Введение в кораблестроительные специальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:53, доклад

Описание работы

Судном называется сложное плавучее инженерное сооруже­ние, предназначенное для перевозки с заданной скоростью лю­дей, грузов и для выполнения различных задач, например, промысловых, гидрографических, исследовательских и др.
Термин судно (однокоренной со словом посудина) являет­ся наиболее общим» он распространяется, например, на такие объекты, как шлюпка, туристский катер, плавучая буровая ус­тановка и многие другие.

Содержание

1. ЗНАКОМСТВО С СУДНОМ.
1.1 Основные термины
1.2. Понятие о мореходных качествах
1.3. Классификация судов
1.4. Типы судов по назначения
1.5. Геометрия корпуса судна.
1.6. Теоретический чертеж

2. КОНСТРУКЦИЯ И ФОРМА СУДОВ
2.1. Развитие конструкции и архитектуры судов
2.2. Основные части судна
2.3. Конструктивные перекрытия и системы набора
2.4. Прочность судна
2.5. Архитектура судна
2.6. Формы носа и кормы
2.7. форма поперечного сечения корпуса
2.8. Формы палубы, днища и ватерлиний

3. ПРОЕКТИРОВАНИЙ И ПОСТРОЙКА СУДНА
3.1. Организация отечественного судостроения
3.2. Как создается судно?
3.3. Постройка судна
3.4. Подготовительные этапы постройки судна
3.5. Монтажные и достроечные работы
3.6. Экономические расчеты

Работа содержит 1 файл

Знакомство с судном.doc

— 1.88 Мб (Скачать)

 

 

3.4. Подготовительные этапы постройки судна

 

Для изготовления сложных криволинейных деталей, из ко­торых состоит корпус судна, необходимо произвести разбивку плазового чертежа. Плазовый чертеж- это теоретический чертеж судна, выполненный или в натуральную величину на полу специ­ального помещения - плаза, или в крупном масштабе на плаэо-вых щитах.

Линии плазового чертежа наносят специальной краской.

По плазовым линиям можно сделать развертки криволинейных листов обшивки, чтобы провести разметку  соответствующих-: деталей на листах стали. Для шпангоутов и других криволиней­ных элементов набора изготовляются шаблоны, для сложных сек­ций - каркасы или макеты. В результате плазовой разбивки вы­полняются эскизы всех деталей корпуса судна.

Если плазовый чертеж выполнен не в натуре, а в масштабе (например, 1:10), то в таком же масштабе изготовляются эски­зы. В этом случае для разметки применяется фотооптический ме­тод. Эскизы фотографируются, а фотопластинки помещаются  в проектор, поднятый над разметочным столом на такую  высоту, чтобы изображение получилось в натуральную величину. Эта ра­бота делается в затемненном помещении. Размечаемый стальной лист покрывается светочувствительным составом либо разметка производится вручную специальной краской.

Стальные листы, на которых производится разметка буду­щих деталей, должны пройти предварительную обработку: очист­ку от окалины, правку, грунтовку защитным слоем. Эти опера­ции выполняются на складе стали. Склад стали, плаз, участок разметки входят в состав корпусообрабатывающего цеха. К нему относятся также участки резки листов и профилей, гибки лис­тов и профилей.

Резка может осуществляться либо на специальных станках пресс-ножницах и гильотинах, либо с помощью газовых резаков. Гибка тонких листов и профилей производится в холодном со­стоянии в гибочных вальцах или под прессом. Толстые листы и профили перед гибкой приходится разогревать в нагревательных печах.

Из корпусообрабатывающего цеха детали корпуса   судна транспортируются в сборочные цехи для изготовления узлов, сек­ций и блоков. На участках сборки узлов наиболее типичными операциями являются: соединение стальных листов в полотнища по размерам секций, установка и приварка набора, изготовле­ние рамного таврового набора из стальных полос, сборка фун­даментов.

Секционная сборка в большинстве случаев производится в специальных постелях, моделирующих форму криволинейных обво­дов судна в соответствующем районе корпуса. Вели при сборке и сварке секций их необходимо перемещать в несколько рабочих положений (например, для подварки сварных швов), то используются кондукторы-кантователи. Наиболее трудоемкими являются сложные объемные секции носовой и кормовой частей судна.

Если серийность строящегося судна не очень велика, то готовые секции подаются на стапель для окончательного монта­жа корпуса судна. При большой серийности применяется блочный способ постройки. В этом случае на специальных участках сек­ции и узлы соединяются в крупные части корпуса - блоки, вклю­чающие в себя целые отсеки и большие помещения. В блоках до­стигается высокий процент готовности по насыщению и оборудо­ванию корпуса. Готовые блоки подаются к стапелю на тележках-трансбордерах.

