Государственная измена, шпионаж, основания освобождения от уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж, посягательст

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Основы конституционного строя и безопасности государства, как и нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются компонентом (составной частью) большой группы общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование государственной власти в Российской Федерации. Наиболее опасными из числа преступлений раздела уголовного закона, посвященного преступлениям против государственной власти являются преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, поскольку они затрагивают основы общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность.

Содержание

Введение ……………………………………..……………………………………3
Уголовно-правовая характеристика некоторых преступлений против основ Конституционного строя и безопасности государства..…………….…..5
1.1. Уголовно-правовая характеристика государственной измены…..………………………………………………………...….51.2. Уголовно-правовая характеристика шпионажа………..……10
Проблемы уголовной ответственности за некоторые преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства................................................................................................15
2.1. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля…………………..15
2.2. Уголовная ответственность за диверсию…………………...23
Заключение ………………………………………………………………………26
Список использованных источников ………………….

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     При квалификации данного преступления проблемы возникают, в частности, при определении понятий «государственный деятель», «общественный деятель», «посягательство на жизнь». Наиболее спорным вопросом как определение понятия государственного или общественного деятеля. По существу, такое определение круга потерпевших является оценочным, зависящим от усмотрения правоприменителя. Действительно, уголовный закон не определяет государственную должность, занимая которую потерпевший может быть признан государственным деятелем.

     Нет единого мнения по этому вопросу  и среди ученых. Например, Ю.М. Антонян  считает, что государственными деятелями могут быть признаны не просто государственные служащие, а лишь те лица, которые занимают достаточно высокий пост в государстве. Это представители высшего руководства России и всех ее регионов, в том числе руководители ведомств и члены парламента. При этом автор использует такие оценочные понятия, как «достаточно высокий пост в государстве» и «служащие более высокого ранга»1.

     А.И. Рарог относит к государственным  деятелям руководителей и иных должностных  лиц высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прокуратуры РФ или ее субъектов (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители федеральных ведомств, лица, занимающие аналогичные должности субъектов Федерации, прокуроры, федеральные судьи, следователи и т.д.)2.

     Дьяков  С.В. полагает, что к государственным  деятелям относятся ответственные  работники не только высших, но и  местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции. Следовательно, он включает в круг потерпевших и муниципальных деятелей. С таким подходом следует согласиться по следующим причинам1.

     А.В. Ханько, к государственным деятелям относит руководителей и иных должностных лиц высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов прокуратуры РФ и ее субъектов, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов Федерации, прокуроры, судьи и др.)2.

     По мнению Ю.Е. Пудовочкина, к государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица. К государственным деятелям следует относить также депутатов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.3

     Так, А.В. Наумов считает, что под государственным деятелем в теории и на практике длительное время понимались не только работники государственных предприятий, учреждений и организаций, занимающие высокие посты в государстве, но и рядовые работники. Например, после окончания Великой Отечественной войны на освобожденных от оккупации территориях потерпевшими от террористических актов признавались учителя, врачи, финансисты, рядовые военнослужащие и т.д. Следует признать, что применительно к сегодняшним дням такое толкование устарело и является расширительным. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это - представители высшего руководства Российской Федерации, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники1.

     Е. Трошкин, С. Токмаков, правильно на наш  взгляд, полагают, что государственные  служащие, независимо от занимаемой должности, государственными деятелями не являются. Они не участвуют в выработке и формировании государственной политики на государственном уровне. Не преуменьшая общественной опасности убийств государственных служащих, следует отметить, что они не наносят серьезного урона функционированию политической системы Российской Федерации. Государственным деятелем следует признавать лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственные должности субъектов Федерации. Порядок наделения данных лиц властными полномочиями закреплен в Конституции Российской Федерации, их деятельность носит ярко выраженный политический характер. Посягательства на жизнь Президента РФ, федеральных министров, судей высших судов РФ, а также лиц, занимающих аналогичные должности в ее субъектах, наносят колоссальный ущерб функционированию политической системы Российской Федерации2.

     Фигура «общественного деятеля» вызывает еще более острую дискуссию в уголовно-правовой литературе.

     Так, А.В. Ханько, к общественным деятелям относит лиц, возглавляющих, входящих в руководящие органы или активно участвующих в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровне1.

     По мнению Ю.Е. Пудовочкина, общественные деятели - это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования2.

