Аналитическая характеристика архитектурно-градостроительного комплекса Троицкого мужского монастыря г. Тюмень

Дата добавления: 11 Ноября 2011 в 13:27
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (24.60 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Реферат Троицкий монастырь.docx

  —  27.00 Кб

Реферат: Аналитическая характеристика архитектурно-градостроительного комплекса Троицкого  мужского монастыря  г. Тюмень

Название: Аналитическая характеристика архитектурно-градостроительного комплекса Троицкого мужского монастыря  г. Тюмень 
Раздел:
Рефераты по строительству 
Тип: реферат Добавлен 03:13:41 01 мая 2010
Похожие работы 
Просмотров: 173 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно    
Скачать
Реферат выполнил студент 2 курса  группы 21 - СП УЗ Матвеев Антон Юрьевич

Российский государственный  аграрный университет – МСХА имени  К.А. Тимирязева.

Москва 2009г.

1. Место комплекса  в структуре окружения. 

На очень удобном  и ответственном для города месте  расположен этот монастырь. Широкий  плоский мыс на берегу Туры это  своеобразная "Завязка" города. Монастырь  на берегу стал основательно, закрепившись на нем высокими стенами и монументальными  постройками. Троицкий монастырь расположен в исторической части города, где  не ведется многоэтажного строительства и располагаются малоэтажные дома. В этой части города сохранилась чёткая симметрия и основные улицы также как и сотни лет назад приводят к стенам монастыря. И даже главная улица города Тюмени улица Республики, как стрела пронизывает весь город, упирается в стены монастыря, обтекает его по контуру. Размещаясь на высоком берегу реки Туры Монастырь хорошо виден с любой точки старого города и со всех точек заречной части. Он является доминантой данного участка города.

2. История формирования  комплекса. 

Заложен был монастырь, в 1616 году (1610, 1621) казанским монахом  Нифонтом по указу царя Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь лет была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь.

После большого пожара в городе была уничтожена большая  ее часть, все церкви и женский  монастырь. Сибирский митрополит Филофей Лещинский стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года). Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И.Иконников.

К началу каменного  строительства монастырь был  переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - Троицкий собор (освящена в 1715 году) и Зосима и Савватия, переименованный позже в церковь Сорока мучеников (освещена в 1717 году). Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь освящена в 1755 году. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и Петропавловский храмы были частично перестроены. К тому времени монастырь состоял уже в третьем классе и считался лучшим в Сибири после иркутского Иннокентьевского монастыря.

Троицкий монастырь. Фото 1902г.

В 1726 году было начато строительство церкви Петра и  Павла, завершенное в 1755 году. Существует предположение, что церковь была построена по проекту С.У. Ремезова, хотя и в несколько измененном виде. Впоследствии, между церковью Петра и Павла и колокольней был возведен пристрой, в котором разместились ризница и духовное правление.

В 1842 г. произошел  пожар в монастыре после которого его пришлось восстанавливать.

Советская история.

В январе 1923 г. Закрыт Тюменский мужской монастырь  на основании постановления Наркомстата от 24 августа 1918 г. В 1929 году Передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. В 1941 г. Передан КЭЧ. Тюменского гарнизона.

В апреле того же года было принято решение о постройке  водоочистительной станции. 1946 г. Решение, в котором говорится о разрушении Свято-Троицкого монастыря, уничтожена церковь сорока мучеников, а в  мае 1947 г. Постановление СМ РСФСР  № 389 "Об охране памятников архитектуры" , в которое входит Троицкий монастырь. На местном же уровне в декабре 1948 г. Облсовет принял решение "0 мерах улучшения охраны памятников". И уже в 1949- 1950 г. Принято решение о проведении капитального ремонта. С 1960 г. По распоряжению облисполкома № 116-р о передаче областному управлению культуры комплекса Свято- Троицкого Монастыря, он стал музеем истории города Тюмень. В 1986-1987 гг. Организована в стенах в Троицкого монастыря "Тюменьреставрация".

В 1996 г. комплекс Троицкого  собора передан в пользование  Тобольско - Тюменской Епархии.

Церковь Сорока мучеников. Южный фасад. Фото конца XIX века.

3. Планировочная  и пространственная характеристика  комплекса. 

 
Схематический план комплекса 

1- Здание Тюменской  семинарии.

2- Административное  здание комплекса Тюменьрестоврация

3- Церковь Петра  и Павла

4- Церковная лавка

5- Хозяйственная  постройка

6- Троицкий собор

7- Каменная стена

8- Въездные ворота

Форма плана монастыря  неправильная, в виде прямоугольной  трапеции.

Граница образована с трех сторон стеной комплекса и  примыкающей к ней церкви Петра  и Павла, зданий тюменской семинарии, а с восточной стороны берегом  реки Тура.

