Уголовное право зарубежных государств - школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Чезаре Беккариа итальянский юрист, его основная работа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.), сыгравшей решающую роль как в становлении данного направления, так и в развитии науки уголовного права в целом. Ч. Беккариа (1738-1794) опубликовал эту скромную по объему книгу-памфлет в возрасте 26 лет. Книга являлась удачным синтезом идей, высказанных ранее просветителями, прежде всего Ш. Монтескье, по вопросам уголовного права и правосудия.

Работа содержит 1 файл

УПЗС школа.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     А. Фейербах считал также обязательным установление уголовной ответственности  за конкретные, объективированные действия, а не мысли, убеждения или взгляды. Целью наказания ученый считал предупреждение преступлений путем психического сдерживания («теория психического принуждения»), при этом акцент делался на общую превенцию. Ученый настаивал на установлении в УК определенных санкций, поскольку возможный преступник должен иметь четкое представление о том, что его ожидает в случае нарушения уголовно-правового запрета. Наказания он делил на две группы: наказания «угрожаемые» и наказания «причиняемые». Цель первых — отвращение страхом, цель вторых — демонстрация действенности закона.

Взгляды А. Фейербаха  нашли свое отражение в ставшем законом проекте Баварского УК (1813 г.). Последний опирался на французское и итальянское уголовное законодательство и послужил в XIX в. образцом для уголовных кодексов многих германских государств. Работа А. Фейербаха «Уголовное право» была переведена на русский язык и в течение многих лет была единственным учебником уголовного права в России. 

Характеризуя учение классического направления в целом, укажем на его основные особенности. В основе построений «классиков» лежал постулат о свободе воли преступника, поэтому если человек, обладая нравственной свободой, избирает зло, он должен нести наказание за этот выбор.

     Главным принципом «классического» уголовного права является принцип законности (нет преступления, нет наказания  без указания на то в законе). В  связи с этим понятие преступления носит формальный характер. Наказание, согласно учению «классиков», лишено утилитарных, практических целей, оно выступает воздаянием для восстановления нарушенной справедливости или нарушенного права. Следует заметить, что «утилитарное» направление классической школы признавало цель общей и частной превенции. Вместе с тем, усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения.

     Наказание должно быть соразмерно причиненному преступлением вреду и вине преступника. В целом можно сказать, что  уголовное право «классиков» - это право деяния, а не деятеля. Учение классической школы сконцентрировано на общественно опасном деянии, причем главным образом на юридически значимых свойствах последнего.

     Сторонники  классического направления считали, что наука уголовного права является чисто юридической, имеющей практическое и прикладное значение. Изучение преступления, преступника и преступности как социальных явлений – задача иных наук, смежных уголовному праву (уголовной социологии, антропологии, статистики и др.).

     Заслуги классического направления перед уголовным правом не вызывают сомнений. Тем не менее, этой школе присущи очевидные недостатки, которые были и остаются постоянной мишенью критиков.

     Приверженность  представителей классической школы  уголовного права к анализу законодательного текста, конструированию и комментированию уголовно-правовых институтов в связи с волей законодателя и в отрыве от конкретных социально-исторических условий составила главный недостаток теоретических построений этой школы. Как писал Н. Д. Сергеевский, «при таком направлении уголовный кодекс получает значение не свода норм, выработанных действительной жизнью, а системы более или менее удачных или неудачных канцелярских правил…».

     Несомненным недостатком классической школы  является ограничение предмета науки уголовного права. Как верно указывал проф. Московского университета С. В. Познышев, «если наука ограничит свои построения обработкой положительного права, она не сможет подняться над существующим,  не сможет давать никаких указаний на то, что должно быть».

     «Классики»  явно преувеличивали возможности права  и закона воздействовать на социальные процессы, в том числе преступность. «Юридическое мировоззрение», привнесенное ими в уголовно-правовую науку, довольно часто перерождалось в «правовой фетишизм», представление о всесилии закона. Жизнь показала, что чрезмерная опора на уголовно-правовые меры без одновременного изменения социальных условий не приводит к позитивным результатам.

