей исполнительной власти и 45 - представительной власти субъектов  Федерации. Предполагалось учредить новый  орган путем подписания соглашения всеми участниками Федеративного  договора, чтобы он смог собраться  на первое заседание уже в сентябре. Но для этого федеральный центр  должен был пойти на весьма серьезные  властные уступки, прежде всего республикам: эти уступки были закреплены в  крайне спорном законопроекте "Основы законодательства Российской Федерации  о реализации Федеративного договора".

     На  заседании в Петрозаводске, прежде всего благодаря усилиям члена  Конституционной комиссии, Председателя Верховного Совета Республики Карелия, было также принято решение провести совместное заседание Конституционного совещания и Конституционной  комиссии Съезда.

     16 августа автор этих строк направил  повторное обращение к Президенту  РФ и Председателю Верховного  Совета РФ, но продублировал его  в виде открытого обращения  в печати - с аргументированным  предложением срочного проведения  совместных переговоров по выработке  единого согласованного подхода к конституционной реформе накануне Съезда, намеченного на 17 ноября.

     20 августа Б.Н. Ельцин обратился  к Верховному Совету с предложением  провести политические консультации  на предмет возможности досрочных  выборов. Ответ с согласием  от координаторов 10 из 14 депутатских  фракций последовал 9 сентября.

     Дальнейшее  развитие событий известно. Обещанное "сентябрьское наступление" причудливым  образом уживалось с выполнением  распоряжения Президента от 8 сентября 1993 г. по созданию единого согласованного проекта Конституции. 21 сентября - 3 октября наступил конституционный коллапс, за которым последовало "восстановление конституционного порядка". После этого на заключительном этапе подготовки проекта Конституции до 29 октября работали подразделения Конституционного совещания, а вплоть до 8 ноября проект правился в Администрации Президента, в т.ч. лично Б.Н. Ельциным. В ходе месячной кампании прошла агитация за и против проекта, после чего последовало голосование 12 декабря 1993 г. 25 декабря новая Конституция Российской Федерации по результатам всенародного голосования была официально опубликована в "Российской газете" и вступила в силу на всей территории России.

     Наступала новая эпоха - эпоха реализации новой  Конституции Российской Федерации. 

     5. Значение Конституции РФ 

     Конституция для России сегодня значит очень  много. В Конституции и через  нее российское общество реализует  свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

     Сегодня в России часто говорят и пишут  о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.

     Конституция прежде всего вносит порядок и  организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

     Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру  государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

     Между тем Конституцию справедливо  называют главным, основным законом  государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие  в стране в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

     Будучи  принята в условиях переходного  этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

     Решать  задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Информация о работе Всероссийский референдум и конституционный процесс