Весь комплекс Троицкого монастыря состоит  на сегодняшней день из таких основных элементов: Троицкий собор, Церковь Петра и Павла и пристроенная к ней шатровидная колокольня, двухэтажное здания Тюменской семинарии, здание в котором разместились реставрационные мастерские, церковной лавки, хозяйственного здания, центральные ворота – вход на территорию монастыря.

Пятиглавая Петропавловская  церковь (закончена в 1755 г.) имеет  крестообразный план, что вовсе не характерно для Сибири (в Тюменской  области других таких нет), зато вполне обычно для Украины того времени. Рядом с ней стоит более  ранняя шатровая колокольня. Сохранились  также двухэтажный настоятельский корпус (1730-е годы) и монастырская ограда (закончена в 1741). Длина ограды 392 метра, высота 5 метров, она окружает монастырь с трех сторон. Четвертой  каменной постройкой монастыря стали  двухэтажные настоятельские покои, сооруженные в 1739 году в одной  связи с оградою, с кладовыми  под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует  назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Окна открывают  вид на Ямскую слободу с одной  стороны и на монастырский двор с  двумя громадными церквами в нем.

От дома настоятеля можно увидеть все постройки  монастыря - обе церкви, Троицкий собор, деревянные здания служб и келий, ограду. Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывают друг друга и компонуются в сложную композицию. В центре этой композиции оказывается самый статичный и массивный Троицкий собор - главная ось и центр тяжести всего ансамбля.

4. Функциональная  характеристика комплекса. 

В 1995 году монастырь  вновь стал действующим. Настоятелем - священноархимандритом обители ныне является Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, а наместником монастыря, первым после его возрождения и по настоящее время, - архимандрит Тихон (Бобов). В настоящее время на территории монастыря расположен музей истории образования города Тюмени. Музейные экспозиции расположены в церкви Петра и Павла в шатровидной башенке, в двухэтажном пристрое. Комплекс практически полностью отреставрирован и является одной из главных достопримечательностей нашего города. И в наши дни, как и прежде, обитель продолжает своё духовно-просветительское служение миру. При монастыре открыто Духовное училище, действует воскресная школа. В стенах древней обители возрождается монашеская жизнь. В Троицком соборе совершается богослужение, теплятся лампады, горят свечи, приносятся молитвы Богу. Также на территории монастыря работают реставрационные мастерские, церковная лавка и в современной истории вновь было построено хозяйственное здание. Весь комплекс можно назвать туристической жемчужиной нашего города. На его территорию совершаются поломнечества.

В настоящее время  на стене монастыря размещены  камеры видеонаблюдения и она как и сотни лет назад играет защитную роль памятника истории. В 2005г. Троицкий собор был ограблен.

Схема функционального  зонирования Святотроицкого монастыря

Учебная функция

Хозяйственная функция

Производственная  функция

Религиозная функция

Музейная функция

Торговая функция

Функция охраны

5. Композиционная  и стилистическая характеристика  основных архитектурных объектов.

Собор тюменского Троицкого монастыря (1708–1715), четырёхстолпный (единственный столпный храм Сибири XVIII в.), с пятью главами — тремя большими по оси восток–запад и двумя маленькими к северу и югу от главной. Детальный анализ композиции позволяет точно определить место этого храма в типологии украинской архитектуры — в рамках так называемого «маргинального» типа шестистолпных украинских соборов (по В. В. Вечерскому), куда относятся соборы Св. Духа в Ромнах (1689 или 1742–1746) и Флоровского монастыряв Киеве (1722–1732). Правда, он отличается от них пятиглавием, решение которого уникально и для русской, и для украинской архитектуры, и объясняется, очевидно, неизвестными пока деталями заказа. Причиной выбора собора украинского, а не русского типа было, как представляется, желание митрополита возвести в Тюмени подобие Киево-Печерской лавры: подтверждением этого служит уникальное посвящение одного из приделов собора Печерской иконе Успения Богоматери. Композиция Троицкого собора восходит к более древним образцам кубических монументальных храмов, форма глав несет явное сходство с украинским барокко конца XVII века. В его декоративном убранстве явно прослеживается влияние нарядного “нарышкинского барокко” и даже узорочья, но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам четверика соответствуют принципам украинской архитектуры.

Основной объем  собора имеет в плане размеры 22, 0 х 18, 5 м. Высота его вместе с крестом — 43, 2 м. Это типичный кубический бесстолпный храм с большой граненой апсидой. Аскетизму мощного лаконичного кубического объема противоречит фасадный декор барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает общую особенность времени строительства собора, когда завершался переход от средневековья к принципам новой эпохи. Борьба двух культурных тенденций порождала своеобразные синтетические формы архитектурных произведений. В этом контексте тюменский Троицкий собор — явление закономерное.

Троицкий собор  построен по древнему образцу - в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона Троицкий собор получил более живописную трактовку. "Избыточна живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным пределом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной аспиде, двумя одноэтажными "щипцовыми" стенками, венчающими торцы предела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав Троицкого собора и даже саму постановку их на четверике по странам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.

