СМИ как элемент политической коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Информационные технологии за последние два-три десятилетия качественно преобразили облик современного мира. Средства и кана¬лы доставки разнообразных сведений, созданные на основе компью¬терных и межспутниковых систем связи, совершили подлинную рево¬люцию в человеческом общении. На данный момент это обеспече¬ние прав граждан на свободный поиск и получение информации, мас¬совое распространение технических средств, расширяющих возмож¬ности участия населения во власти, а главное — органичное включение российского общества в наднациональные информационные связи

Работа содержит 1 файл

сми как элемент политической коммуникацииъ.doc

— 50.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Информационные  технологии за последние два-три  десятилетия качественно преобразили  облик современного мира. Средства и каналы доставки разнообразных сведений, созданные на основе компьютерных и межспутниковых систем связи, совершили подлинную революцию в человеческом общении. На данный момент это обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации, массовое распространение технических средств, расширяющих возможности участия населения во власти, а главное — органичное включение российского общества в наднациональные информационные связи 

В этой столь динамично изменяющейся информационной среде политические факторы формируют  новый стиль общения с властью. Одним из главных факторов являются – интернет - технологии, создавая виртуальные пространства и общности, предлагают государству, его партнерам и оппонентам новые способы и методы взаимодействия. 

Одновременно  и сама власть, ее политические структуры  и институты претерпевают существенные трансформации. Национальные государства  испытывают потребность в новых технологиях власти и управления. Отправление государственной власти по технологиям online и «электронного правительства» постепенно становится приметой нашего времени.  

Государственные структуры начинают осваивать технологии пиар -коммуникаций, политической рекламы и другие современные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов с партнерами и оппонентами. При этом традиционные носители политического влияния в индустриальном обществе — партии — уступают ведущее место СМИ и иным институтам, формирующим информационное пространство власти.  

Использование новых информационных технологий ведет к качественному преобразованию социума на основе принципов гражданского и информационного общества. Все эти изменения обусловливают становление новой формы организации власти в современных обществах — медиакратии, образующей специфические политические отношения общества и правящего класса, создающей новые возможности использования государственной власти. 
 

  

Самым характерным показателем возникновения новых политических практик и отношений, использования технических возможностей в сфере власти служат политические коммуникации. 

Политическая  коммуникация – это процесс информационного  обмена между политическими авторами, осуществляющийся в ходе формального и неформального взаимодействия. 

Именно  на основе коммуникации информация передает политический опыт поколениям, способствует социализации людей, структурирует политическую жизнь. 

Политическое  сообщение является ключевым аспектом политики, так как подавляющую часть политически значимой информации мы сегодня получаем именно благодаря распространяемым сообщениям, а отнюдь не из собственного опыта. Доступность сведений о событиях, происходивших в прошлом, и прогнозирование будущих событий становится возможным только благодаря передаче сообщений. 
 

Политические  функции СМИ: 

  • Информирование
 
  • Формирование  повестки дня
 
  • Политическая  социализация
 
  • Контроль  и критика политики и власти
 
  • Артикуляция политических интересов
 
 
 

Политическая коммуникация является необходимой субстанцией, которая связывает воедино разные части общества и позволяет им функционировать в качестве единого целого. Политические сообщения, циркулирующие в обществе, порождают представления, которые определяют сущностную и качественную стороны политической жизни. 
 
 

СМИ оказывают  сегодня больше, чем когда бы, то ни было влияние на формирование сознания и поведение людей, становятся мощным инструментом влияния на институты  власти. Понятия СМИ как четвертая  власть приобретает новый смысл. 

В демократическом  обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение  основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан  мирно разрешать конфликты, не ставя  под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства. 

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. 

Еще одна немало важная функция это непосредственно  доступ к СМИ.

Необходимое условие формирования влиятельной  оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные  силы обречены на изоляцию и неспособны, получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация. 

Так же выделяют такие функции как: инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная — обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения. 

Хотелось  бы отметить, что СМИ обладает еще  очень сильным эмоциональным  влиянием на личность, по средствам  живого слова и зрительного образа, которое нередко может затмить  рациональные доводы и аргументы. 
 

Как свидетельствуют многочисленные исследования М. Маккоумза, Д. Шоу, Э. Роджерса и других ученых, рассматривая определенный набор проблем и организуя вокруг СМИ общественную дискуссию или же воздействуя на умонастроения граждан, далеко не всегда стремятся отражать интересы общества и давать людям объективную информацию. Этим обусловлена потребность государства и общества влиять на их информационную деятельность, задавать через СМИ собственные приоритеты в выдвижении и толковании политических проблем. 

Если  заглянуть немного в историю, то можно увидеть, что СМИ появились на политическом рынке как органы партийной печати и как постоянно расширяющие свою читательскую аудиторию газетные издания. Постепенно они не только наладили связи с населением, завоевали должный общественный авторитет, но и приучили рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Исторически сформировавшееся отсутствие политического нейтралитета, систематическое и непосредственное общение СМИ с рядовыми гражданами сделало их таким же привычным институтом политической социализации, как семья, церковь, система образования. 

СМИ в  равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.

Таким образом, в силу своего особого положения  СМИ не могут быть целиком подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место в массовой информационно – коммуникативной системе. 

Как заметил  Б. Макнайр, «то, что хочет сказать политический деятель, не обязательно отражается в том, что говорят СМИ». Не обязательно и не всегда отражается там и точка зрения общественности. Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.

Верным  представляется вывод Тимоти Е. Кука: «...СМИ... функционируют как политический институт, выполняющий посредническую функцию, но к лучшему это или к худшему, зависит не только от общественности. В конце концов, необходимость в СМИ, с чьей помощью достигаются политические и управленческие цели, определяется без прямого участия широкой публики. Основное в деятельности СМИ... вывод коммуникаций в среде политических  элит на качественно новый уровень.» 

Прежде  всего СМИ — элемент системы  представительства интересов граждан, так как они стали незаменимым механизмом трансляции потребностей населения и в то же время объектом внимания политического класса и официальных институтов. Именно в этом качестве СМИ существенно изменили не только стиль, но и процедуры формирования государственных органов, процесс отбора правящей элиты, проведения основных политических кампаний в государстве. Например, на выборах люди зачастую ориентируются не на программы кандидатов и их партийную принадлежность, а на то, что и как покажет телевидение о жизни и деятельности кандидата, какие сведения об этом человеке появятся в газетах. 
 
 
 

Используемая  литература: 

  1. Лекции с занятий
  2. Политические коммуникации: Учеб. пособие. Под ред. А.И.Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004
  3. Грачев М.Н.Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития

Информация о работе СМИ как элемент политической коммуникации