Дополнительные виды наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлена цель охарактеризовать сущность и виды дополнительных наказаний.
Задачи работы:
Раскрыть сущность и функции системы дополнительных наказаний;
Охарактеризовать основные виды дополнительных наказаний.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и функции дополнительных наказаний 5
2. Особенности назначения штрафа как дополнительного наказания 9
2.1 Понятие штрафа как дополнительного наказания 9
2.2 Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа 11
2. Сущность наказаний в виде ограничения свободы 14
2.1 Общая характеристика наказания 14
2.2 Основные характеристики наказания 17
3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 19
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Доп виды наказаний курсовая работа.docx

— 54.62 Кб (Скачать)

Видимо, в силу своей факультативности наказание  в виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград не только остается недооцененным судьями, но и нечасто привлекает к себе исследовательское внимание ученых.

Как правило, лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград рассматривается  в связи с исследованием дополнительных видов наказаний или наказаний, не связанных с изоляцией осужденного  от общества8.

Получение чинов, званий и наград, а также  их лишение как виды государственного поощрения и депоощрения как правило, тесно связаны с государственной службой, так как данные правовые блага зачастую являются производными от нее и зависят от вида государственной службы, занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто состоит на государственной службе.

В настоящее  время система государственных  наград определяется "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации" от 13 сентября 2010 года9

Следует отметить, что лишение государственных  наград может быть произведено только Президентом РФ и оформляется  в виде соответствующего Указа. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные  знаки к почетным званиям, документы  о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными  органами и направляются в Службу государственных наград Президента РФ.

В соответствии со ст. 48 УК, кроме государственных  наград и почетных званий, о которых  говорилось выше, осужденный может  быть лишен специального, воинского  звания или классного чина.

Специальные звания – это звания, присваиваемые  в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке  работникам органов внутренних дел, Министерства по налогам и сборам РФ, дипломатической, таможенной служб  и т.п.

Не относятся  к специальным званиям ученые звания (например, старший научный  сотрудник, доцент, профессор), ученые степени (кандидат наук, доктор наук), а  также звания, носящие квалификационный характер, например, профессиональные квалификационные звания (токарь 3-го разряда, слесарь 4-го разряда и т.п.) и спортивные звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.п.).Воинские звания представляют собой специальные  наименования, персонально присваиваемые  каждому военнослужащему и военнообязанному Вооруженных Сил России, Военно-морского флота, а также сотрудникам федеральной  пограничной службы, федеральной  службы безопасности, органов внешней  разведки и других войск (например, железнодорожных, пограничных). Это  солдаты и матросы; сержанты и  старшины; прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. Указанные  звания присваиваются с учетом служебного положения, воинской или специальной  подготовки того или иного военнослужащего, принадлежащего к соответствующему роду войск или виду службы, а  также в соответствии с заслугами.

Следует иметь в виду, что в качестве меры наказания может быть применено  только лишение воинского или  специального звания, но не снижение в  звании.

Вместе  с тем в судебной практике встречаются  случаи, когда, несмотря на то, что имеются  все, предусмотренные законом условия  для назначения виновному дополнительного  наказания, предусмотренного ст. 48 УК РФ, данное наказание, однако, не применяется. Так, военнослужащий Р., имеющий звание старшины, был признан виновным в  совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 338 УК РФ («Дезертирство»), и осужден  к 6 годам лишения свободы в  исправительной колонии общего режима. Как видно из материалов дела, Р. совершил тяжкое преступление, по службе характеризовался отрицательно, до призыва  в армию привлекался к уголовной  ответственности. Несмотря на это, суд  не лишил виновного имевшегося у  него воинского звания10.

В другом случае Определением Военной Коллегии Верховного Суда РФ дополнительное наказание  в виде лишения виновного воинского  звания «старший лейтенант» было исключено  из приговора, поскольку оно не было назначено отдельно ни за одно из вмененных  обвиняемому Щ. преступлений (хотя они  и относились к категории тяжких и особо тяжких – п. «з» ч. 2 ст. 105, пп. «б», «в» ч. 3 ст. 162, ч. 2 ст. 222, п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ).

Классные  чины – это квалификационные чины, которые присваиваются в установленном  законом порядке государственным  служащим, занимающим государственные  должности Российской Федерации  или субъектов Федерации (действительный государственный советник РФ, государственный  советник 1, 2 или 3 класса, советник государственной  службы 1, 2 или 3 класса), сотрудникам  органов прокуратуры, следователям, судьям (Действительный государственный  советник юстиции, Государственный  советник юстиции 1, 2 или 3 класса, старший  советник юстиции, советник юстиции, младший  советник юстиции, юрист 1, 2 или 3 класса). Аналогичные классные чины присваиваются  сотрудникам министерств иностранных  дел, морского флота, путей сообщения.

Вопрос  о лишении званий и чинов может  решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших  в запас или отставку. В отличие  от ранее действовавшего законодательства, суд может самостоятельно по приговору  лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной  награды независимо от того, какой  орган или какое должностное  лицо присвоили это звание, чин  или удостоили награды

Судебная  практика показывает, что в некоторых  случаях при назначении наказания  в виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград суды не всегда учитывают принципы действия закона во времени. Кроме того, при  назначении данного наказания по смыслу ст. 48 УК РФ следует конкретно  указывать, чего именно лишается осужденный. Причем за пределы названных званий, чинов и наград суд выходить не должен.

