Лекции по "Строительство железных дорог"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:25, курс лекций

Описание работы

работа содержит лекции по дисциплине "строительство железных дорог"

Работа содержит 1 файл

лекции сжд.docx

— 123.45 Кб (Скачать)

Лектор: Колосс  Алексей Федорович

Литература:

  1. Прокудин, Грачев, Керлецкий, Колосс – Организация строительства и реконструкции железных дорог
  2. Прокудин, Грачев, Колосс – Переустройство железных дорог под скоростное движение
  3. Жинкин, Грачев – Особенности строительства железных дорог в районах распространения  вечной мерзлоты и дорог

Лекция №1

Строительство железной дороги:

  • Предстроительный этап (подготовка)
  • Этап выполнения строительно-монтажных работ:
    1. Подготовительный период:
      • подготовка территории строительства
      • строительство временной притрассовой автомобильной дороги
      • строительство временных зданий и сооружений
      • временная связь
      • временное энергоснабжение
      • временное водоснабжение
    1. Основные строительно-монтажные работы:
      • строительство искусственных сооружений (трубы и мосты)
      • отсыпка земляного полотна
      • укладка верхнего строения пути
      • строительство железнодорожных зданий
      • строительство постоянной линии связи и электропередач
      • сигнализация, централизация, блокировка, автоматика и телемеханика
      • водоснабжение
  • Достижение объектом полной проектной мощности

Организация строительства малых искусственных  сооружений

 

К малым  искусственным сооружениям на железной дороге относятся:

  • водопропускные трубы
  • фильтрующие насыпи
  • водопропускные лотки
  • мосты до 25 м

Значение и место малых  искусственных сооружений в общем  комплексе строительства железной дороги

В обычных условиях от общей  сметной стоимости строительства  железной дорогие искусственные  сооружения могут составлять 4 – 5 %.

*Одно или два искусственных сооружения на 1 километр. В горное местности стоимость ИССО может составлять 10 -15 % от общей стоимости строительства, в условиях вечной мерзлоты – еще больше. Тоже самое можно сказать о трудоемкости.

Строительство малых искусственных  сооружений начинается после окончания  работ подготовительного периода, заканчивается до начала работ по возведению земляного полотна.

*Бывают трубы под высокими  насыпями (12м). Труба в таком случае  получается длиной 50 м и срок  ее строительства получается 4 –  5 месяцев. Приходиться оставлять  прогалы. Он имеет следующие недостатки: расходы связанные с перемещением техники, появление мест с потенциальными просадками

Трубы могут достраиваться  и при сооружений земляного полотна. Однако любое искусственное сооружение должно быть достроено до начала укладки  верхнего строения пути. В исключительных и обоснованных случаях допускается достраивать трубы и малые мосты после укладки пути. В этом случае строят кратковременные технологические обходы искусственных сооружений

*Наиболее массовым типом искусственных сооружений являются водопропускные трубы. На сегодняшний день разработано десятки типовых проектов по строительству водопропускных труб. Это полностью унифицированные все секции (под них есть опалубка, есть оборудование), собирать эти трубы не представляет особой сложности. Иногда приходить применять трубы индивидуального проектирования. Под мосты также на сегодняшний день разработаны типовые решения.

Классификация искусственных  сооружений

Классификация труб:

  1. По форме поперечного сечения:
    • круглые (отверстие диаметром не менее одного метра, толщина стенки разная)
    • прямоугольные (отверстие не менее 1000 мм)
    • круглые с плоской поверхностью опирания (для того, чтобы исключить лекальные блоки)
    • оваидальное (всегда строятся из монолитного бетона или камня, на заводах не выпускается)
    • сферические трубы (за рубежом)

 

Лекция  №2

 

Основные  формы поперечного сечения на сегодняшний день являются круглые  и прямоугольные трубы

  1. По размеру отверстия (внутренний диаметр круглой трубы; для прямоугольной и оваидальной – ширина по низу)

0,5 0,75 1,0 1,25 1,50 2,00 (для круглых труб)

0,75 (лоток) – 6,0 м  (для прямоугольных труб)

6 метровые трубы  – бетонные разборные

 

По действующим  строительным нормам и правилам на железных дорогах должны применяться трубы с отверстием не менее 1 метра, так трубы менее одного метра слишком быстро засоряются, заиливаются и не могут обеспечить пропуск расхода воды при паводке. Тоже самое касается и автомобильных дорог.

