Юрисдикция Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

В 1958 году правительство Франции, в связи с установлением Пятой республики, на основе переходных положений (которые были отменены Конституционным законом № 95-880 от 5 августа 1995 г.) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Тогда и были заложены основы судебной системы Франции. Она нашла свое правовое закрепление в разделе VIII Конституции «О судебной власти», а также в разделе VII, в котором регламентируется деятельность Конституционного Совета. Согласно статье 64 Конституции Франции от 3 июня 1958 года, президент страны является гарантом независимости судебной власти.

Содержание

Введение 3
Судебная система Франции 5
Прокуратура Франции 15
Адвокатура Франции 18
Заключение.……………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по судоустройству. Юрисдикция Франции.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных Отношений 
 
 
 

Реферат 
 

По дисциплине: Судоустройство

На тему: Юрисдикция Франции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Студентки 2 курса МП

Мялик Марианны Сергеевны

Руководитель  Сенько А.В. 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3

Судебная  система Франции  5

Прокуратура Франции 15

Адвокатура  Франции 18

Заключение.…………………………………………………………………………………………………………………………….............21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В 1958 году правительство Франции, в  связи с установлением Пятой республики, на основе переходных положений (которые были отменены Конституционным законом № 95-880 от 5 августа 1995 г.) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Тогда и были заложены основы судебной системы Франции. Она нашла свое правовое закрепление в разделе VIII Конституции «О судебной власти», а также в разделе VII, в котором регламентируется деятельность Конституционного Совета. Согласно статье 64 Конституции Франции от 3 июня 1958 года, президент страны является гарантом независимости судебной власти.

     Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (заключается в том, что решение принимается не единолично, а несколькими судьями); профессионализм (подразумевает под собой некоторые исключения, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий.

     Также Законом 1977 года был установлен принцип  бесплатности правосудия. Его значение в том, что расходы при осуществлении правосудия возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Однако, это правило не распространяется на уголовную юстицию, так как в данном случае то, что лицо восполняет причиненный ущерб обществу и отдельным лицам считается нормальным и справедливым.

     Еще один принцип — равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями.

     Функцию уголовного преследования во французском уголовном судопроизводстве осуществляют прокуратура и судебная полиция. Возникнув в XIV веке в период инквизиционного процесса, прокуратура с тех пор претерпела множество изменений и преобразований, пришедшихся в большинстве своем на 1789-1810 годы. Однако за ней все равно сохранилось прежнее предназначение, а именно выполнение карательных функций в государстве и поддержание власти главы государства. Деятельность прокуратуры во Франции регулируется ст. 31—48 УПК. Организационно прокуратура является частью министерства юстиции. Структура же прокуратуры во Франции организационно совпадает со структурой её судебной системы.

     Деятельность  адвокатуры во Франции регулируется Законом о реформе некоторых  судебных и юридических профессий 1971 года. Адвокаты объединены в автономные коллегии по судебным округам, а Национальная ассоциация адвокатов ведает лишь вопросами профессиональной этики, повышения квалификации и социального обеспечения адвокатов. Суд, при котором действует коллегия, контролирует прием в нее и исключение из ее состава.

     Таким образом, становится очевидно, что такое  распределение юрисдикции далеко не случайно. Данная тщательно продуманная  концепция опирается на теорию разделение властей. Судебная власть не выполняет обвинительных функций и не подотчетна прокурору, тогда как исполнительная власть осуществляет уголовное преследование, формулирует и поддерживает обвинение, не принимая окончательных решений по уголовному делу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Судебная  система Франции 

       Система общих судов во Франции включает в себя Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

       Кассационный  суд возглавляет всю эту систему общих судов и является одним из старейших государственных учреждений Франции. Однако, хоть он и существовал еще до революции 1789 года, но свое нынешнее название получил только в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат — пять по гражданским делам и одну по уголовным. В свою очередь «гражданские» палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам (она рассматривает дела по социальному страхованию, трудовым соглашениям и др.). Согласно декретам 1982 — 1983 гг., Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Еще одна категория служащих Кассационного суда — аудиторы, которые вместе с советниками-докладчиками, имеющими совещательный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию (их функции определены декретом 1984 г.).

       Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по два других представителя от каждой палаты.

