Составление речевого портрета современного молодого человека с целью изучения его читательских интересов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:58, научная работа

Описание работы

Выявление речевого портрета с целью формирования читательских вкусов и предпочтений – важная задача в деятельности библиотек. На основе исследования, проведённого среди студентов ССУЗов г. Обояни, предложены формы работы с читателями, обладающими низкой языковой культурой.

Работа содержит 1 файл

Минакова Т. Составление речевого портрета (Обоянь).doc

— 44.50 Кб (Скачать)

СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА МОЛОДЕЖИ

КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Минакова  Татьяна Юрьевна, студентка 3 курса

Кириллова Людмила Васильевна, преподаватель

Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры» 

           Выявление речевого портрета  с целью формирования читательских вкусов и предпочтений – важная задача в деятельности библиотек. На основе исследования, проведённого среди студентов ССУЗов г. Обояни, предложены  формы работы с читателями, обладающими низкой языковой культурой.

            

     Библиотека – один из древнейших культурных институтов человечества. Деятельность её обширна и многогранна.

     Главная функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества – быстрое и качественное обслуживание пользователей разного возраста и разных профессий. Для этого библиотекарю необходимо изучать читательские интересы пользователей.

     Наиболее  мобильные и требовательные читатели – молодёжь. Работать с этим контингентом трудно, но интересно. С целью повышения качества обслуживания библиотекари прибегают к такой форме работы, как составление речевого портрета современного молодого человека. По определению доктора филологических наук, профессора Ростовского государственного педагогического университета Г. Г. Матвеевой, под речевым портретом понимается «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего»[1]. С помощью «речевого портрета» фиксируется речевое поведение, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения». 

  Проблема речевого портрета освещена в работах учёных С. В. Леорда, кандидата филологических наук Саратовского государственного технического университета, психолога Г.М.Андреевой, профессора МГУ, В.И.Карасик, профессора Волгоградского государственного педагогического института.

     Студенчество  – социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для составления речевого портрета. Именно студенты быстрее всего реагируют на любые изменения в языке. Кроме того, у молодёжи в вузах и ссузах происходит становление и развитие языковой личности. Общение относится к числу важнейших для студентов сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Следует иметь в виду, что сегодняшние студенты в недалёком будущем – специалисты, представители интеллигенции, родители, а получающие квалификацию «библиотекарь, специалист по информационным ресурсам» призваны ещё формировать речевую культуру читателей библиотек.

     Цель  данной работы – составление речевого портрета группы молодёжи – студентов средних специальных учебных заведений города Обояни – для дальнейшей работы по формированию читательских вкусов и интересов, направленной на изменение их жизненных приоритетов и совершенствование речевой культуры.

     Объект исследования – устная речь студентов. Предметом исследования стали особенности лексики, проявляющиеся в процессе общения современных студентов – пользователей библиотек средних специальных учебных заведений. Данные для анализа получены путём использования таких методов, как экспресс-диалог, беседа, анкетирование.

     По  итогам пройденного этапа исследования выяснилось, что 63% студентов (выделим их в 1-ю группу) используют в своей речи жаргон, сленговые выражения и даже нецензурную брань, 20% опрошенных (выделим их во 2-ю группу) редко пользуются подобными речевыми средствами, 17% (выделим их в 3-ю группу) не используют подобных выражений в своей речи вообще

     В ходе бесед со студентами выявлены слова, засоряющие речь, например, «типа», «ну», «это самое», «короче». Среди сленговых слов наиболее распространены  «чел», «чувак», «хата», «туса», «телка», «отстой», «респект», «уважуха», «круто», «классно», «клево». Жаргонные слова и выражения также используются современной молодёжью. Например, «разъяснялово», «ботать по фене», «жить по понятиям». Подобная речь вызывает чувство негодования у людей старшего поколения, беспокойства у преподавателей: ведь подобные слова вытесняют литературные выражения,  нередко наполовину.

