Лесоматериалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:26, доклад

Описание работы

2 Свойства лесоматериалов

Механические: прочность, твердость, деформативность, удельная вязкость, эксплуатационные характеристики, технологические характеристики, износостойкость, способность удерживать крепления, способность гнуться;

Физические: внешний вид (текстура, блеск, окраска), влажность (усушка, коробление, водопоглощение, гигроскопичность, плотность), тепловые (теплопроводность), звуковые (акустическое сопротивление, звукопроводность), электрические (диэлектрические свойства, электропроводность, электрическая прочность);

Работа содержит 1 файл

2 Свойства лесоматериалов.docx

— 58.02 Кб (Скачать)

В практической деятельности объемы отрезков лесоматериалов определяют по таблицам, составленным в результате многочисленных исследований и большого накопленного опыта. Таблицы  утверждены в качестве ГОСТ 2708. Для  определения по этим таблицам объема бревна необходимо знать его длину  и диаметр (без коры) в верхнем  торце. 

ГОСТ 2708 включает три таблицы объемов  круглых лесоматериалов. Первая (основная) таблица дает объемы лесоматериалов длиной от 1 до 9,5 м и диаметром от 3 до 70 см с градациями размеров по длине 0,1 м, по диаметру 1 см. Вторая таблица дает объемы коротких лесоматериалов длиной до 1 м и диаметром от 7 до 15 см. В третьей таблице, помещенной в ГОСТ в качестве приложения, приведены объемы лесоматериалов, полученных из вершинной части ствола. 

Объемы  лесоматериалов длиной от 9,5 до 19 м определяют как сумму объемов двух или  трех отрезков примерно равной длины. Например, при длине лесоматериала 12 м его размечают на отрезки 6 и 6 м или 6,5 и 5,5 м. Диаметр первого  от комля отрезка измеряют мерной вилкой после снятия в место измерения пояска коры. 

Длину лесоматериалов измеряют с точностью  до 0,01 м рулеткой или двухметровой рейкой с нанесенными на ней делениями  длин основных сортиментов. Толщину  лесоматериалов измеряют мерной скобой с металлическим выступом на конце, обычным складным метром или мерной вилкой. Диаметры круглых деловых  лесоматериалов определяют как среднее  арифметическое из наибольшего и  наименьшего значений в верхнем  торце бревна. При обмере партии лесоматериалов более 100 шт. допускается  обмеривать лишь один их диаметр при  условии, что у всех бревен партии диаметр будет измеряться в одном  направлении. Не допускается измерять диаметр лесоматериалов в местах наплывов и мутовчатого расположения сучков. Толщина дров измеряется в  коре. При обмерах длины установленные  припуски и допуски в расчет не принимаются. 

Лесоматериалы длиной до 2 м и долготе для  дров длиной до 3 м учитывают в  складочной мере с последующим переводом  в плотную кубатуру. Лесоматериалы  укладывают в выровненные штабеля. Произведение длины, ширины и высоты штабеля дает его объем в складочной мере. При измерении длины штабеля  протяженность клеток принимают  в размере 0,8 их фактической длины. Высота штабеля определяется средней  арифметической высот, измеренных через каждый метр его длины Для перевода складочных мер в плотные устанавливают переводные коэффициенты — коэффициенты полнодревесности штабеля, зависящие от длины, толщины, породы и состояния (окоренные, неокоренные) лесоматериалов. Коэффициенты полно-древесности штабелей лесоматериалов приведены в таблицах ГОСТов; величина их колеблется в пределах от 0,65 до 0,79. Фактическая плотность кладки может быть проверена следующим образом. На лицевой стороне штабеля проводят диагональ, на которой измеряют общую протяженность Торцов через которые проходит эта линия. Отношение протяженности торцов к общей длине диагонали должно соответствовать коэффициенту полнодревесности или отклоняться от него не более чем на 0,01.

Плотность древесины зависит от количества находящегося в единице ее объема древесного вещества, т. е. клеточных  оболочек. Это вещество может быть расположено в древесине равномерно и неравномерно, что имеет производственное значение.

Древесина, имеющая равномерную плотность, обрабатывается чище, хорошо лакируется и полируется. Довольно равномерную  плотность имеет древесина лиственных рассеяннососудистых пород.

Древесина лиственных кольцесосудистых пород отличается неравномерной плотностью: ранняя часть годового слоя пористая, поздняя — более плотная. Такая древесина труднее поддается лакированию и полированию, но обладает другими ценными свойствами, например хорошо гнется.

Вес. Различают  удельный вес древесинного вещества и объемный вес древесины.