       Большинство дел рассматривается только в  одной из палат. Постановление палаты выносится при участии в ее заседании не менее пяти членов Кассационного суда с решающим голосом, включенных в состав этой палаты. По некоторым вопросам, в частности относительно отклонения явно необоснованных жалоб либо жалоб на постановления обвинительной камеры апелляционного суда, решения могут приниматься коллегией из трех судей соответствующей палаты.

       Смешанные палаты созываются в случаях, когда  в одной из палат голоса разделились поровну либо если дело содержит вопрос, касающийся компетенции нескольких палат или вызывающий противоречивые суждения. Пленум Кассационного суда собирается для разбирательства таких дел, которые содержат вопросы принципиального характера, а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде.

       В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности обжалования в обычном, апелляционном, порядке. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта — только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного. Кассационный суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести свое собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только по конкретным делам, однако они оказывают существенное влияние на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особое значение имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики. Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и по социальным вопросам. В Парижском апелляционном суде насчитывается 25 палат, в Лионском — семь, в некоторых апелляционных судах — по одной палате. Дела рассматриваются в коллегиях в составе не менее трех, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел — пяти судей.

       Палаты  по уголовным делам в составе  председателя палаты и двух членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат). Рассмотрев апелляционную жалобу по уголовному делу, палата от имени апелляционного суда либо оставляет приговор в силе, либо отменяет его

и, как  правило, сама выносит новое решение (по существу, приговор) по делу. Лишь при необходимости палата направляет дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд. В составе каждого апелляционного суда имеется также одна или больше обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности за предварительным заключением обвиняемого, а также как орган предания суду.

       Палаты  по гражданским делам рассматривают  апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибуналами). Суды первой инстанции подразделяются применительно к разбирательству гражданских дел на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса, а применительно к разбирательству уголовных дел — на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. Термин «трибунал» в названиях французских судов, как гражданских, так и уголовных, указывает не на их чрезвычайный характер, а скорее на ограниченный, по сравнению с судами, объем их компетенции.

       Трибуналы большого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 181) имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с вице-председателями трибунала. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из не менее чем трех судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается единоличное судейское разбирательство, да и то при условии согласия на это сторон. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30 000 франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др. Если в округе трибунала большого процесса отсутствует торговый трибунал, то его функции выполняет трибунал большого процесса.

       Трибуналы малого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 470) были учреждены в 1958 г. взамен мировых судей, избиравшихся населением каждого кантона и существовавших во Франции с 1790 г. Они расположены в главных городах всех департаментов и всех округов, а также в некоторых крупных кантонах. В каждом трибунале малого процесса имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются судьями единолично. В компетенцию этого трибунала входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 000 франков (решения по делам с суммой иска до 13 000 франков не подлежат апелляционному обжалованию).

       Суды  присяжных, в исключительную компетенцию  которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте и носят соответствующие названия. В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе с председателем (членом апелляционного суда) и девять присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по департаментскому списку избирателей путем жребия после отбора специальными комиссиями. Сессии суда присяжных проводятся ежеквартально, а при необходимости и чаще. С 1808 по 1942 гг. присяжные (их было 12) образовывали самостоятельную коллегию, где решался только вопрос о виновности. Ныне они принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями, но по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и о наказании. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих обстоятельств, принимается большинством не менее чем в 8 голосов из 12 участников голосования. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, а оправдательный приговор не может быть обжалован обвинением и в кассационном порядке.

       Исправительные  трибуналы рассматривают по первой инстанции дела об уголовных деликтах (название «исправительный» связано с тем, что в ст.1 УК Франции наказания за уголовные деликты именуются исправительными). В качестве исправительного трибунала может выступать трибунал большого процесса, попеременно разбирающий то гражданские, то уголовные дела. В тех трибуналах большого процесса, где в связи со значительным объемом работы имеется много судей, образуется одна или несколько палат, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел, т.е. постоянно выступающих в качестве исправительного трибунала. Дела в исправительных трибуналах рассматриваются коллегиями из трех судей. Некоторые категории уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, охоты и рыболовства и др., могут рассматриваться единоличными судьями. В то же время в процессах, рассчитанных на длительное разбирательство, в состав коллегии могут быть назначены запасные судьи, полномочные заменить судью, выбывшего из процесса по болезни или по другим причинам. В некоторых трибуналах большого процесса в 1975 г. созданы коллегии судей, специализирующихся на разбирательстве особенно сложных дел об уголовных деликтах экономического и финансового характера.

Информация о работе Юрисдикция Франции