Трубы менее одного метра используются для временных дорог

Трубы не разрешается устраивать, где есть возможность корчехода (местность, где очень много кустарника и корней деревьев). Трубы нельзя возводить в условиях вечной мерзлоты, где возможны процессы образования наледей. В этих случаях трубы не строятся, а заменяются на мостовые переходы и для линий 3 и 4 категории – фильтрующими насыпями

 

  1. По материалу:
    • Деревянные (они используются как временные сооружения, например, под притрассовыми автомобильными дорогами)
    • Металлические (бывают двух разновидностей: из гладкого металла и гофрированного металла)

Гладкие трубы очень жесткие, покрыты  коррозионным составом, очень часто  использовались на Ямале.

Гофрированные трубы легкие, просты в монтаже, не требуют фундамента, принципиально изготавливаемые для любого размера.

    • из сборного железобетона

Трубы, которые изготавливаются  звеньями, длина звена 1м, изготавливаются  на предприятиях строительной индустрии

Преимущества: простота в монтаже, качество

Недостатки: возможность монтаже  возникает тогда, когда предприятие  индустрии находиться близко от места  строительства.

Изготавливают трубы круглого, круглого с плоской поверхностью опирания, прямоугольные

    • из монолитного железобетона
    • бетонные

Бетонные трубы изготавливаются 

Их применяют, когда нужно устроить трубу с большим отверстием. Их сложнее содержать, так как очень  большое количество швов

    • стеклопластик (в нашей стране не пременяются)
  1. Количество отверстий
    • одноочковые
    • двухочковые
    • трехочковые (только для круглых труб)
  1. По типу фундамента

 

 – Давление по подошве фундаменты

 – Расчетное сопротивление грунтов основания

    • фундамент первого типа (один лекальный блок) Применяется при скальных грунтах, крупнообломочные грунты, твердые глины.
    • фундамент второго типа (сборный фундамент, из отдельных блоков) Используется на обычных грунтах при обычных условиях.
    • фундамент третьего типа (монолитный железобетон). Применяется на обычных грунтах при обычных условиях.
    • фундамент четвертого типа (фундамент индивидуального проектирования). Когда нет возможности использовать фундаменты 1,2,3 типа. Как правило, это свайные фундаменты (бывают из типовых железобетонных свай, буронабивные сваи

 

 

Классификация малых мостов

  1. По материалу

на 99,9% малые мосты сооружают  из сборного железобетона, на сегодняшний  день металлических малых мостов практически нет

  1. По количеству пролетов

Малые мосты как правило сооружают  однопролетными и трехпролетными.

Существуют типовые решения  для малых мостов. 6,8 и 11 м

  1. По типу фундамента
    • На свайном основании
    • На естественном основании (со сваями стойками)

Унификация водопропускных сооружений

 

Массовым (основным) видом водопропускным сооружений является трубы. Наиболее массовыми являются трубы из сборного железобетона. Существуют ГОСТы на все элементы сборных труб. Для облегчения монтажа, сокращения сроков, снижения трудоемкости и стоимости строительства все искусственные сооружения унифицируют, т.е приводят к одному типу. Стремиться к этому нужно уже на этапе проектирования. Львиная доля по унификации приходится на ППР. Либо все трубы прямоугольные, 2 типа размера (1м, 1,5 м). Варьируют количеством отверстий. Тоже самое касается и унификации малых мостов.

Лекция №3

Комплекс работ  по строительству водопропускных труб

 

Осуществляется, генподрядными или субподрядными организациями. Организация изучает рабочие чертежи, в частности по строительству искусственных сооружений и изучает сметную документацию.