Влияние западных форм на архитектуру Троицкого собора прослеживаются довольно отчетливо. На фасадах четверика нет членений, соответствующих структуре четырехстолпного храма. Порталы его выполнены не в романтических формах, характерных для древнерусских церквей, а виде композиции из полуколонн с опирающимися на них стилизованными архитравами. Гладкие стены завершаются дробно расчлененным карнизом. Торцевые фасады приделов увенчаны характерными для европейского барокко высокими фигурными аттиками, а главы имеют форму, типичную для украинской культовой архитектуры. Очень своеобразно их распределение: три большие главы, из которых одна поставлена на апсиду, акцентирует продольную ось здания. Поперечная же ось выделена всего двумя малыми главами. Подобный акцент продольной оси напоминает прием венчания вытянутых в длину католических базилик. В русском зодчестве осевая композиция куполов стала распространяться с конца XVII века в трапезных церквях. В пятиглавых кубических храмах прием продольной ориентации применялся очень редко. Вполне возможно, что, а завершил его украинский мастер.

Но при явном  и активном влиянии западных форм на архитектуру Троицкого собора древнерусское начало является все же ведущим. Это проявляется, прежде всего, в подчеркнутой статичности объемов и в характере трактовки декора. Мощный клуб четверика почти не взаимодействует с настенным декором. Барочные детали как бы наложены на плоскость стены, не трансформируя ее. Кроме того, древнерусское начало проявляется и в разнообразии наличников из полу — колонок с полуциркульным или трехлепестковым профилированным очельем на северной стене и на апсиде полу — колонки предстают составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную “пламенеющую” форму. Еще одна черта древнерусского зодчества — мощные бочкообразные утолщения на угловых пилястрах. По традиции еще от византийского зодчества, стены собора были неоштукатуренными — кладка велась на известковом растворе с затиркой швов. Лишь детали были побелены. Выполнены декоративные элементы из фасонного и лекального кирпича. Для кладки стен применялся характерный для XVII и XVIII веков применялся большемерный кирпич размером 300 х 160 х 75 мм.

Внутри собор  выглядит величественно. Двусветное пространство хорошо освещено, что не свойственно  древним храмам, обычно погруженным  в полумрак. Это влияние нового времени, естественного обмирщения церковного зодчества. Большие окна второго яруса позволили сделать восьмериковый деревянный барабан центральной главы глухим, поставлен на четырехлотковый сомкнутый свод, который опирается по контуру с двух сторон — на северную и южную стены, а с двух других — на систему арок. Такая конструкция — сомкнутый, а не крещатый свод, глухая глава - соответствует общим особенностям русского культового зодчества первой четверти XVIII века. Восточная и западная главы поставлены на световые восьмериковые барабаны. Все строительные работы в Троицком соборе были закончены в 1717 г.

Вторая сохранившаяся  церковь монастыря – Петропавловская(1726-1755). Это единственная в Тюменской  области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют прототипом церкви Георгиевской храм киевского  Выдубецкого монастыря. Петропавловскую церковь Филофей Лещинский заложил последней, перед своей смертью. Строилась она тридцать лет. Увенчанная невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в I760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия аспид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе - лишь "слепые" окна. Это зрительно делает его более устойчивым. Надвратная шатровидная колоколенка повторяет большую шатровидную колокольню.

Троицкий монастырь  вместил в себя основные типы церквей  того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), "трапезный" (церковь  Сорока мучеников), крестообразный (Петро-Павловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним.

6. Характеристика  основных природных элементов  комплекса. 

Святотроицкий мужской монастырь расположен в месте соединения двух рек Туры и Тюменки. Территория самого монастыря имеет уклон в сторону реки Тура. В двадцатом веке река Тура несколько раз сильно разливалась, берега размыла и часть крепостной стены, несколько хозяйственных построек и уцелевшие руины церкви сорока мучеников обрушились и были смыты рекой. В настоящее время ведутся работы по укреплению берега для сохранения монастыря от дальнейшего разрушения.

Также на территории монастыря располагается церковный  сад, и несколько одиночных и  групповых посадок деревьев, цветочные  клумбы, которые ещё больше показывают общность комплекса с природой. Посадки  были как известно и раньше, но в  настоящий момент они были обновлены, для того чтобы наиболее точно  воссоздать атмосферу первоначального  вида тюменского кремля.

Описание работы
Троицкий монастырь расположен в исторической части города, где не ведется многоэтажного строительства и располагаются малоэтажные дома. В этой части города сохранилась чёткая симметрия и основные улицы также как и сотни лет назад приводят к стенам монастыря. И даже главная улица города Тюмени улица Республики, как стрела пронизывает весь город, упирается в стены монастыря, обтекает его по контуру.
Содержание
содержание отсутствует