Регуляционные сооружения: срезка поймы у моста, спрямление русел, траверсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

В задачи гидротехники по борьбе с вредным действием водной стихии входит: борьба с наводнениями, селевыми потоками, подтоплением земель, разрушением берегов течениями и волнами; предупреждение отложения наносов на местах, где они затрудняют нормальное использование водных ресурсов (у водозаборных сооружений, на перекатах судоходных рек и др.), образования оврагов и пр. (регуляционные сооружения).

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Регуляционные сооружения……………………………………….….4
Срезка поймы у моста…………………………………………………5
Спрямление русел рек…………………………………………………7
Траверсы………………………………………………………………..8
Список используемой литературы…………………………………..10

Работа содержит 1 файл

КР - Регуляционные сооружения.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине  «Проектирование  мостов»

 

на тему: «Регуляционные сооружения: срезка поймы у моста, спрямление   русел, траверсы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

  1. Введение…………………………………………………………….…..3
  2. Регуляционные сооружения……………………………………….….4
  3. Срезка поймы у моста…………………………………………………5
  4. Спрямление русел рек…………………………………………………7
  5. Траверсы………………………………………………………………..8
  6. Список используемой литературы…………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гидрология - отрасль науки и техники, занятая использованием водных ресурсов (рек, озер, морей, подземных вод) для нужд нар. х-ва и борьбой с вредным действием вод при помощи гидротехнических сооружений, спец. оборудования и устройств. Гидротехника разрабатывает методы расчета, конструирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, вопросы регулирования речного стока, способы борьбы с вредной эрозионной деятельностью воды, вопросы рационального использования водных ресурсов и др. Главной задачей гидротехники является приспособление естественного режима водотоков к нуждам и потребностям человека для того, чтобы получить воду в нужном месте, количестве и в определенное время.

В задачи гидротехники по борьбе с вредным действием водной стихии входит: борьба с наводнениями, селевыми потоками, подтоплением земель, разрушением берегов течениями и волнами; предупреждение отложения наносов на местах, где они затрудняют нормальное использование водных ресурсов (у водозаборных сооружений, на перекатах судоходных рек и др.), образования оврагов и пр. (регуляционные сооружения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регуляционные сооружения

 

Регуляционные сооружения, выправительные сооружения, гидротехнические сооружения, предназначенные для регулирования русел рек. Регуляционные сооружения условно подразделяют на сооружения тяжёлого типа (капитальные), которые нередко входят в состав т. н. сооружений генерального плана регулирования русла и рассчитаны на долговременное использование, и лёгкие, применяемые периодически, преимущественно на малых и средних реках.

Регуляционные сооружения тяжёлого типа дамбы, ограждающие валы, запруды, полузапруды  должны сопротивляться подмыву и разрушающему действию воды и льда и обладать достаточной гибкостью, позволяющей сооружению без нарушения его прочности приспосабливаться к деформациям основания. Для возведения тяжёлых регуляционных сооружений используют каменную наброску, тюфячную или фашинную кладку, свайные, ряжевые и другие конструкции. К лёгким регуляционным сооружениям относятся хворостяные плетни и завесы, направляющие и отклоняющие поток устройства (например, щиты Потапова), ветвистые заграждения, земляные сооружения без тяжёлых покрытий.

По расположению относительно русла регуляционные сооружения делятся на продольные, поперечные и комбинированные. В зависимости от воздействия на поток регуляционные сооружения бывают сплошными (отклоняющими и направляющими весь набегающий на них поток воды) и сквозными (пропускающими через себя часть потока и вызывающими перераспределение расходов, скоростей и наносов по живому сечению  русла).

 

 

 

Срезка поймы у моста

 

При выявлении дефектов, затрудняющих эксплуатацию, или при повышении технической категории транспортного объекта, частью которого является переход, может возникнуть необходимость реконструкции существующих подходных насыпей, что является крайней мерой, требующей всестороннего обоснования.

Обычно реконструкция сводится к повышению отметки земляного полотна с присыпкой или досыпкой берм; в исключительных случаях проектируют частичное или полное изменение трассы подходов.

Срезку грунта на пойменных частях отверстия устраивают для создания условий равномерного размыва подмостового сечения, что позволяет уменьшить наибольшие глубины размыва под мостом и снизить предмостовой подпор воды в верхнем бьефе мостового перехода.

Расчетную срезку грунта пойменной части отверстия моста допускается предусматривать только для равнинных рек. Размеры и конфигурацию срезки следует определять расчетом, исходя из условия ее незаносимости в зависимости от степени стеснения потока мостовым переходом при расчетном уровне высокой воды.