  1. Подготовительные работы
    1. Строительство подъездных автомобильных дорог к строительной площадке.
    1. Планировка строительной площадки (устройство щебеночной подготовки под размещение временных зданий и сооружений).
    2. Оборудования строительной площадки временными зданиями и сооружениями (передвижные вагоны, здания контейнерного типа, бытовки, служебные здания)
    3. Доставка всех необходимых сборных конструкций и инертных материалов на строительную площадку и их складирование. Места складирования определяются ППР. Для типовых сборных труб до 6 м, когда объем строительных работ не превышает 100 м3, то материал доставляется на строительную площадку в полном объеме. График поставки материалов должен увязан с графиком производства работ
    4. Обеспечение строительства электроэнергией, водой, сжатым воздухом, теплом, связью. Временная линия электропередач, которая возводится в подготовительный период. Автономное электроснабжение – передвижные электростанции. Вода для нужд строительства, как правило, присутствует. Обеспечивают доставку воды автомобильным транспортом на строительную площадку. Снабжение сжатым воздухом осуществляется от передвижных компрессоров. Тепло обеспечивают за счет электрообогрев, либо за счет сжигания древесного угля или дров.
    5. Геодезические работы. Вынос в натуру оси трубы и закрепление ее на местности. Создание рабочей реперной сети. Каждое сооружение имеет отметки, в процессе производства работ все работы будут контролироваться, и для этого нужны базовые точки. Закрепление оси на местности производится колышками. Осуществляют разбивку контура котлована
    6. Отвод воды:
      1. При новом строительстве ж/д дорог наиболее часто применяется отвод воды во временное русло. Для ограждения котлована используются устройства временных перемычек.
      1. Устройство грунтовых перемычек
      2. Комбинация первого и второго – и русло, и временная перемычка
      3. Устройство временных дамб или запруд. По мере накопления воды в дамбе, воды сбрасывают, для этого используют металлические и пластиковые трубы
      4. При небольших расходах иногда используют для водосброса насосы.
  1. Земляные работы
    • Рытье котлована
    • Крепление стенок котлована
    • Водоотлив из котлована
    • Устройство подготовки под фундамент

 

Котлован разрабатывается механизированным способом с использованием экскаватор обратная лопата с ковшом 0,65 – 1 м3 с недобором 5-10 см до проектной отметки. Оставшиеся 5-10 см для чистовой подготовки котлована для щебеночной подготовки делается вручную.

Если грунтовые условия и местные условия позволяют, то целесообразно раскрывать котлован с углом естественного откоса. В случае, если грунты водонасыщены, то стенки котлована приходиться крепить. Котлованы разрабатывают прорезями. Два требования:

  • от края любой конструкция должно быть не менее одного метра
  • расстояние от стенки до стенки котлована должно быть не менее двух отверстий.

 

Стенки траншеи крепятся с использованием следующих приспособлений и конструкций:

  • при неглубоких котлованах – закладное деревянное крепление. По мере разработки котлована вставляют между двутаврами деревянные доски
  • основной – использование металлических шпунтовых свай (иногда используются и деревянные шпунтовые сваи). Основным типом шпунта является «Ларсен-IV» «Ларсен-V». По контуру по периметру забиваются сваи. Как правило, в котлованах не требуется используется дополнительного крепления.

 

Устройство подготовки под фундамент. При разработке котлована необходимо обеспечить положение отметки низа фундамента в оголовочной части ниже глубины промерзания. В связи с этим дно котлована имеет разные отметки.

Готовый котлован освидетельствуют, составляют акт на скрытые работы (отметки дна). Готовый котлован сразу же сдают под монтаж, котлован без монтажа не простаивает более 1-2 дня.

Подготовка осуществляется, как  правило, из щебня. В средней части тоже устраивается подготовка из щебня.

  1. Строительно-монтажные работы.

Информация о работе Лекции по "Строительство железных дорог"