Амнистия, помилование, судимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Государственная Дума) в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Содержание

1. Амнистия…………………………………………….………….............2
2. Помилование………………………………….………………………..10
3.Судимость……………………………………………..…………………14
Литература……………………….…………………...……………………19

Работа содержит 1 файл

амнистия правленая.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется  только в случае, если последний  акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

Следует иметь в виду, что сам акт  об амнистии не освобождает от уголовной  ответственности или наказания  и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а  также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется  судом (определением суда о прекращении  уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может  быть реализована обвинительным  приговором суда с освобождением  от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов об амнистии о снятии судимости  не требуют принятия каких-то специальных  актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается  постановлениями об амнистии (такие  положения содержало, например, Постановление  Государственной Думы от 06.06.2003 "Об объявлении амнистии в связи с  принятием Конституции Чеченской  Республики"). 

2. ПОМИЛОВАНИЕ

Как и  амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению  к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование  юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в  отличие от акта об амнистии, носит  не нормативный, а индивидуальный характер.

В соответствии со ст. 85 УК акт помилования применяется  только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

1) лицо  может быть освобождено от  дальнейшего отбывания наказания;

2) наказание,  назначенное лицу приговором  суда, может быть сокращено;

3) назначенное  лицу наказание может быть  заменено более мягким видом  наказания;

4) с  лица, отбывшего наказание, может  быть снята судимость.

Особое  место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании  лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке  помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или  лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что  в настоящее время действует  мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно  Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с  Договором Российской Федерации  и Республики

Башкортостан "О разграничении предметов  ведения и взаимном делегировании  полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" "правом помилования  осужденных судами Республики Башкортостан" обладает президент этой республики.

Указом  Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях  по вопросам помилования на территориях  субъектов Российской Федерации" установлен новый порядок решения  вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.

Этим  же Указом утверждено Положение о  порядке рассмотрения ходатайств о  помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование  осуществляется путем издания указа  Президента РФ о помиловании на основании  соответствующего ходатайства осужденного  или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых  помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно  нарушающие установленный порядок  отбывания наказания; ранее освобождавшиеся  от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась  замена назначенного судом наказания  более мягким наказанием).

Согласно  установленному Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 порядку представления  ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее  чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный  орган Министерства юстиции РФ в  субъекте Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и  др.).

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости  направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования  на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем  через 7 дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет его  в комиссию, которая в свою очередь  не позднее чем через 30 дней со дня  получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении  осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Не позднее  чем через 15 дней со дня получения  ходатайства о помиловании и  заключения комиссии высшее должностное  лицо субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении  осужденного или лица, отбывшего  наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Федерации  к помилованию подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.

Окончательное решение вопроса о помиловании  и его характере принимает  Президент РФ. Указ о помиловании  в течение 2 дней после его издания  направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается  не ранее чем через год, за исключением  случаев возникновения новых  обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Вопрос  о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением  к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее  значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования. 
 
 

3. СУДИМОСТЬ

Судимость представляет собой особое правовое состояние лица, созданное фактом осуждения его за совершение преступления к какому-либо наказанию и характеризующееся  определенными неблагоприятными для  данного субъекта социальными и  уголовно-правовыми последствиями. Судимость завершает реализацию уголовной ответственности в  форме, связанной с назначением  лицу наказания. Состояние судимости  начинается со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда и продолжается до момента погашения  или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК).

По существу, судимость означает официальное  удостоверение факта осуждения  лица за определенное преступление и  сопряжена с некоторыми элементами ограничения прав этого лица.

Общесоциальное  значение судимости состоит в  следующем. Во-первых, лица, имеющие  судимость, не могут выполнять определенные трудовые функции (занимать должности  судей, прокуроров, следователей, работать сотрудниками милиции и т.д.). Во-вторых, при заполнении официальных анкет  лицо обязано сообщать о наличии  у него судимости. В-третьих, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 "О военной обязанности и  военной службе" лица, имеющие  судимость за тяжкое преступление, не призываются на военную службу. В-четвертых, судимость препятствует лицу в усыновлении ребенка. В-пятых, над некоторыми категориями лиц, имеющих судимость, может устанавливаться  административный надзор органов внутренних дел. В-шестых, судимость может служить  основанием для некоторого ограничения  свободы выбора места жительства в соответствии с особым статусом некоторых регионов и городов. В-седьмых, на лиц, имеющих судимость, налагаются определенные ограничения в приобретении и хранении огнестрельного оружия. В-восьмых, некоторые государства, например США, ограничивает въезд на их территорию лиц, имеющих судимость за некоторые  преступления.

