Акты прокурорского надзора при осуществлении надзора за исполнением законов: органами, осуществляющими дознание, предварительное следст

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:37, реферат

Описание работы

Одной из эффективных форм прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следователем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует их выполнение.

Работа содержит 1 файл

акты прокурора.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО  НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА  ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ: ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ  СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме вышеназванных  полномочий, прокурор вправе:

— внести представление  об устранении нарушений требований закона;

— вынести постановление  о возбуждении административного  производства.

Осуществляя указанные  полномочия, прокуроры используют предусмотренные  законом и выработанные практикой формы прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, к которым относятся:

1)   санкция;

2)   согласие;

3)   утверждение.

Одной из эффективных  форм прокурорского надзора за исполнением  законов в досудебных стадиях уголовного процесса является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следователем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно лишь тогда, когда на их выполнение дает согласие прокурор. К числу таких следственных действий относятся санкция: на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или залог; на обыск; на арест и выемку почтово-телеграфной корреспонденции; на выемку документов, содержащих требования, составляющие государственную тайну; на отстранение обвиняемого от занимаемой должности.

Прокурор утверждает обвинительное заключение и постановление органа дознания или предварительного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии.

Согласие прокурора  в обязательном порядке требуется  в случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям: вследствие изменения обстановки, вследствие деятельного раскаяния или примирения с потерпевшим, а также при направлении в суд уголовного дела для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 6—9 УПК РСФСР).

Одним из действенных  средств по устранению нарушений  закона является проверка прокурором жалоб обвиняемого, потерпевшего и  других участников уголовно-процессуальной деятельности на действия следователя или органа дознания.

Федеральным законом  «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 10) установлено общее правило рассмотрения прокурорами заявлений: заявления, жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Запрещается пересылка  жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия которого принесена жалоба.

Жалобы могут  быть поданы прокурору как в письменной, так и в устной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывает заявитель и лицо, принявшее жалобу. Лицо, производящее дознание, и следователь обязаны в течение 24 часов направить поступившую к ним жалобу вместе со своими объяснениями прокурору. По поступлении жалобы прокурор обязан в течение 3-х суток ее проверить и сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор излагает мотивы принятого решения.

Не допускается  направление в суд уголовных дел, если поступившие до утверждения обвинительного заключения жалобы не разрешены следователем по существу и доводы заявителя глубоко и всесторонне не проверены. Поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела или помещаются в надзорное производство по уголовному делу.

Правовые  средства реагирования прокурора на нарушение  закона

Правовые  средства реагирования прокурора -

это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.

Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление.

Прокурор выносит  постановление о возбуждении  производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Объявление  предостережения  о недопустимости нарушения закона.

Направляется  прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА И ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

.

2. ПОЛНОМОЧИЯ  ПРОКУРОРА И ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО  РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Полномочия прокурора  в досудебных стадиях уголовного процесса сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РСФСР, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:  

1) требует от  органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления;

2)   проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;    3)   отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

4) дает письменные  указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

5) поручает органам  дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружении лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

6) участвует  в производстве дознания и  предварительного следствия и  в необходимых случаях лично  производит отдельные следственные  действия или расследование в  полном объеме по любому делу;

7) санкционирует  производство обыска, наложение  ареста на почтово-телеграфную  корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК РСФСР;

8) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК РСФСР;

9) возвращает  уголовные дела органам дознания  и предварительного следствия  со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

10) изымает от  органа дознания и передает  следователю любое дело, передает  дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

11)      отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;  12)   возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

13)   прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам;

14)   дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено УПК РСФСР;

15)   утверждает обвинительные заключения (постановления);

16)   направляет уголовные дела в суд

Информация о работе Акты прокурорского надзора при осуществлении надзора за исполнением законов: органами, осуществляющими дознание, предварительное следст