Театрально-концертные здания и сооружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:28, лекция

Описание работы

Театры- древнейшие общественные сооружения. Современное театральное строительство использует различные формы театров прошлого, с учетом современного развития общества и научно- технических достижений. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившейся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Среди них немало шедевров, без знания которых проектировать театр трудно.

Содержание

План 1. Краткая историческая справка развития театров.
Классификация театров по назначению.
2.Размещение театрально концертных сооружений в системе города.
3.Функциональная структура театра, основные группы помещений. .Демонстрационный комплекс театра,
Зрительский комплекс. Основные принципы планировки зрительных залов и помещения обслуживающие зрителя.
4.Особенности работы сцены театра и концертного зала.
5.Киноконцертные залы, особенности их объемно-планировочного решения.

Работа содержит 1 файл

Театры.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

 

 

 

ЛЕКЦИЯ.

ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

 

 

План 1. Краткая историческая справка развития театров.

   Классификация  театров по назначению.

  2.Размещение театрально  концертных сооружений в  системе  города.

  3.Функциональная  структура театра, основные группы помещений. .Демонстрационный комплекс театра,

Зрительский комплекс. Основные  принципы     планировки  зрительных залов и помещения  обслуживающие зрителя.

  4.Особенности работы  сцены театра и концертного  зала.

   5.Киноконцертные  залы, особенности их объемно-планировочного решения.

 

Литература:

1.Бархин Г.Б. «Архитектура  театра» Изд. Академии  архитектуры  СССР 1954г.

2.Быков В.Е. «Архитектура  открытых театров»

 М.стройизд. 1954г.

3.Гнедовский Ю.П., Рябышева И.Д., «Городские многоцелевые залы» ( Обзор ЦНТИ. М. Стройизд. 1975г.

4.Окунева И.И. «Детские  театры» М. Стройиздат 1977г.

5.Рябышева И.Д.  «Концертные  залы» М.Сстройизд.1975

6.Савченко В.В. «Многоцелевые  зрелищные и спортивные залы»  Киев Будівельник. 1979г.

7.ДБН В.2.2-16 «Культурно-зрелищные и досуговые учреждения»

8.Рожин И.Е.,Урбах А.И.”Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений”М. Стройизд. 1985г.

9 «Архитектура советского театра» Москва Стройиздат 1986г.

 

 

 

 

1.Краткая историческая справка о развитии театра. Классификация театров по назначению.

Театры- древнейшие общественные сооружения. Современное театральное строительство  использует различные формы театров  прошлого, с учетом современного развития общества и научно- технических достижений. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившейся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного  театра служат истоками современных форм спектакля. Театральная архитектура  в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных  решений. Среди них немало шедевров, без знания которых проектировать театр трудно.

Концертные залы не имеют  таких давних, исторических традиций. Раньше концерты  происходили в  дворцовых залах- иногда в специальных  залах ратуш, клубов. Церковная музыка исполнялась в соборах, церквах.

Театральная и концертная деятельность, развиваясь и усложняясь, распалась на много жанров, каждый из которых в большей или меньшей  степени  может диктовать свои требования к зданию, его устройству, вместимости, образной характеристике, и пр. Стали очевидными различия театров, и это определило классификацию театров по ряду отличительных характеристик.

Типы театров: -   Театры оперы и балета,

        • Драматические театры,
        • Театры музыкальной комедии,
        • Эстрадные театры,
        • Детские театры,
        • Кукольные театры,
        • Народные театры.

Для небольших городов  необходимы универсальные залы, позволяющие  проводить спектакли и концерты разного жанра. К особому виду зрелищных сооружений  надо отнести  театры и концертные залы под открытым небом.

 

2.Размещение  театрально-концертных сооружений в системе города.

Профиль и вместимость театрального или концертного здания, как и  его расположение, определяется  расчетом  городской сети зрелищных  предприятий. Наиболее лучшим размещением  здания театров и концертных сооружений  в городской застройке –свободная  постановка, когда оно отделено от соседних строений  и красной линии. Это способствует выявлению его значимости и обеспечивает свободные подходы и подъезды, организацию стоянок  для автомобилей. Однако возможно размещение  в существующей структуре городской застройки или во вновь проектируемый градостроительный комплекс. В крупнейших концертных залах предусматривают отдельные изолированные подъезды для почетных гостей. Отдельный подъезд должен быть предусмотрен для творческого и рабочего персонала. Иногда выделяют отдельный вход в дирекцию и управление театром. Кроме того, должен быть обеспечен подъезд и подвоз материалов ко всем мастерским, складам, кухне или подсобной буфета и т. д. Противопожарные нормы требуют обеспечения подъезда пожарных машин со всех сторон здания театра или концертного зала.