Срезку под мостом устраивают за счет удаления связных грунтов пойменного наилка на0,25-0,5 м выше уровня средней межени. Устройство расчетной срезки за счет русловых элементов (осередков, побочной, отмелей) не допускается (но они могут быть использованы для разработки грунта в качестве карьеров с обязательной оценкой влияния последних на речные сооружения и мостовой переход, на условия судоходства, экологическую обстановку и т.п.). Срезку можно устраивать односторонней и двусторонней. На меандрирующих реках расчетную срезку устраивают как на выпуклых, так и вогнутых берегах.

Срезка грунта пойменной части отверстия не будет заноситься, если ее устраивают на ширине уширенного русла, которая может быть определена по ряду приближенных способов.

В плане срезку грунта в пойменной части отверстия назначают эллиптического очертания сплавным сопряжением ее с неуширенным руслом в верхнем и нижнем бьефах для обеспечения пропуска воды и наносов под мостом.

Общую длину срезки принимают равной 4-6 ее ширины. Следует избегать устройства срезки с наибольшей шириной в створе голов регуляционных сооружений.

Крутизну откосов срезки при сопряжении с естественной поверхностью принимают 1:5-1:10 с верховой и 1:10-1:20 с низовой стороны; у струенаправляющих дамб (в направлении вдоль потока) устраивают более крутые откосы. Более крутые откосы (до 1:3) допустимы в легко размываемых грунтах.

Продольный уклон срезки принимают равным уклону главного русла под мостом. При малых уклонах водотока (до 0,0001-0,0002) срезку допускается проектировать горизонтально. Поперечный уклон в сторону русла придают срезке лишь при значительной разности отметок между бровкой русла и уровнем межени.

За пределами расчетной срезки необходимо устраивать расчистку подмостового сечения от растительности. Если уровень средней межени мало отличается от отметки поймы под мостом, то срезку заменяют расчисткой, которую продолжают вверх и вниз от оси моста на то же расстояние, что и срезку.

 

 

 

 

 

Спрямление  русел рек

Предотвращение деформаций русла (в плане) обеспечивается укреплением  берегов и устройством поперечных сооружений. Длину участка защитного фронта назначают согласно рекомендациям НИМП-72, а в сложных условиях - на основе физического моделирования.

Для сокращения затрат на регулирование потока в меандрирующих  руслах следует комбинировать поперечные сооружения и укрепления берегов, применяя последние вблизи перехода.

Спрямление русла следует  проектировать шириной Вспр и глубиной Нспр в пойменных бровках соответственно равными:

Вспр = Вр ´ Кспр

Нспр = Нр Кспр

Вспр  ,

где Вр, Нр - соответственно ширина и средняя глубина русла в его пойменных бровках;

nиз, nспр - коэффициенты шероховатости русла соответственно в пределах излучины и спрямленного русла;

Lиз, Lспр - длина русла соответственно по излучине и на спрямленном участке.

Прямолинейный участок  спрямленного русла сопрягается  с бытовым руслом по круговым кривым, радиус которых на несудоходных и  несплавных реках должен быть больше 3,5 Вспр, на судоходных и сплавных - не менее 5 Вспр.

Примечание. Заменять спрямление русла устройством пионерной траншеи не рекомендуется вследствие возможного неорганизованного размыва прорези.

Для заиления выключенной  излучины русла на уровне бровок русла  устраивают перемычки - массивные запруды в начале и конце спрямленной излучины.

 

Траверсы

 

Регуляционные сооружения и берегоукрепительные устройства применяют для предохранения грунта у опор моста и берегов от значительного размыва. Их устраивают в виде струенаправляющих дамб и траверс. 
Струенаправляющие дамбы сооружают у береговых опор, придавая им в плане очертание, способствующее плавному протеканию в отверстие моста водного потока с пойм русла (рис. 1,а, б). 
С верховой стороны мостового перехода иногда устраивают траверсы в виде коротких дамб, выступающих в реку перпендикулярно или под углом к берегу или насыпи подхода (см. рис. 2). Траверсы препятствуют течению воды вдоль берега или насыпи, предохраняют их от размыва и способствуют направлению водного потока в отверстие моста.

 

 

Рис.1

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. В. Н. Поспелов., «Большая советская энциклопедия.» — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  2. http://www.complexdoc.ru/ntdtext/549290/19
  3. http://www.uch-centr.ru/content/23/temy-obuchenija/4-raboty-po-stroitelstvu-avtomobilnyh-dorog-ayerodromov-mostov-yestakad-i-putevovod/yelementy-mostovogo-perehoda-i-mostov.html
  4. Пособие к СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы».



Информация о работе Регуляционные сооружения: срезка поймы у моста, спрямление русел, траверсы