В советской  юридической литературе, как правило, давалось одностороннее освещение идей классической школы. Если ее гуманистическая направленность признавалась в период борьбы с феодализмом, то после прихода к власти буржуазии классическая школа рассматривалась как течение реакционное, направленное на апологетику существующего строя. Такой подход по существу перечеркивал прогрессивные достижения представителей этой школы. Конечно, у классиков были недостатки, однако они не могут заслонить всего того, что ими сделано в отстаивании гуманистических основ уголовного права. Принципиальные идеи этого направления сохраняются сегодня как в теории, так и в уголовном законодательстве всех демократических государств. 
 

Чезаре  Ломброзо (Антропологическая школа)

     Первыми к пересмотру догм уголовного права  призвали представители антропологической школы. Хотя ряд идей о связи преступного поведения и биологической природы человека высказывались и ранее, основателем антропологической школы обоснованно считается итальянский ученый Чезаре Ломброзо (1836—1909), профессор судебной медицины в университете Турина. Поэтому учение антропологической школы часто именуют ломброзианством, а саму школу - итальянской.

     Философской основой ломброзианства был вульгарный материализм, полностью переносящий  законы природы на общественные явления. В основе концепции Ч. Ломброзо лежал тезис о естественном характере и вечности  существования преступности в человеческом обществе. В своей работе «Преступный человек» (1876) Ч. Ломброзо утверждал, что преступник – это своеобразный антропологический тип, который побуждается к преступлению в силу множественных свойств и особенностей своей организации. Таким образом, причины преступного поведения заложены в биологической природе человека, что противоречило основному постулату «классиков» о свободе воли. 

     Ч. Ломброзо и его последователи призывали к коренному обновлению уголовного права, а фактически к его замене уголовной антропологией. На первое место в уголовном праве, по их мнению, должно выйти не деяние, а деятель-преступник — его нужно изучать, применяя соответствующие эмпирические методы исследования.

     Меры  борьбы с преступностью, предложенные Ч. Ломброзо, были, по меньшей мере, негуманными. Он выдвинул требование отказа от суда присяжных, а затем и замены судов  медицинскими учреждениями. Как говорили критики Ч. Ломброзо, для него нужен не суд, а следует действовать по правилу «измерить, взвесить и повесить». Итальянский ученый выступал за широкое применение смертной казни, в результате чего должны быть уничтожены многие привычные преступники. Среди других предложений - применение ссылки преступников в колонии, в малярийные местности на пожизненную каторгу, телесные наказания, расстрижение женщин за совершенные преступления и т.п.

     В более поздних работах Ч. Ломброзо отказался от признания всех преступников без исключения прирожденными и был вынужден также признать, что не все «прирожденные преступники» «обречены» на совершение преступлений: при благоприятных внешних, социальных, семейных и прочих факторах «преступные» склонности человека могут и не проявиться.

      После смерти Ламброзе его последователи изучали отдельные органы преступников и считали, что они расположены у них иначе, чем у других людей.

      В конце своей жизни Ламброзе пришел к выводу, что только 40% людей из 100 являются прирожденными преступниками. 
 

Энрико Ферри 

     Активным  сторонником использования позитивного  метода в науке уголовного права  был ученик Ч. Ломброзо - Энрико Ферри (1856—1928), для взглядов которого характерно рассмотрение преступления как результата взаимодействия трех групп факторов: физических, антропологических и социальных. В этом плане Э. Ферри был более, чем другие антропологи, близок к социологической школе.

     Разработанная им концепция о факторах преступности позволила Э. Ферри выдвинуть  идею о качественном пересмотре уголовного права: оно должно из права, карающего за моральную вину, быть преобразовано в право социальной защиты. С этой целью общество должно разработать ряд мер для нейтрализации лиц, находящихся в «опасном состоянии». Такие уголовно-правовые меры, как лишение свободы и ссылка, по мнению Э. Ферри, должны сохраниться, но их цель не устрашение или перевоспитание, а изоляция опасного лица и лишение его возможности причинять вред обществу.