     Так, А.В. Наумов считает, что под общественным деятелем следует понимать руководителей или руководящих работников различных общественных организаций и политических партий3.

     Таким образом, при рассмотрении вопроса, касающегося уголовной ответственности  за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует учитывать, что данное преступление относится к виду преступлений, посягающих на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность.

     Государственным деятелем следует признавать лицо, занимающее государственную должность  Российской Федерации или государственные  должности субъектов Федерации. Порядок наделения данных лиц властными полномочиями закреплен в Конституции Российской Федерации, их деятельность носит ярко выраженный политический характер.

     Под общественным деятелем следует понимать руководителей или руководящих  работников различных общественных организаций и политических партий. 

      2.2. Уголовная ответственность за  диверсию 

     Согласно  ч. 1 ст. 281 (Диверсия) ТК РФ диверсия – это совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

     По  непосредственному объекту в  специальной литературе по уголовному праву исследователями приводится различная классификация преступлений, предусмотренных гл. 29 УК РФ, в том числе места в ней такого преступления как диверсия.

     Одни  авторы считают, что диверсия относится  к виду преступлений, посягающих на экономическую безопасность.

     Так, Дьяков С.В., диверсию включает в группу преступлений, посягающие на экономическую  безопасность1.

     А.С. Горелик также относит диверсию в группу преступлений, посягающих на экономическую безопасность2.

     Другие  авторы считают, что диверсия относится к виду преступлений, посягающих не только на экономическую безопасность, но и обороноспособность.

     Так, Ю.М. Ткачевский и И.М. Тяжкова, на наш взгляд справедливо диверсию относят к виду преступлений, посягающих на экономическую безопасность и обороноспособность3.

     А.И. Рарог относит диверсию в группу преступлений, посягающих на экономическую  безопасность и обороноспособность Российской Федерации4.

     Другие  авторы считают, что диверсия относится  к виду преступлений, посягающих посягающих на безопасность государства или направленных против основ безопасности государства.

     Так, Г.М. Миньковский, включает диверсию в группу преступлений, посягающих на безопасность государства1.

     С.М. Кочои, диверсию относит к виду преступлений против основ безопасности государства2.

     В теории уголовного права отсутствуют  единые критерии отграничения диверсии от акта терроризма.

     Так, по мнению А.В. Шведко, наличие цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации отличает диверсию от акта терроризма, преследующего цели нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания неправомерного воздействия на принятие решений органами власти (ст. 205 УК РФ)3.

     С.В. Дьяков также полагает, что от терроризма (ст. 205 УК РФ) диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма, в отличие от цели диверсии иные: нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти4.

     Более развернутый перечень основных различий диверсии от террористического акта предлагает Ю.Е. Пудовочкин, по мнению которого, их основные различия заключаются в следующем:

     а) предметом диверсии является ограниченный круг предприятий и сооружений, в  то время как при терроризме им могут выступать любые предметы;

     б) если диверсия объективно выражается в совершении действий, направленных на уничтожение или повреждение  предметов, то терроризм образует и  угроза совершения указанных действий;

     в) целью диверсии является подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны, в связи с чем уничтожение или повреждение предприятий или сооружений важно для преступника само по себе, целью же совершения террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти, в связи с чем уничтожение или повреждение определенных материальных объектов значимо лишь с точки зрения создания атмосферы общественного страха1.

     В.М. Лебедев отмечает, что цели диверсию следует отличать от такого похожего преступления, как терроризм (основное отличие). Если виновный, совершая взрывы, поджоги и иные действия, преследовал как цели диверсии, так и цели терроризма, то его действия следует квалифицировать по совокупности этих преступлений2.

     Таким образом, диверсия – это совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

     Диверсию  следует относить к видам преступлений, посягающих на экономическую безопасность и обороноспособность.

     Диверсию  от терроризма следует отличать по направленности совершения общеопасных  действий. Цели терроризма, в отличие от цели диверсии иные: нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. 

     Заключение  

     Согласно  уголовного закона государственная измена, представляет собой шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.

     Многие  приведенные выше авторы, на наш взгляд, справедливо под выдачей государственной тайны понимают устное или письменное, а также сделанное иными средствами и способами (например, передача чертежа, фотографии, образца, модели) сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Информация о работе Государственная измена, шпионаж, основания освобождения от уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж, посягательст