Удельным  весом, всякого вещества называется вес в граммах 1 см3 этого вещества в абсолютно плотном состоянии (без пор, воды, воздуха и других посторонних включений).

Так как  вес 1 см3 химически чистой воды при 4° С составляет 1 г, то удельный вес любого вещества является отношением веса этого вещества в абсолютно плотном состоянии к весу воды, взятых в одинаковом объеме. Поэтому он обозначается отвлеченным числом. Удельный вес древесинного вещества для всех древесных пород почти одинаков и равен 1,54—1,56.

Объемным  весом всякого материала называется вес единицы объема этого материала  в его естественном состоянии.

Объемный  вес древесины разных пород различен; он не одинаков и для древесины  одной породы, даже одного ствола.

На величину объемного веса влияют: влажность  древесины, ширина годовых слоев, положение  древесины в стволе, возраст, условия  роста дерева и другие причины. Поэтому  объемный вес древесины той или  иной породы можно рассматривать  только как средний для этой породы.

Объемный  вес древесины обозначают в граммах  веса одного кубического сантиметра или в килограммах веса одного кубического метра древесины.

Сравнивать  древесину разных пород по объемному  весу можно только при одинаковой ее влажности.

По объемному  весу можно определить вес любого количества древесины и судить о  ее плотности; объемный вес является основным показателем качества и  механических свойств древесины.  

5 Тара и упаковка  лесоматериалов

Укладка (штабелевка) лесоматериалов. Заготовленные лесоматериалы отгружаются потребителям не сразу, поэтому возникает необходимость в течение какого-то времени укладывать их на хранение. Укладка лесоматериалов на складах должна обеспечить сохранение их качества, Доступность для осмотра учета и контроля состояния качества, удобство и экономичность выполнения дальнейших перегрузочных и транспортных операций. 

Лесоматериалы укладывают на хранение в выровненные  по длине и высоте скопления —  штабеля, откуда и рабочий процесс  укладки получил название штабелевки. Подштабельные места выравнивают, расчищают от кустарника, травы, мусора и коры. В зависимости от вида лесоматериалов, сроков и условий хранения и применяемых на штабелевочных работах механизмов используют различные виды штабелей. В плотные штабеля лесоматериалы укладывают без прокладок, и только концевые части штабелей создают с прокладками в клетку или из пачек с обвязкой. Применяют плотно-рядовые пачко-рядовые и рядовые штабеля, где ряды или пачки лесоматериалов разделяются горизонтальными и наклонными прокладками Интервалы между штабелями хвойных пород 1 м при высоте до 8 м и 15 м при большей высоте штабеля; для лиственных пород интервал штабелей 0,6 м. На складах предприятий каждый штабель снабжают табличкой с указанием его номера сортимента, породы, размера, сортности, числа и объема бревен, сроков начала и конца выкладки, режима хранения. Расположение штабелей на складах должно удовлетворять требованиям охраны труда и противопожарной безопасности. 

Рис1- Способ укладки леса

 
 
 

6 Способы хранения, перегрузки

Сухопутный  транспорт леса. Транспорт является составной частью лесозаготовительного процесса. Освоение лесных массивов связано  со строительством и содержанием  разветвленной сети лесовозных дорог. Основным видом сухопутного транспорта является автомобильный. Им вывозится около 86 % заготавливаемого леса, по узкоколейным железным дорогам — 13%, остальная часть падает на прямую вывозку тракторами. Удельный вес автомобильных перевозок в лесной промышленности постоянно возрастает. В отрасль поступают мощные лесовозные автомобили МАЗ-509А, КрАЗ-255Л, проходят испытания автопоезда на базе автомобилей МАЗ-5434, КрАЗ-260ЛС. В связи с этим возрастают требования к качеству строительства автомобильных лесовозных дорог, увеличению объемов строительства дорог круглогодового действия. 
 

Совершенствование сети автомобильных лесовозных дорог  идет за счет сокращения грунтовых  дорог, увеличения объемов строительства  гравийных и щебеночных покрытий с укреплением их при больших  грузооборотах вяжущими материалами, строительства дорог с твердым  покрытием (асфальто- и цементобетонным). В районах, бедных каменными материалами, необходимо расширить строительство дорог с колейным покрытием из железобетонных плит. Районы лесозаготовок страны расположены в I и II дорожно-климатических зонах, характеризуемых устойчивыми низкими температурами в течение длительного периода, что создает благоприятные условия освоения лесных массивов зимними дорогами, обеспечивающими значительное снижение дорожно-транспортных расходов. Перспективными покрытиями временных автомобильных дорог являются инвентарные сборно-разборные покрытия из деревянных щитов ЛВ-11 и нагельных. 