Для относительно небольших судов применяется поточно-позиционный способ монтажа корпуса, когда весь цикл секционно-узловой сборки корпуса разделяется на ряд позиций пример­но равной продолжительности. За каждой позицией закрепляются рабочие бригады, специализирующиеся на конкретных сборочно-монтажных операциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Монтажные и достроечные работы

 

Постройка корпуса судна из узлов, секций и блоков про­изводится в эллингах, доках или на стапелях и слипах. Сборка корпуса обычно ведется от середины к оконечностям, от диа­метральной плоскости к бортам и от киля к палубе.

Основным способом монтажа узлов, секций, блоков и кор­пуса в целом является электросварка.; качество сварных швов проверяется испытанием.

Одновременно с монтажом конструкций при сборке корпуса судна идут работы по монтажу фундаментов, насыщения, изоля­ции, оборудования, встроенной мебели и пр. Иногда эти работы начинаются еще в цехе сборки блоков.

На стапеле наиболее трудоемкими видами монтажных работ являются монтаж валопроводов, гребных винтов и  различных трубопроводов. Двигатели обычно монтируются уже после спуска судна. Перед спуском производится окраска корпуса.

Корпус судна чаще всего спускается без надстроек,  по­этому блоки надстроек и рубок устанавливаются уже у достроеч­ных пирсов после монтажа главных двигателей.

Затем монтируются вспомогательные механизмы,  палубные устройства, различные общесудовые системы, электрооборудова­ние, приборы, рангоут и такелаж. По мере выполнения монтажа испытываются отдельные устройства, агрегаты и механизмы.

По окончании постройки судна у достроечного пирса про­водятся швартовные испытания для проверки качества монтажа и надежности работы всего оборудования. Для опробования глав­ных двигателей прочные швартовы судна заводятся за причаль­ные тумбы, чтобы судно оставалось неподвижным, несмотря не упор работающих винтов.

Для ходовых испытаний судно выходит в море, чтобы можно было проверить мореходные и маневренные качества, а также те устройства, которые нельзя было полностью испытать у пирса. Проводится, например, спуск спасательных шлюпок в условиях волнения или отдача якоря на достаточно глубоком месте. Кро­ме того, ходовые испытания дают возможность экипажу судна с помощью представителей сдаточной команды завода овладеть уп­равлением всеми механизмами и устройствами. Во время ходовых испытаний особое внимание уделяется замерам скорости судна на мерной линии, определению диаметра циркуляции. На основе испытаний составляется акт приемки судна заказчиком и судно передается в эксплуатацию.

Срок службы судов составляет несколько десятков лет. За такой период судно неоднократно проходит на заводе-строителе гарантийный ремонт, кроме этого, регулярно проводятся докования корпуса для приведения в порядок наружной обшивки (уда­ление обрастания, очистка, подкраска). По мере износа от­дельных листов и конструкций производится их дефектование и замена. Система текущих и капитальных ремонтов позволяет поддерживать на должном уровне текущее состояние судна.

Тяжелые условия эксплуатации судна, работа во льдах, воз­можность аварийных повреждений винта и руля, посадки судна на мель приводят к необходимости и внеплановых ремонтов. Та­ким образом, судоремонт является важной частью работы инже­неров- кораблестроителей и ему уделяется соответствующее вни­мание в учебных планах судостроительной подготовки. Поддержа­нию судов в эффективном эксплуатационном состоянии способст­вует обеспечение при проектировании достаточно высоких пока­зателей надежности составных элементов суда - корпуса, энер­гетической установки, движителей, устройств, систем, прибо­ров. Надежность достигается при наличии таких свойств, как долговечность, взаимозаменяемость и ремонтопригодность.

 

5.8. Экономические расчеты

 

Строительная стоимость судна определяется как сумма рас­ходов на использованные при постройке материалы, стоимость по­купных изделий, заработной платы рабочих и различных доба­вочных расходов (содержание помещений и станков,  стоимость энергии, проектные работы, технологическая оснастка,  транс­портные расходы), а также плановой прибыли завода. Расчёт сто­имости называется калькуляцией. Заработная плата рабочих за­висит от трудоемкости, т.е. от количества времени, затрачен­ного на изготовление того или другого конструктивного  ума судна. Прибыль завода предназначена для расширения производ­ства, для премирования передовиков.

При проектировании и постройке судна  стремится максимально снизить строительную стоимость.

Чтобы определить экономическую эффективность эксплуата­ции судна, производится расчет таких технико - экспуатационных показателей, как эксплуатационные расходы за навигацию, про­возоспособность, себестоимость эксплуатации, годовая  при­быль, производительность труда экипажа, срок окупаемости.

Эксплуатационные расходы состоят, в основном, из затрат на ремонт и амортизацию судна, на топливо, а также расходов на заработную плату экипажа и связанных с ней добавочных за­трат пароходства.

