Государственная служба как комплексный правовой институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности процесса формирования служебного права как комплексной правовой отрасли и обоснование её самостоятельности в российской правовой системе.
Примечательным правовым действием стало принятие Федеральных законов «О системе государственной службы РФ», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где государственная служба страны рассматривается как целостная система, где целью дальнейшего совершенствования служебного законодательства Российской Федерации является создание единой правовой основы государственной службы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Государственная служба как комплексный правовой институт….…4
1.1 Понятие, структура правового института государственной службы……………………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Служебное право Росии(контрольная).doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Как известно, в  настоящее время в теории государственной  службы (точнее сказать, в теории публичной службы) наряду с понятием «государственный служащий» используется понятие «муниципальный служащий». Думается, что было бы целесообразно сформировать и выделить в теории, а также установить в законодательстве более общее и единое понятие, объединяющее вышеупомянутые виды служащих: служащие публичных учреждений — это лица, которые находятся на публичной службе или на службе юридического лица публичного права. Таким образом, публичная служба включает в себя профессиональную деятельность по исполнению полномочий различных соответствующих субъектов публичного права: федеральных органов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и образуемых ими органов, публичных объединений, фондов, учреждений и организаций. В зависимости от природы и характера публично-правового отношения в системе службы можно выделить государственно-служебное отношение (публичное право, административное право) и частноправовое трудовое отношение (частное право, трудовое право).

Статус муниципальных  служащих наряду со статусом государственных  служащих определяется федеральным законодательством, а также законодательством субъектов Федерации. Думается, что муниципальные служащие по правовому статусу (его основным составляющим элементам, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статутно-функциональной точки зрения их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т. д. являются совершенно одинаковыми, т. е. традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т. д. Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Законы субъектов Федерации подтверждают, что муниципальные служащие и государственные не отличаются по правовому статусу, устанавливая в одном законодательном акте статус и государственных служащих и муниципальных. (Например, в декабре 1994 г. принят Закон Воронежской области «О государственной и муниципальной службе в Воронежской области».)

Сегодня необходимо разрабатывать и принимать законодательные  акты о государственной и муниципальной службе в субъектах Федерации при непременном учете положений Федерального Закона «Об основах государственной службы РФ». Думается, что статус муниципальных служащих надо определять в тех же законодательных актах субъектов Федерации, в которых устанавливается и статус государственных служащих субъектов Федерации. Причины такого подхода, по нашему мнению, состоят в следующем:

1) необходимо  учитывать основные положения  конституций республик, уставов  краев, областей, посвященные не  только основам службы, но и  специфическим чертам построения  системы органов государственной власти в субъекте Федерации: государственно-правовой статус субъекта Федерации, основы государственной власти субъекта Федерации, местное самоуправление, экономика, финансы и т. д.;

2) при создании  законодательного акта о государственной и муниципальной службе надо обязательно использовать особенности местного самоуправления на соответствующей региональной территории; создавать единое законодательство о местном самоуправлении, являющееся частью всего осуществляемого управления на территории субъекта Федерации;

3) обеспечивать  единство кадровой политики, проводимой  на территории субъекта Федерации различными государственными органами и органами местного самоуправления;

4) обеспечивать  единство правового статуса служащих  в государственных органах и органах местного самоуправления субъекта Федерации;

5) создавать  специфическую систему государственной  и муниципальной службы, т. е. конкретную модель службы, отличающуюся определенными особенностями в каждом субъекте Федерации;

6) необходимость в течение ближайших нескольких лет осуществить дальнейшее реформирование государственной службы; очевидно, что особенности государственной службы в плане ее реформы будут оказывать заметное влияние и на развитие службы муниципальной.

 

В Конституции России, с точки зрения государственной службы, выделяются два принципиальных положения: первое -это принцип равнодоступности граждан к государственной службе, второе — отнесение к ведению Российской Федерации вопросов федеральной государственной службы. Это исходные, концептуальные догмы для всей концепции государственной службы. 
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» конкретизирует общие положения, однако во многом сохраняет качества правовой и теоретической первоосновы для дальнейшего углубленного регламентирования основных вопросов проблематики государственной службы.