Лесовозные  дороги в зависимости от срока  их действия делятся на постоянные (со сроком действия свыше 5 лет) и временные (время действия до 5 лет). К постоянным дорогам относят грузосборочные дороги, обслуживающие несколько лесозаготовительных предприятий, магистральные дороги, соединяющие лесной массив с нижним лесным складом, и ветки», примыкающие к магистралям и обеспечивающие освоение крупной части лесного массива. 

К временным  дорогам относят действующие  до 5 лет ветки, лесовозные усы, карьерные  дороги, дороги для обслуживания подсочки леса и др. Усы примыкают к магистралям  или веткам и служат для вывозки  леса с одной или нескольких лесосек. Магистральные и грузосборочные дороги действуют в течение всего срока работы предприятия или до полного-освоения отдельного лесного массива. Ветки действуют в течение нескольких лет, усы, как правило, до одного года. Усы являются наиболее разветвленной частью транспортной сети. Если принять полную длину лесовозных дорог за 100%, то на долю усов приходится около 80 % протяженности, на ветки 12…15 %, на магистральные дороги — 5…8%. 

По времени  действия различают лесовозные дороги круглогодовые и сезонные — зимние и летние. На основании анализа  грунтовых условий лесной массив разбивается на зоны летнего и  зимнего действия. При этом к зоне летнего освоения относят участки  с плотными грунтами, а к зоне зимнего — лесосеки на переувлажненных и заболоченных участках, ха­рактеризующихся слабой несущей способностью грунтов, а также участки лесного массива с разбросанными, слабоконцентрированными запасами, для освоения которых необходима большая протяженность дорог. В связи с этим строят дороги летнего (круглогодового) и зимнего действия. 

Конструкция дорожной одежды, которая состоит  из двух слоев — основания и  покрытия, зависит от типа транспортных средств и интенсивности движения. В зависимости от вида покрытия лесовозные дороги различают: грунтовые, гравийные, щебеночные, грунтощебеночные, колейные, железобетонные, лежневые, снежные и ледяные. В лесной промышленности наряду с автомобильными лесовозными дорогами для вывозки леса используют узкоколейные железные дороги (УЖД) с шириной колеи 750 мм. Прицепной состав УЖД подразделяется на грузовые и пассажирские вагоны. Грузовые вагоны в зависимости от назначения и вида груза делятся на несколько типов: платформы, полувагоны, крытые вагоны, цистерны и специальные вагоны-сцепы. 

Водный  транспорт леса. В нашей стране более 40 % заготавливаемого леса транспортируют в пункты потребления или: пункты перевалки водным путем. Транспортировка  леса по водным путям без погрузки его в суда или баржи называется лесосплавом. Различают следующие  виды лесосплава: молевой, кошельный, в сплоточных единицах и плотовой. 

Под молевым  лесосплавом понимают перемещение  леса по водным путям россыпью за счет использования силы течения реки. Из-за больших потерь (утопа), засорения  водоемов и трудоемкости механизации  сплоточно-формировочных работ на воде объемы молевого лесосплава с  каждым годом сокращаются. На небольших  озерах и водохранилищах, где нет  течения, молевой лесосплав невозможен, поэтому применяют кошельный. При этом способе лесосплава лесоматериалы на воде заключают в специальные плавучие ограждения из бревен, так называемый оплотник бревна, соединенные между собой цепями или канатом. Кошели транспортируют буксирными судами по озерам или водохранилищам. Плотовой лесосплав применяют для транспортировки леса по рекам, озерам и морям. В зависимости от режима и условий плавания применяют речные, озерные и морские плоты. Плоты различной конструкции, формы и объема составляют из сплоточных единиц — пучков. Сплотка лесоматериалов в пучки осуществляется как на воде, так и на берегах водоемов. 

Наиболее  прогрессивным способом доставки лесоматериалов по воде является перевозка их в  судах и баржах. В этом случае можно без потерь доставлять потребителям не только хвойные и лиственные лесоматериалы, но и пиломатериалы, шпалы, технологическую  щепу и другую продукцию. 
 

7 Правила и условия: хранения, перегрузки, перевозки 

Круглые лесоматериалы в соответствии с  ГОСТ 9014.0—75 по стойкости пород древесины  при хранении к поражению грибами, насекомыми и растрескиванию подразделяются на два класса: нестойкие и стойкие. 

Информация о работе Лесоматериалы