     В процессе анализа чтения в библиотеках определена следующая закономерность: студенты, общающиеся с помощью сленга и жаргона (1-я группа), читают меньше по сравнению с теми, речь  которых полностью или относительно свободна от подобных выражений и оборотов. В списках взятых книг в их формулярах значатся лишь учебники, необходимые для подготовки домашних заданий. При общении с этими студентами было установлено, что они недостаточно владеют литературным языком, с трудом подбирают нужные слова. При анализе их успеваемости в учебных заведениях установлено, что среди них нет отличников и мало хорошистов.

     Читательские  формуляры 2-й категории студентов  свидетельствуют о разносторонних интересах, а экспресс-диалог с ними  позволил сделать вывод о более высоком уровне их интеллекта, по сравнению с представителями 1 группы. В то же время, как выяснилось во время беседы, более начитанные и успевающие студенты нередко испытывают сложность в общении. Они чувствуют себя скованно в среде ровесников, общающихся на сленговом языке, потому что сами не хотят так разговаривать, а общаться иначе не могут их однокурсники.

     Третью  группу составили студенты-отличники, члены различных клубов, участники художественной самодеятельности – люди с активной жизненной позицией.

     Также во время исследования выявлялись причины выбора тех или иных средств общения, что позволило сделать следующий вывод: студенты всё чаще в повседневной жизни сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. Жестокость присутствует и на страницах художественных произведений, и в современной периодике, и в художественных фильмах. В настоящее время у молодёжи высокий уровень агрессивности, тревожности, депрессии. Если опереться на статистические данные, то в наше время увеличилось количество правонарушений среди молодёжи, имеет место и суицид. У молодых людей возникает протест, который выражается в грубых словах при общении, или желание жить в виртуальном мире.

     Находясь и общаясь в виртуальном мире, компьютерщики создали свой сленг, который получает всё большее и большее распространение и, в свою очередь, засоряет литературную речь («лузер», «хакер», «клава», «винда», «ламер», «сервак» и т.д.)  

     Студенты, вошедшие в 1-ю и 2-ю группы, нуждаются в помощи специалистов: психологов, преподавателей, библиотекарей.

     Существует  выражение: «Библиотекарь лечит душу». Конечно, делает это он с помощью информации. Студент приходит в библиотеку, прежде всего, за литературой, необходимой для учёбы. Но библиотекарь, изучив особенности каждого  пользователя, может порекомендовать и другие нужные научно-популярные издания или справочники. Например, со студентами 1-й группы можно провести рекомендательные беседы по книгам И. Алехина «Имидж и этикет делового человека» (М., 1996), Смирнова Г. Н. «Этика деловых отношений» (М., 2008).

     Студентам, вошедшим во 2-ю группу, интересно будет познакомиться с литературой по психологии, например, книгами Д.Карнеги «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей», Р.С.Немова  «Практическая психология» (М., 1998).

     Студентам обеих групп можно рекомендовать различные словари русского языка: толковый, энциклопедический, фразеологический, этимологический.

     Библиотекарь  найдёт и другие формы работы с  данной категорией пользователей: оформит для них тематические выставки, привлечёт в клубы по интересам, задействует в массовых мероприятиях библиотеки.

     Профессиональная  компетентность библиотекаря, его эрудиция, этические установки, дар убеждения, умение вести диалог, несомненно, окажут влияние на пользователя. В дальнейшем речевой портрет молодого человека может измениться в лучшую сторону. 

Список  литературы

  1. Матвеева, Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего [Текст] / Г. Г. Матвеева. – СПб., 1993. – С. 87.
  2. Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров  [Текст] / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 243 с.
  3. Граудина, Л.К., Культура русской речи и эффективность общения [Текст] / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев . – М.: Наука, 1996 . – 167 с.
  4.   Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н.И Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова . – М.: Школ. библиотека, 2003. – 296 с.
  5. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность [Текст] : лекции / М.Я. Дворкина. – М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 48 с.

Информация о работе Составление речевого портрета современного молодого человека с целью изучения его читательских интересов