Государственный и общественный строй в Древних Афинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е. города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции.

Содержание

Введение………………………………………………………………......... 3
Государственный и общественный строй в Древних Афинах…..
5
Государственный и общественный строй в Древней Спарте……
20
Общая характеристика права Древней Греции…………………..
25
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Государство и право Древней Греции.docx

— 65.75 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………......... 3
  1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах…..
5
  1. Государственный и общественный строй в Древней Спарте……
20
  1. Общая характеристика права Древней Греции…………………..
25
Заключение………………………………………………………………… 33
Список  использованной литературы……………………………………... 36

 

     Введение

 

     Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

     Экономической основой государства и права  был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает  массовый характер и проникает в  основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

     Утверждается  своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного  средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е. города-государства, представлявшего  собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке  или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции.

     Последующая эволюция этой государственности обусловливалась  внутренними противоречиями, присущими  античному обществу. Борьба рядовых  граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить  свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население  порабощенных стран.

     Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется  участие рядовых граждан в  делах государства. Наиболее полно  этот процесс заявил о себе в Древних  Афинах — государстве, рабовладельческом  по сущности и демократическом для  полноправных граждан по форме. Демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох.

     В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических  государственно-правовых институтов.

     Античному миру были известны различные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая.

 

     

1. Государственный  и общественный строй в Древних Афинах

 

     По  данным современной науки, первые государственные  образования на территории Балканского  полуострова были известны уже в  середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое  общество и государственная организация  сложились на острове Крит и в  Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.

     Полисный  этап истории Древней Греции делится  на три периода:

     1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

     2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

     3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

     Греческий полис как суверенное государство  со своеобразной социально-экономической  и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

     Гомеровская Греция

     Представление о данном этапе в истории Древней  Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные  сельские общины, занимавшие небольшую  территорию и почти изолированные  от соседских общин. Политическим и  экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.

     В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась  членам родов формально лишь в  пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а  базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.

     Гомеровский период — это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью  следующих органов.

     Постоянно действующим органом власти являлся  совет старейшин — буле. Но это  был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще «сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.

     Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена  на множество мелких самоуправляющихся  округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства  — полисы.

     Историческое  развитие Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельца лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение.

     Древняя общинная организация, сохранявшая  кровнородственные связи между  своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в  Греции VIII—VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов — филы и фратрии — еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

     В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и  Спарта. При этом государственный  строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

 
 
 

     Рабовладельческое государство в Афинах

     Реформы Тезея. Образование Афинского государства  легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших  образование государства, первым было объединение трех племен с центром  в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть  дел, находившихся ранее в ведении  отдельных племен.

     Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая  знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов. Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

     Архонты и ареопаг. Следующим шагом к  образованию государства было уничтожение  власти базилевса в ее прежнем значении и учреждение новой должности — архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н. э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них — первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по религиозным делам. К третьему архонту — полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

     По  окончании срока полномочий архонты  вступали в ареопаг — высший государственный  совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, это были аристократические учреждения.

     Итак, архаический период ознаменован  созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так  и политического порядка. К VII в. до н. э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Народное собрание сколько-нибудь заметной роли не играло. Все важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг. Лучшие и большие наделы земли были сосредоточены в руках аристократии. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев. Общество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было немало людей состоятельных: богатых судовладельцев, собственников ремесленных мастерских, торговцев, банкиров. Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению общественного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, назначается тиран, обладающий всей полнотой власти.

     Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке со стороны аристократии, использовавшей неписаное право в своих интересах.

     К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхождению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды.

     Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего  порядка.

     Первой  и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

     В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

     Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые  нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг). Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

     Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого  разряда: они могли занимать любую  должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.

Информация о работе Государственный и общественный строй в Древних Афинах