Дознаватель и его полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:16, реферат

Описание работы

Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права.

Работа содержит 1 файл

ПРАКТИКА ДОЗНАНИЕ.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Я выбрал местом прохождения производственной практики, органы дознании, так как на современном этапе развития в Российской Федерации имеют место интенсивные преобразования системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства, основой которого являются органы дознания.

     В основе модернизации дознания ¾ идея  усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем. Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК РФ для дознания.

     Целью  данной  работы  служит  исследование вопросов, касающихся деятельности  органов  дознания.  Органы  дознания,  по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной  и неотъемлемой  частью  всей  системы  органов  охраны   права.

     Ведь   если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными  являются  все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I Система органов дознания. 

           С учетом характера совершаемых  преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в  уголовном судопроизводстве рассредоточено  по  различным  органам  государственного  управления.   В соответствии  с  ныне  действующим  законодательством   к  числу  органов дознания относятся:

     1. Милиция;

     2. Командиры воинских частей, соединений  и начальники военных учреждений;

     3. Органы федеральной службы безопасности;

     4. Начальники исправительных учреждений  и следственных изоляторов;

     5. Органы государственного пожарного  надзора;

     6. Органы пограничной службы Р.  Ф.;

     7. Капитаны морских судов, находящиеся   в  дальнем  плавании,  и  начальники

       зимовок в период отсутствия  транспортных связей с зимовкой;

     8. Федеральные органы налоговой  полиции;

     9. Таможенные органы;

     Данный  перечень органов  дознания,  в  совокупности  с  подсудными  им делами, приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в соответствии с Законом.

     Процессуальная  деятельность  органа  дознания  основана  на  уголовно-процессуальном законодательстве и производна от основной функции  данного органа.  Тем  не менее,  для   одних   органов   производство   дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других - носит эпизодический  характер.  Так,  милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то  время  как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает  по  различным основаниям:

     - по  составам  преступлений  (например,  органы  государственного

     пожарного надзора вправе производить дознание лишь по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности.);

     - территориальными  и  погодными   условиями  (например,  производство дознания возлагается на капитанов морских судов,  находящихся  в  дальнем плавании или на начальников зимовок - в  период  отсутствия  транспортных связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);

     - субъектами  преступлений  (например,  командиры  воинских  частей,

     соединений,  военных  учреждений  проводят  дознание  по  делам  о   всех

     преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);

     Анализируя  статью 117 УПК, можно выявить, что  уголовно-процессуальный закон в одних случаях при определении круга органов  дознания  относит  к ним руководителей отдельных учреждений  (начальников,  командиров),  а  в других   -  государственные  органы  (милиция,  государственный  пожарный надзор, федеральные органы налоговой полиции и т.д.) без указания,  какие должностные лица должны вести дознание.

     Закон  различает  понятие  и  компетенцию  органа  дознания  и лица,

     производящего дознание.

     Орган  дознания  представляет   его   руководитель,   который   вправе

     производить дознание по любому делу, отнесенному  к компетенции  дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая  по  ним  любые, предусмотренные  законом  решения.  В  этих  случаях  он  руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так  и  лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу  уполномоченному должностному лицу - лицу, производящему  дознание.  Стоит  отметить,  что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные  уголовно-процессуальным  законом  процессуальные  права  и   обязанности.   Будучи самостоятельным  субъектом  процесса,   оно   тщательно   исследует   все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе  ч.  1 ст. 71 УПК оценивает  доказательства  по  своему  внутреннему  убеждению, основанному  на  всестороннем,  полном  и  объективном  рассмотрении  всех обстоятельств  дела  в  их   совокупности,   руководствуясь   законом   и правосознанием. Лицо, производящее  дознание,  несет  ответственность  за законность и обоснованность своих  действий.  Однако  его  процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это  проявляется  во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором.  Если следователь все решения принимает самостоятельно,  кроме  случаев,  когда требуется санкция прокурора  или  решение  суда,  то  лицо,  производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который  при  поручении  расследования  преступления  должностному  лицу, начальник органа дознания сохраняет за  собой  право  контролировать  его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет  ответственность  за  решение  процессуальных   задач,   касающихся раскрытия  преступления,  изобличения  виновных,  обеспечения  возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. или по его поручению.