Как отмечалось ранее, рассматриваемое дополнительное наказание не может применяться  к лицам, осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими или особо  тяжкими. Законодатель, таким образом, значительно сузил круг преступлений, по которым возможно его назначение, что в какой-то мере сокращает  возможности суда в индивидуализации наказания и смягчает уголовную  репрессию в отношении лиц, имеющих  права и блага, лишение которых  предусмотрено ст. 48 УК РФ, и совершивших  преступления небольшой или средней  тяжести. Это, однако, не лишает суд  права вынести частное определение  о совершении осужденным действий, несовместимых с присвоенным  ему званием, например, при осуждении  лица, имеющего звание заслуженного врача  Российской Федерации, за неоказание помощи больному по ст. 124 УК, хотя это преступление не является ни тяжким, ни особо тяжким

Частное определение направляется органу или  должностному лицу, присвоившему данное звание, в том числе и Президенту Российской Федерации. Эти лица вправе лишить осужденного присвоенного звания и награды. Однако решение по существу принимает не суд, а соответствующий  орган или должностное лицо, причем лишение лица звания в таком порядке  дополнительным наказанием не является.

По своей  правовой природе наказание в  виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград не отличается от иных видов уголовных наказаний. Вместе с тем ему присущи определенные особенности.

Во-первых, оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК РФ. Следовательно, в каждом случае совершения лицом  тяжкого или особо тяжкого  преступления суд обязан рассматривать  вопрос о целесообразности применения анализируемого дополнительного наказания.

Во-вторых, назначение этого наказания, если для  этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда. При  этом судам при рассмотрении дел  и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие  личность виновного, и непременно задаваться вопросом, целесообразно ли лишать осуждаемого звания, чина или награды, если преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств, в  условиях нервно-психологических перегрузок, в экстремальной ситуации и т.п. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о  том, что виновный по своим деловым  и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют  его званию (чину), суды не вправе сохранять  звание осуждаемому.

При оценке данных, характеризующих личность виновного, следует учитывать:

а) его  социально-демографическую характеристику, то есть пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного  места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.;

б) его  уголовно-правовую характеристику, то есть привлекался ли он ранее к  уголовной ответственности; если привлекался, то осталась ли неснятой и непогашенной судимость, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного  деяния и т.д.;

в) его  уголовно-исполнительную характеристику, то есть отбывал ли он ранее наказание, если да, то какое именно, поведение  во время отбывания наказания, наличие  поощрений и взысканий, отношение  к труду, обучению, воспитательной работе и др.;

г) его  специальный статус, включающий в  себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского звания или  классного чина, продолжительность  выполнения этих обязанностей, наличие  либо отсутствие взысканий, поведение  в быту, отношение к коллегам и  другим гражданам, использование почетного  звания или государственных наград в корыстных либо в иных личных интересах и т.п.;

д) его  правовой статус, подтверждающий, что  виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским либо почетным званием, классным чином и государственными наградами (в этом отношении, решая  вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд  должен располагать объективными сведениями о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград);

е) использовал  ли виновный свое положение либо свой особый статус в целях совершения преступного деяния.

В-третьих, лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград может  быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при  осуждении его за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими  преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет  лишения свободы, а особо тяжкими  – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более  строгое наказание.

В-четвертых, рассматриваемое наказание носит  преимущественно «позорящий» характер и связано с морально-психологическим  воздействием на осужденного.

В-пятых, оно является по своей сути видом  государственного депоощрения, то есть состоит в лишении осужденного  определенных привилегий и отличий, полученных за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него.

В-шестых, оно влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного  специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие  на положение осужденного и после  погашения или снятия судимости.

В-седьмых, это наказание оказывает прямое или косвенное экономическое  воздействие на осужденного, так  как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных  льгот имущественного характера, установленных  для соответствующих категорий  лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и  т.д.), что также носит более  длительный характер, чем собственно судимость.

Исходя  из указанных выше особенностей, характеризующих  анализируемый вид наказания, можно  дать ему следующее определение. Уголовное наказание в виде лишения  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград – это дополнительное наказание, не закрепленное в санкциях статей Особенной части УК, которое назначается  по усмотрению суда (с учетом данных, характеризующих личность виновного) в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное  с морально-психологическим воздействием на осужденного и являющееся по своей  сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения  как экономического, так и профессионального  характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного  и после погашения или снятия судимости.

Заключение

Дополнительные  наказания - это включенные в перечень наказаний вспомогательные для  достижения, как правило, отдельных  целей наказания, назначаемые с  учетом специфики совершенного преступления и данных, характеризующих личность виновного либо по прямому указанию закона, либо по усмотрению суда для  усиления и спецификации единой (наряду с основным) совокупной меры наказания  и предназначенной для дифференциации и индивидуализации у головной ответственности  и наказания путем избирательного воздействия на отдельные и иные (по сравнению с основным наказанием) стороны правового статуса личности осужденного. Вклад отдельно взятых видов дополнительных наказаний  в достижение целей наказания  является неравнозначным. В первую очередь дополнительные наказания  направлены на повышение гарантий достижения целей восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений осужденными и иными лицами. Функции  дополнительных наказаний представляют собой определенную иерархию. Наиболее общей из них является спецификация основного наказания. Следующий  более конкретный уровень составляют функции дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и  наказания, которые, в свою очередь, реализуются через функции восстановления социальной справедливости (восстановительную), исправительную, специально-предупредительную  и общепредупредительную. Ближайшими их функциями являются:

Информация о работе Дополнительные виды наказания