Средства массовой коммуникации как элемент политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Многие политологи в наши дни активно исследуют проблему коммуникации и информации, ибо они необходимы для функционирования политической.системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент — информационно-коммуникативную подсистему.
Политическая коммуникация есть процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях.

Работа содержит 1 файл

Средства массовой коммуникации.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

    Имидж может быть разрушен из-за мельчайшей детали, ускользнувшей из поля зрения даже специалистов. Часто СМИ используют для целенаправленного создания негативного имиджа того или иного  политика, «подлавливая» его неловкие движения, непроизвольные жесты, оговорки, подавая в ракурсе, искажающем черты  лица.

    Для имиджа политика, политической партии большое значение имеет количество времени, уделяемое СМИ их деятельности. Чем чаще о них говорят и  их показывают, тем более сильное  впечатление возникает об их политической значимости и весе. В борьбе за внимание СМИ используются любые средства: влияние в журналистских кругах, деньги, организованные шоу-скандалы, лоббирование через властные структуры  своих интересов и т. д.

    В современном мире возрастает роль СМИ  в формировании общественного мнения. В условиях плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного  рода заинтересованные стороны очевидно, ни одно правительство не может завоевать  власть без согласия и доброй воли большинства населения. Здесь состояние  умов общества, социально-политический климат, общественное мнение имеют  немаловажное значение.

    Общественное  мнение приобрело беспрецедентное  значение и влияние, его изучению придается большое внимание во многих странах мира. Хотя надо отметить, что не везде опросы общественного мнения приобрели столь широкий размах, настолько разработаны и точны, как в США. Но тем не менее опросы общественного мнения все настойчивее утверждаются во многих странах в качестве важнейшего инструмента выявления общественных умонастроений.

    Опросы  общественного мнения служат средством  «политической разведки», выявления  позиций населения по самым разным проблемам политического характера. Они призваны определять мнения избирателей  о том или ином политическом деятеле, узнавать о конкретных проблемах, которые  их волнуют, выяснять оценку действенности  тех или иных внутри- и внешнеполитических акций правительства и т. д.

    Вместе  с тем следует заметить, что  опросы общественного мнения превратились из средства «зондажа» (выявления) настроений избирателей в инструмент придания им определенной направленности. Выявляя  индивидуальные позиции опрашиваемых, опросы закрепляют их в рамках коллективных представлений.

    Демонстрируя  «усредненные» позиции в «усредненных»  цифрах, СМИ заставляют большинство  читателей, слушателей или зрителей, особенно не имеющих опыта, неискушенных, молчаливо и не задумываясь воспринимать их как позиции большинства населения. Выступая в качестве инструмента пропаганды и одновременно выполняя вспомогательную роль по отношению к средствам массовой информации, опросы общественного мнения позволяют проверить эффективность пропагандистского обеспечения определенного политического курса. Вместе с тем они создают видимость участия масс, их вовлеченности в политический процесс.

    Результаты  опросов, широко освещаемые средствами массовой информации, оказывают непосредственное влияние на характер и содержание избирательной кампании, заставляя  кандидатов вносить соответствующие  коррективы в их позиции, определяя  их ориентацию на те или иные социальные группировки и в то же время  увеличивая или уменьшая их популярность среди электората.

    В этом плане большое значение имеет  «эффект успеха», который создают  СМИ. Его суть состоит в том, что  люди склонны принимать Те мнения, которые разделяет большее число людей. Наблюдатели прослеживают тенденцию перехода избирателей на сторону опережающего кандидата. Претендент, добивающийся преимущества над своими соперниками, вдруг начинает пользоваться растущей популярностью среди населения. СМИ уделяют ему значительно больше внимания, чем другим кандидатам, и он приобретает большую известность. В итоге «успех рождает успех».

    Информационно-коммуникативная  система в целом, и особенно новейшие средства телекоммуникации, приобретают  огромное значение в век научно-технической  революции. С одной стороны, с  их влиянием процесс политической социализации становится более мобильным. Повышается общий уровень политической информированности, а значит и возможность выбора политических решений. Возникают новые  формы политического процесса. С  другой стороны, сегодня возникает  удобная возможность манипулирования  общественным мнением, использования  средств массовой информации в неблаговидных  целях. Дело в том, что хотя СМИ  нейтральны сами по себе, результаты, последствия  их использования во многом зависят  от того, кем, как и в каких целях они используются. Все это требует усиления демократического контроля за печатью, радио, телевидением, а также повышения профессионализма в их деятельности.

Информация о работе Средства массовой коммуникации как элемент политической системы общества