Главный фасад здания должен отступать  от красной линии не менее 30м.,что  позволяет создать перед входами  буферную зону, которая служит для  рассредоточения зрителей при эвакуации, а также является местом встреч  и ожидания перед началом спектакля. Поскольку помещения театра не требуют дневного света, не исключена  возможность устройства театров под землей. В крупнейших городах театрально- зрелищные  здания иногда группируются в зрелищные или культурные центры. Примером может служить постройка трех театров в Москве на театральной площади. В Линкольн-центре Нью-Йорка три здания – оперного и драматического театров и концертного зала- дополнены зданием театрального училища, для которого театрально- концертные сцены служат  производственно- лабораторной базой.

 

3. Функциональная  структура театра, основные группы 

помещений. Демонстрационный комплекс театра.   Зрительский комплекс, основные принципы планировки зрительных залов и помещения обслуживающие зрителя.

Помещения театрально-концертного  здания делятся на два взаимосвязанных  сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский. В сценическом комплексе спектакль  или концерт подготавливается и осуществляется; В зрительском –посетителей принимают, обслуживают, создают им наилучшие условия восприятия представления. Соотношение этих двух частей  различно в театрах и концертных залах. Сценическая часть в первых намного сложнее. Она составляет 60-70% общей кубатуры здания и примерно такую же долю его стоимости. В концертных залах соотношение обратное; большую долю там составляет зрительская часть.

Ядро демонстрационного комплекса- сцена, ядро зрительской части- зрительный зал. Вместе они составляют  нерасторжимый узел, определяющего основу композиции всего здания.

Демонстрационный  комплекс- кроме сцены, входят: помещения театрального персонала, состоящие из группы артистических уборных и художественного руководства, группы административных помещений, служебного вестибюля со своим отдельным входом, фойе, буфета, санузлов, и пр; группа репетиционных  залов и помещений; группа технических помещений по управлению спектаклем, светом, звуком, наблюдению за безопасностью и механизацией и т. п.; группа мастерских- живописных., столярных, костюмерных и т.п.; а также подсобная буфета или кухни; склады объемных  и скатанных декораций, бутафории, костюмов и пр.

 

 

        ФУНКЦИОНАЛЬНО ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ТЕАТРА

 

 демонстрационный


         комплекс




 

 




Зрелищный

 комплекс 

 








 

 

А. Зрелищный комплекс: 1.вестибюль; 2.кассовый вестибюль; 3.кассы;

                                             3.администратор; 4.гардероб; 5.сан./узлы; 6.буфет;

    7.подсобная буфета; 8.фойе; 9.выставочный зал;

    10.зрительный  зал.

Б.Демонстрационный комплекс: 11.сцена; 12.склад объемных декораций;

   13.служебный вестибюль; 14.фойе; 15.буфет; 16.с/у;

   17.артистические  уборные; 18.репетиционные залы;

19.диреция, администрация; 20.помещения                     обслуживающего персонала ; 21.костюмерная;

22.группа мастерских (живописная, столярная);

23.группа технических  помещений (звукоаппаратная, светоаппаратная,  механиз.сцены);

24.группа помещений инженерного обеспечения

(венткамеры, элетрощитовая, тепловой  узел и т.д.).

 

 

4.Особенности работы сцены театра

 Театральная сцена.  В истории театра сложились  две основные системы  организации  театрального действия. Одна, идущая  от античности, объединяет зрителей  и театральное действие в объеме единого зала. Зрители располагаются с трех сторон открытой  сценической площадки. Устройство выхода для актеров и установка декораций возможны только у задней стены. Другая, идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала.

Эволюция  театрального проектирования и строительства богата  непрекращающимися попытками создания различных форм сценического  показа. Сцена-арена, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями. Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал.