     Необходимо  отметить, что в соответствии с  нормами УПК  РСФСР  наиболее важные решения по делу принимает именно  орган  дознания №.  Только  орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в  его  возбуждении (ст.  112-114  УПК),   задержать   лицо,   подозреваемое   в   совершении преступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить производство  по делу (ст. 124 УПК). В круг его обязанностей  входит  выявление причин  и условий  совершения  преступлений  и  принятие  необходимых  мер   к   их устранению (ст. 21, 21 ч. 1 УПК). Практически это  означает,  что  данные решения  принимаются  от  имени  начальника органа  дознания   либо   им утверждаются. 

     II Деятельность органов дознания. 

     В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также  ст. 127 ч. 4  и  ст.  132 ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:

     1. Производить предусмотренные уголовно-процессуальным  законом  действия  и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений  и  лиц их совершивших.

     2.  Принимать  все  меры,  необходимые   для  предупреждения   и   пресечения преступления.

     3. Выполнять поручения и указания  следователей в  производстве  следственных и розыскных действий, оказывать им  помощь  при  проведении  следственных действий.

     По смыслу уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего обязанности интересующих нас органов,  органы  дознания являются органами предварительного расследования, уполномоченные,  как  и следователь,  осуществлять  процессуальную   деятельность   в   связи   с поступающей к ним информации о совершении преступления.

     В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных функций:   уголовно-процессуальной   и   оперативно-розыскной,    которые объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых  нами правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной  деятельности органы дознания осуществляют следующие функции:

     - рассмотрение и разрешение заявлений  о преступлениях.

     В соответствии со ст. 109  ч.1  УПК  органы  дознания  обязаны  принимать заявления  и  сообщения  о  любом  совершенном   или   подготовляемом

     преступлении  и принимать по ним решения  в срок не более трех суток со дня

     получения заявления или сообщения, а в  исключительных случаях - в срок не  более десяти суток.

     Заявления  могут  приниматься,  как   устные,   так   и   письменные (обязательны от предприятий, учреждений, организаций и должностных  лиц). Устные заявления заносятся в протокол, которые  подписывают  заявитель  и лица производящие  дознание,  если  он  принял  заявление  (ст.110  УПК). Протокол также составляется и при явке с повинной (ст. 11 УПК РСФСР). После ознакомления с  поступившим  заявлением  принимается  одно  из следующих решений:

     1) Возбудить уголовное дело в  порядке, доказанном в ст. 112 УПК.

     2)  Отказать  в  возбуждении   дела.  При   этом   выносится мотивированное постановление (ст. 112 УПК).

     3) Передать заявление или сообщение  по  подследственности  или  подсудности (ст. 114 УПК).

     -  проведение проверочных действий  в связи с наличием иных  поводов  к возбуждению уголовного дела.

     -  дознание.

     Данная  функция закреплена в ст.115 УПК, в  которой четко говорится о  том, что после вынесения постановления о возбуждении  уголовного  дела,  орган дознания приступает к  производству  дознания,  руководствуясь  правилами уголовно-процессуального закона с санкции прокурора

     - досудебная подготовка материалов  в протокольной форме.

     По  делам о преступлениях, перечисленных  ст. 414 УПК, органы дознания  не позднее   чем   в   десятидневный   срок   устанавливают   обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку  о  наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику  с  места  его работы или учебы и другие материалы, имеющие  значение  для  рассмотрения дела в суде  (ч.  1  ст.  415).  Обстоятельства  совершения  преступления заносятся в протокол, который составляется в соответствии со ст. 415 ч. 3 УПК РСФСР.

     -  производство  розыскных  и   следственных  действий  по   поручениям следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РСФСР).

     -   участие   в   отдельных   следственных    действиях,    проводимых

     следователями, для оказания помощи.

     Данная  функция нашла свое закрепление  в ст.127 ч.4 УПК, которая  гласит: следователь по  расследуемым  им  делам  в  праве  требовать  от  органов дознания содействия при  производстве  отдельных  следственных  действий.

     Свое  требование он представляет в письменном виде,  и  оно  является для органов дознания обязательно-выполнимым.

           Приведенные выше функции  осуществляются  органами дознания  в  период уголовно-процессуальной  деятельности.  Что   же   касается   оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется,  следовало бы  сначала перечислить  те  государственные  органы,  в  полномочия  которых  входит оперативно-розыскная  деятельность.  Так,  в  соответствии  со   ст.   13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право  осуществлять  оперативно-розыскную  деятельность   предоставляется оперативным подразделениям:

Информация о работе Дознаватель и его полномочия