Уголовно-правовые последствия судимости наступают  в случае совершения лицом, имеющим  неснятую и непогашенную судимость, нового преступления и выражаются в  следующем. Во-первых, при наличии  различных комбинаций судимостей за совершение умышленных преступлений устанавливается  рецидив, опасный или особо опасный  рецидив. Во-вторых, в ряде случаев  судимость предусмотрена законодателем  в качестве признака основного состава  преступления (например, в ст. 314 УК - уклонение от отбывания лишения  свободы). В-третьих, при совершении некоторых преступлений судимость  лица за тождественные (а иногда и  за однородные) деяния имеет значение квалифицирующего (или особо квалифицирующего) признака (например, ч. 2 ст. 213 УК - хулиганство). В-четвертых, в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК наличие судимости  признается отягчающим обстоятельством  при совершении лицом нового умышленного  преступления. В-пятых, в ряде случаев  наличие судимостей и их число  влияют на условия отбывания наказания  в виде лишения свободы (ст. 58 УК). В-шестых, в случаях совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание  за ранее совершенное преступление, подлежат применению более жесткие  правила назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК). В-седьмых, судимость за преступления той или  иной категории может ужесточить условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В-восьмых, наличие неснятой и непогашенной судимости является препятствием для  освобождения от уголовной ответственности  по некоторым основаниям (в связи  с деятельным раскаянием, примирением  с потерпевшим). В-девятых, как правило, наличие судимостей за ряд тяжких или особо тяжких преступлений при  последующем совершении нового умышленного  преступления является препятствием для  применения в отношении этих лиц  актов об амнистии (такие положения  обычно включаются в содержание этих актов).

Часть 2 ст. 86 УК содержит правило, в соответствии с которым лица, совершившие преступление, но освобожденные от наказания, считаются  несудимыми. Следует, однако, иметь  в виду, что это положение закона относится только к окончательным  и полным основаниям освобождения от наказания.

Действующее законодательство предусматривает  два способа прекращения состояния  судимости: погашение и снятие.

Погашение судимости означает автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения  лица за совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. При этом для признания  лица не имеющим судимости не требуется  ни специального судебного решения, ни иного документа, удостоверяющего  этот факт.

В действующем  уголовном законодательстве сроки  погашения судимости дифференцируются в зависимости от вида назначенного наказания и категории совершенного преступления. Исключение сделано только для лиц, условно осужденных: судимость  этих лиц погашается по истечении  испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК), если условное осуждение не было отменено по основаниям, предусмотренным  ст. 74 УК.

Согласно  п. "б" ч. 3 ст. 86 УК срок погашения  судимости для лиц, осужденных к  наказанию, более мягкому, чем лишение  свободы, составляет 1 год. В таких  случаях категория совершенного преступления не имеет значения. При  осуждении лица к лишению свободы  срок погашения судимости зависит  от категории совершенного преступления и составляет: 3 года - для лиц, осужденных за преступления небольшой или средней  тяжести; 6 лет - для лиц, осужденных за тяжкие преступления, и 8 лет - для  лиц, осужденных за особо тяжкие преступления.

В отличие  от УК РСФСР действующий УК не предусматривает  исключений из правила о погашении  судимости, а также прерывания течения  сроков судимости. В соответствии с правилами ст. 86 УК в случаях, если лицу назначено помимо основного и дополнительное наказание, срок погашения судимости начинает течь с момента отбытия не основного, а дополнительного наказания.

Часть 4 ст. 86 УК определяет правило, по которому при досрочном освобождении осужденного  от отбывания наказания, а также  замене назначенного наказания более  мягким видом наказания срок погашения  судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания  с момента освобождения от основного  и дополнительного наказания.

Информация о работе Амнистия, помилование, судимость