Нередко возникает вопрос: институт государственной  службы — это в «чистом» виде феномен административного права  или он имеет сложный, комплексный характер, который соприкасается с конституционным правом, трудовым правом, функциональным и рядом других отраслей российского права? Ответ может быть только один: государственная служба — это комплексный социально-правовой институт, соприкасающийся с названными и другими отраслями права, но его сердцевина, главное поле реального проявления и воплощения — это административное право. Поэтому не случайно данная проблема изучается в курсе административного права, что, конечно, не исключает выделения всего комплекса связанных с ней вопросов организации, статуса и деятельности в самостоятельный учебный курс, и даже, с учетом всех аргументов, — в правовую отрасль или самостоятельное правовое образование.

 

 

Подчеркнем  некоторые принципиальные моменты Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Во-первых, закон содержит определение государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими должности категорий «Б» и «В».

Разновидности государственной службы обусловлены  действием принципа федерализма  и принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную.

Государственная служба включает в себя: 
1. Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 
2. Государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Различают также другие виды государственной  службы. Современная государственная  служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т. д. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.

В специальной  литературе существует подразделение государственной службы на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органах Российской Федерации и ее субъектах, в администрации области) и милитаризованную(например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть: 
общефункциональной — это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах и т. д.); 
специальной — это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса). Гражданская и милитаризованная служба могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особой внутриотраслевой компетенции; 
Милитаризованная служба (военная, милицейская, полицейская и т. д.) имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих.

Во-вторых, даны общие положения, касающиеся понятия государственной должности. Их содержание сводится к следующему. 
Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются:

1. Государственные  должности категории «А» —  должности, устанавливаемые Конституцией  Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.).

Размер  и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории «А», определяются федеральными законами и законами субъектов РФ;

2. Государственные  должности категории «Б» —  должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

3. Государственные  должности категории «В» —  должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. 
 Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» содержится в Реестре государственных должностей в Российской Федерации. 
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

4. Государственная  должность государственной службы  категорий «Б» или «В», включенная  в Реестр государственных должностей  государственной службы Российской  Федерации. 
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.

В Реестр государственных должностей государственной  службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий  «Б» или «В», классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. 
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом РФ. Такой Реестр был утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Реестр  включает в себя унифицированные  наименования распределенных по группам  государственных должностей федеральных  государственных служащих и государственных  должностей федеральных государственных  служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.Реестр состоит из соответствующих частей и разделов, по которым распределены государственные должности федеральных государственных служащих.

Заключение

Современное реформирование государственной (публичной) службы усиливает тенденции сведения сходных правоотношений в одну правовую отрасль. Законотворческий процесс в области государственной службы России приведет, на мой взгляд, к тому, что в ближайшем будущем появится новая отрасль права — служебное право — со своим предметом правового регулирования, т. е. системой правовых норм, регулирующих отношения в области государственной службы.

Служебное право  должно стать регулятором государственно-служебных отношений не только в сфере деятельности государственных органов, внутри государственной администрации, но и в области функционирования органов местного самоуправления. Со временем при четком отграничении публичного и частного права, законодательном оформлении публичной службы, создании служебного права нормы трудового права перестанут играть существенную роль (или вообще исчезнут) в общем, регулировании государственной службы. Однако это не исключает того, что важнейшие вопросы, которые относятся традиционно к сфере трудового права, сохранятся внутри государственной службы без правового оформления.

Федеральный закон  «Об основах государственной  службы РФ» — важный законодательный акт, который положил начало действительной реформе государственной службы в Российской Федерации. Думается, что на его основе в России можно обеспечить разработку и принятие ряда законодательных актов, качественно и эффективно регламентирующих государственно-служебные отношения. Очевидно, что некоторые положения указанного Закона претерпят изменения.

 

Список  использованных источников

1. Поборчая Н.П. Советская государственная служба: Канд. дис. Л., 1952.

2. Фаянс Н.И. Советская государственная служба на современном этапе: Канд. дис. М, 1955.

3. Манохин В.М. Советская государственная служба. М.. 1966. ; Воробьев В.А.Советская государственная служба: Административно-правовые аспекты. Ростов-н/Д., 1986.

4. Овсянко Д.М. Административное право. М., 1994.

Информация о работе Государственная служба как комплексный правовой институт