Провозоспособность транспортного судна определяется  в тонно-милях, она равна произведению грузоподъемности на даль­ность линии и на количество рейсов за навигацию.

Себестоимость эксплуатации вычисляется делением эксплу­атационных расходов на провозоспособность.

Если вычислить по действующим тарифам доходы за навига­цию, то разница между доходами и расходами будет годовой прибылью от эксплуатации судна. При неблагоприятных условиях доходы могут оказаться меньше расходов, тогда вместо прибыли эксплуатация судна вызовет убыток. Поделив строительную сто­имость судна на его годовую прибыль, можно определить, за сколько лет сумма прибыли сравняется со стоимостью. Этот срок называется сроком окупаемости.

Производительностью труда команды называется отношение годовой провозоспособности к численности команда. Произво­дительность труда можно поднять за счет автоматизации управ­ления судном и его энергетической установкой, а также за счет повышения квалификации моряков и совмещения профессий, позволяющих сократить численность команда.

Проблема повышения производительности труда команда важ­на не только с точки зрения снижения затрат на зарплату  и на подготовку кадров моряков. Необходимо экономить трудовые ресурсы, сокращать отвлечение людей от производительного тру­да на период учебной подготовки, высвобождать резервы  для освоения отдаленных районов нашей страны.

Дня экономической эффективности морских судов важное значение имеет их конкурентоспособность на заграничных лини­ях. Конкурентоспособность зависит от наличия преимуществ в скорости, грузовых устройствах, наличия трюмов для разных видов грузов (включая рефрижераторные), выбора такой осадки, ширины и длины, чтобы не было препятствий к заходу в важней­шие порты, к проходу каналов, шлюзов и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.              АНДРИЕВСКИЙ 11.11. Организация проектирования судов  внутреннего плавания. Л.: Судостроение, 1977.

2.              АНТОНОВ А.А. НЕДРА Р.Ф. Устройство морского судна.   М.:Транспорт, 1974.

3.              АШИЮВ В.Н., СИРОТИНА Г.Н., ЧГСКСЗ А.М. Устройство и гидромеханика судна. Л.: Судостроение, 1974.

4.          АШИК В.В. Проектирование судов. Л.: Судостроение, 1975.

5.           БАРАБАНОВ Н.В. Конструкция корпуса морских судов. Л.: Судостроение, 1961.

6.              БРОННИКОВ А.В. Особенности проектирования морских  транспортных судов. Л.: Судостроение, 1971.

7.              ВАГАНОВ А.М., КАРПОВ А.Б. Общее устройство судов.   Л.:Судостроение, 1965.

8.              ВЦДРИН В.М. Введение в специальность. II.: Физкультура  и спорт, 1980.

9.              ДОПАТКА Р., ПЕРЕПЕЧКО А. Книга о судах. Л.: Судостроение,1901.

10.              ДОРОГОСТАЙСКИЙ Д.В., ЗУЧЕНКО М.М., МАЛЬЦЕВ Н.Я. Теория и устройство судна. Л.: Судостроение, 1964.

11.              ДОРОГОСТАЙСКИЙ Д.В., МАЛЬЦЕВ Н.Я., ЧЕРНОВ А.Д.   Основы судостроения. Л.: Судпромгиз, 1952.

12.              Компьютер. Верфь. Корабль / Под ред. А.П.Ляликова,В.В.Сахарова, В.П.Илларионова. Л.: Судостроение, 1981.

13.              Корабелы - Родине / Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л.: Судостроение, 1981.

14.              ЛЯЛИКОВ А.Л. Человек. Электроника. Корабль. Л.: Судостроение, 1978.

15.       ЛОСЕВ А.К. Введение в специальность "Радиотехника". И.: Высшая школа, 1980.

16.              МАКЛИВИ Р. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке.Л.: Судостроение, 1981.

17.        Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

18.        Основы технологии судостроения / Под ред. В.Д.Мацкевича. Л.: Судостроение, 1980.

19.              ПОЗДЮНИН В.Л. Энциклопедия судостроения. М.-Л.: Морской транспорт, 1951.

20.              Пятилетки судостроения / Под ред. А.И.  Вознесенского ,В.В.Дмитриева. Л.: Судостроение, 1978.

21.              Справочник по судостроительной терминологии с  лексикограмматическим». комментариями и приложением /

               Под ред.И.В:Челпанова, В.И.Ганичевой. Изд.ЛКИ, 1970.

22.       ФРИД Е.Г. Устройство судна. Л.: Судостроение, 1978.

23        ЦАРЕВ Б.А. Введение в художественное конструирование судов. Изд.ЛКИ, 1973.

24.              ЧАЙНИКОВ К.Н. Общее устройство судов. Л.:   Судостроение,1971.

 

 

23

 



Информация о работе Введение в кораблестроительные специальности