     Э. Ферри занимался не только научной, но и практической деятельностью: будучи депутатом итальянского парламента от социалистической партии, он внес существенный вклад в реформирование итальянского уголовного права.  

       

Рафаэль Гарофало 

     Другой  известный итальянец - ученик Ч. Ломброзо Рафаэль Гарофало (1851—1934), в ответ на критику несостоятельной теории прирожденного преступника, разработал универсальное определение «естественного преступления» (reato naturale), не зависящего от уголовно-правового запрета: такое преступление посягает на «базовые человеческие чувства» - чувство сострадания (убийство, изнасилование и т.д.) и чувство честности (кража, мошенничество и т.д.). Именно к «естественным преступлениям» и применимы, по мнению Гарофало, основные выводы уголовной антропологии. Несмотря на размытые критерии классификации, предложенное Гарофало разделение преступлений на mala in se и mala prohibita (преступления по своей природе и преступления согласно закону) было воспринято и получило развитие в уголовно-правовой науке. 

     Вопреки определенной популярности среди ученых, программа антропологической школы не могла быть принята ни теорией уголовного права, ни законодателем того времени вследствие своей антинаучности, а также потому, что сводила уголовное право к средству расправы над человеком ввиду его биологических характеристик.

     Отметим, что попытки развития ломброзианских идей, в частности, обнаружения «гена преступности» продолжались и в XX веке. Биологический подход оказал влияние на законодательство ряда государств, что, например, проявилось в принятии в некоторых странах законов о стерилизации преступников.  
 

          Франц фон Лист ( социологическое направление)  

     Неудовлетворенность ученых абстрактными построениями «классиков»  и натурализмом ломброзианства привела  к появлению социологической школы уголовного права, представители которой попытались дать иное объяснение причин преступности и предложить свое видение принципов и задач уголовного права.

     Социологическая школа объединяет множество разнородных  течений и представляет собой  весьма эклектичную картину. Тем  не менее, всех «социологов» объединяла критика «старого» классического уголовного права и приверженность позитивному методу исследований. В основе взглядов на преступность сторонников социологической школы  лежала теория факторов, впервые предложенная Э. Ферри. Как правило, к таким факторам относились индивидуальные, физические и социально-экономические факторы, с преобладанием последних. Ядро научных воззрений «социологов» было сформировано главным образом в конце XIX в., в трудах А. Принса, В. Ван-Гамеля, Ф. фон Листа, основавших в 1889 г. Международный союз уголовного права.

     Широко  известны работы австрийского и немецкого  правоведа Франца фон Листа (1851-1919), родившегося в Вене в семье генерал-прокурора Австрии, обладавшего разносторонними научными интересами, снискавшего наибольшую известность в области уголовного права.

     К наиболее значимым положениям учения Ф. Листа относится его теория о целях наказания. По мысли ученого, главная цель наказания — предупреждение преступлений посредством применения уголовной репрессии. Ф. Лист предложил собственную классификацию преступников на две категории: случайных и постоянных. Постоянные, в свою очередь, делились им на ряд подгрупп: способные к исправлению, неисправимые, прирожденные. Меры, предложенные Листом, были ориентированы на тот или иной тип преступника.

     Призывая  к коренному реформированию уголовного права, Ф. Лист не считал возможным полностью  отказаться от уголовно-правовой доктрины и системы уголовного правосудия. Ученый, в отличие от более радикальных «социологов», осознавал, какую опасность может нести с собой отступление от принципа законности. Он называл положение nullum crimen sine lege «Великой хартией вольностей преступника», щитом, защищающим гражданина от произвола государства.

     Ф. Лист выдвинул концепцию собирательной уголовно-правовой науки: помимо правовой догматики, единая наука уголовного права интегрирует криминологию и уголовную политику. Изучение преступности и преступника — задача криминологии. Разработка уголовно-правовых мер борьбы с преступностью – цель уголовной политики.  Идея Ф. Листа об  интеграции уголовно-правовых наук особенно актуальна сегодня, когда очевидна ограниченность формально-правового подхода к противодействию преступности.

Информация о работе Уголовное право зарубежных государств - школы