Актуальные проблемы борьбы с преступлениями совершаемыми несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Выявление и анализ различных методов профилактики преступности несовершеннолетних в России является целью моей курсовой работы. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1) охарактеризовать преступность несовершеннолетних и определить ее состояние; 2) выявить причины и условия преступности несовершеннолетних; 3) выявить основные меры предупреждения преступности несовершеннолетних; 4) определить понятие профилактики в отношении несовершеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ….4
1. 1. Понятие, характеристика и состояние преступности несовершеннолетних……………………………………………………………..4
1. 2. Причины и условия преступности несовершеннолетних………………..10
2. ПОНЯТИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………14
2. 1. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних……………14
2. 2. Особенности профилактики преступлений совершаемых несовершеннолетними..........................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по уип.docx

— 66.23 Кб (Скачать)

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном  этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации  прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс  разрушения системы оздоровления и  летней занятости. Многие оздоровительные  лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного  неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и  социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность  преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют  какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных  наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей9.

В этих семьях процветает насилие  по отношению друг к другу и  к своим детям. И как прямое следствие этого - стремительный  рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками  и даже детьми. Жестокость порождает  жестокость.

Из-за ненормальной обстановки в семье около 50 тысяч детей ежегодно уходят из дома, 20 тысяч покидают детские школы-интернаты из-за жестокого обращения. Растет число детских суицидов.

Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна “взрослой” жизни - секс, наркотики. В некоторых  странах данные явления считаются  прямыми причинами преступности несовершеннолетних10.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается  фактическое бездействие общественно-государственных  структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками. Повсеместно отсутствуют комиссии по делам несовершеннолетних, прекратили существование многие общественные организации, ведущие профилактическую работу с детьми и подростками. Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и  некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения  подростки успевают совершить несколько  преступлений. Это создает атмосферу  безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания - важнейшее средство предупреждения преступного поведения11.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации  и устранению. Важное значение в  связи с этим приобретает общая  и индивидуальная профилактика - система  мер предупреждения преступности, применяемых  государственными органами, в том  числе органами внутренних дел, в  отношении несовершеннолетних, совершающих  преступления12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА  ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

2. 1. Меры предупреждения  преступности несовершеннолетних.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях современной России необходимо создание более эффективной системы общесоциальной и индивидуальной профилактики .

В июне 1999 года в Российской Федерации был принят специализированный Федеральный закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Комплекс норм данного закона определил основные направления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также обрисовал круг субъектов и особенности профилактического воздействия в отношении указанных лиц.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних указанным законом названы:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,  выявление  и  устранение 
причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социально-педагогическая  реабилитация  несовершеннолетних,   находящихся   в   социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий13.

Профилактика преступности несовершеннолетних должна начинаться с антикриминогенного воздействия семьи на подростка. Проблема «неблагополучных» семей существовала всегда, однако ранее она в какой-то мере компенсировалась усилиями детских комнат милиции, инспекций по делам несовершеннолетних. Сейчас ситуация резко изменилась в худшую сторону, поэтому необходимо возобновление профилактической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, привлечение к профилактике правонарушений несовершеннолетних добровольных фондов, религиозных организаций, общественных объединений и движений.

Помимо семьи, антикриминогенное  воздействие должно оказывать и  окружение подростка по месту  жительства или проведения досуга, что справедливо отмечалось и  отмечается криминологами14.

В советский период это  обстоятельство выполняло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функционировали специализированные детские учреждения, организующие досуг подростков по месту жительства. Во-вторых, действовала система субъектов — негосударственных организаций, осуществлявших профилактическую работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации подростков по месту их проживания15.

Важную роль в антикриминогенном  влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку само воспитание, наряду с обучением составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.

Ранее внеклассная работа была организована в школе на должном  уровне. Изменение системы ценностных ориентации привело к утрате системного воспитательного воздействия на несовершеннолетних. В сочетании с различного рода социальными проблемами, которые влекут закрытие школ, забастовки учителей, дифференциацию учащихся по их имущественному положению и деление школ на привилегированные и обычные, это влияет и на качество обучения основной массы подростков, приводит к ослаблению педагогического контроля за учащимися. В итоге весомая доля несовершеннолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических училищ, когда подростки в учебное время совершают кражи, вымогательства, употребляют спиртное, наркотики и в этом состоянии допускают противоправные действия.

Деятельность государственных  специализированных органов может также оказать позитивное профилактическое влияние на преступность несовершеннолетних. Этого можно достичь следующими способами: во-первых, подготовка и осуществление органами местной администрации, органами местного самоуправления мероприятий по выявлению подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и по оказанию им своевременной помощи. Здесь важную роль должны сыграть органы прокуратуры, выявляя и принимая меры к тем, кто нарушает права несовершеннолетних. В современной сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспечения работы с подростками по месту жительства, однако это необходимо, поскольку деформации нравственного порядка, имеющие место у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпочтении ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность формирования из такого подростка рецидивиста; во-вторых, поддержание и развитие специальной службы уголовного розыска по борьбе с преступностью несовершеннолетних. В этом плане недопустимо сокращение числа оперуполномоченных уголовного розыска по делам несовершеннолетних, совмещение данного направления с работой по другой линии, недостаточное количество и слабое ресурсное обеспечение отделов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, важно их взаимодействие с иными заинтересованными субъектами.

К мерам общесоциальной профилактики можно также отнести обеспечение  координации деятельности всех органов, учреждений и организаций (в том  числе общественных), осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, устранение дублирования и четкое размежевание компетенции, осуществление совместных мероприятий, а также обмен информацией между ними16.

Позитивную роль в деле противодействия подростковой преступности могло бы сыграть создание обособленной системы юстиции для несовершеннолетних, в состав которой входили бы система специализированных судов, мест отбывания уголовного наказания, следственных изоляторов и т. д.

Помимо вышеназванных  мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные меры, препятствующие доступу несовершеннолетних к порнографической продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и т. п. Проблему беспризорности можно решить специальной подготовкой учительских курсов, ориентированных на выполнение воспитательных функций подростков-беспризорников, а также организовать деятельность органов, способствующих трудоустройству несовершеннолетних.

 

 

 

 

2. 2. Особенности профилактики преступлений совершаемых несовершеннолетними.

В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение  психологии: человек не только проявляется, о и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально  полезной, целенаправленной, приносящей ему успех17.

Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция  социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими  особенностями.

При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные  формы социальной дезадаптации и  асоциального поведения, которые связаны  не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся  поведением называют поведение, в котором  устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа18.

К социальным отклонениям  корыстной направленности относят  правонарушения и проступки, связанные  со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться  как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения. Но необходимо искать причины, которые побуждают несовершеннолетних совершать преступления.

Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствуя причинам и способствуя им, содействуют  их развитию, необходимому для возникновения  следствия19.

Преступление - результат  совокупного действия комплекса  причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничиваются установлением  либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности  составить правильное представление  обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними  преступления.

В совокупности причинно связанных  обстоятельств, которые надлежит в  полном объеме выявлять во всех случаях  расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные  части:

1) непосредственная причина совершения подростком преступления;

2) причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;

3) объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;

4) условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.

Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина  преступления, - это система в  той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение  к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и  избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью  сознания не выработаны твердые общественно  положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать  соответствующее антиобщественное поведение.

В ходе расследования каждого  преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного  выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную  работу.

Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых  представляет собой определенную «ступень»  деморализации личности - от отдельных  ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей  преступной направленности20.

Информация о работе Актуальные проблемы борьбы с преступлениями совершаемыми несовершеннолетними