Портальная или  глубинная театральная сцена. Преимущество портальной сцены состоит в том, что она создает наиболее  широкие возможности замены декораций, обостряющих восприятия действия. Портальный  проем позволяет при помощи специального  огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой  сцены является ограниченность общения со зрителем, действие происходит за порталом, и спектакль воспринимается  как зрелище в котором зритель не принимает  непосредственного участия.

Основным параметром, определяющим габариты и форму  глубинной  сцены, является размер игровой площадки (ширина от 8 до 14м и глубиной от 5 до 10м. Размеры сцены для музыкальных  театров с участием балета (игровая  площадка не менее 12х12м), что влечет за собой  увеличение  остальных размеров сцены. Исходя из размеров игровой  площадки определяются размеры портального проема, ширина которого в свою очередь определяет форму зрительного  зала. Обычно ширина портала  в драматическом театре 10-14м, в оперно-балетном – от 14 до 16м. Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны  сцены (кулис), объемных декораций, мест для накопления актеров, размещения светоаппаратуры и т. д. Ширина сцены  должна не менее чем в 2 раза превышать ширину портального  отверстия.

Глубинная сцена, как  правило, оборудуется колосниками  и  подъемными устройствами для быстрой  смены декораций.

Сценическая коробка оборудуется по периметру рабочими галереями через каждые  2,5-3м высоты.

Кроме основной сцены  для ускорения смены оформления спектакля предусматриваются боковые, нижняя и задняя сцены.

Боковые сцены (карманы) служат для размещения в них передвижных платформ–фурок, на которых заранее подготавливаются объемные декорации следующего действия. Из боковой сцены производится  накатка  двух половинных фурок с обеих сторон сцены. Карманы могут располагаться  либо с обеих сторон сцены, что удобнее, либо с одной стороны. Проемы, соединяющие карманы  с основной сценой, должны быть не ниже портала и на 2м шире накатной фуры.

Нижняя сцена (трюм) также  используется  для ускорения смены  декораций и создания сценических  эффектов. По площади он равен игровой площадке. В трюме размещаются устройства механизации планшета сцены, диаметр вращающегося круга, на котором  располагаются две или более объемные декорации, составляет не более 1,4 ширины портала, но не менее его ширины.

Для увеличения маневренности  и отчасти  для постановочных целей  основную сцену  часто дополняют задней сценой или арьерсценой. Ширина ее принимается равной ширине игрового пространства ( на 3-4м шире портала, а глубина – от 6 до 15м. Арьерсцена служит также для размещения в ней аппаратуры для проекции на просвет. Сочетание главной сцены с дополнительными пространствами  со всех сторон ( с трех сторон в плане  и снизу) придает сцене мобильность, удовлетворяя основным требованиям постановки спектакля на глубинной сцене. При постановке некоторых спектаклей возникает необходимость в дополнительной площадке в самом зрительном зале перед занавесом (просцениум),приближая к зрителю объект  наблюдения, изменяя условия видимости.

Построение зрительного зала тесно  связано со сценой и с принятой организацией сценического действия. Требования к залу- максимальный комфорт всем зрителям, обеспечит хорошую видимость и слышимость. Форму и размер зала определяет ряд факторов, для драматических театров –25м, в оперно-балетном –32м от красной линии. Красной линией сцены называется проекция внутренней грани портала сцены на ее планшет. При глубинной сцене, не более 1200 мест в драматическом театре, и 1800 мест  в оперно-балетном. Для удовлетворительной видимости  недостаточно приближения зрителя к сцене, важно обеспечит необходимое превышение его зрения над головами  впереди сидящих. По нормам должно быть не менее 6см., допускается  до 4см лишь на балконах  и сах. Условия  видимости в горизонтальной плоскости  по краям портального проема  не превышает 3 градусов для драматических и 30 гр. для музыкальных спектаклей. По тем же условиям видимости в пределах вертикального угла –30 гр, но не выше портальной  рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера, стоящего на красной линии сцены. Различают два основных типа зрительного зала-ярусный и амфитеатральный. Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный. Для театров малой вместимости до 600 мест  -зал  амфитеатрального типа, а для театров большой вместимости, балконного или ярусного типа. Площадь зрительских мест (не считая просцениума и оркестровой ямы)-0,7-0,8м2 на одного зрителя. Площадь ярусов и балконов подсчитывается отдельно по той же норме

Информация о работе Театрально-концертные здания и сооружения