Преграды в коммуникационном общении, в межличностных и организационных коммуникациях и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий, карьерного роста сотрудника и представляют одну из сложных проблем менеджмента, да и каждый образованный человек должен уметь общаться и преодолевать барьеры, которые существуют в общение, что собственно мы и хотели бы освятить в данной работе. По существу это своего рода «психологическая система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. КОММУНИКАЦИИ - ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......5
2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ, ПОНЯТИЕ, ПРЕГРАДЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………...7
2.1. Межличностные коммуникации…………………………………………….8
2.1.1. Преграды на пути межличностных коммуникаций……………………...9
2.1.2. Преодоление межличностных коммуникаций………………………….20
2.2. Организационные коммуникации………………………………………….26
2.2.1. Преграды в организационных коммуникациях…………………………26
2.2.2. Совершенствование коммуникаций и преодоление барьеров в организациях……………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Менеджмент.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Кафедра управления

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я  Р А  Б О Т А

 

 

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Преграды в коммуникационном общении, в межличностных и организационных коммуникациях и пути их решения»

 

 

 

 

 

 

 

                                        Выполнила: студентка 4-го курса заочной

 

                                    формы обучения экономического 

 

                                    факультета, группа 34141 Е.Г. Иванова

                                    Проверил____________________

 

                                    Научный руководитель:

 

                                    Подпись____________________

 

 

 

 

Москва

2008

 

 

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является ознакомиться со следующим вопросом: «Преграды в коммуникационном общении, в межличностных и организационных  коммуникациях и пути их решения».

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий, карьерного роста сотрудника и представляют одну из сложных проблем менеджмента, да и каждый образованный человек должен уметь общаться и преодолевать барьеры, которые существуют в общение, что собственно мы и хотели бы освятить в данной работе. По существу это своего рода «психологическая система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Опыт как российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.

Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются  те или иные проблемы развития, применяет  методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для  свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.

Все это уже давно  осознали зарубежные и многие отечественные  менеджеры. Но как добиться эффективных  коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? - вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.

В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.

При написании курсовой перед нами ставились следующие  задачи:

  1. Как можно глубже изучить теоретические основы коммуникаций, дать общую характеристику.
  2. Рассмотреть межличностные и организационные коммуникации и возникающие в ходе их образования барьеры.
  3. Рассмотреть практическую деятельность на базе некоторых фирм.

 

 

 

 

1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика

Коммуникация (лат. communication), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

  • Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
  • Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  • Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  • Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды:

межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

коммуникации  на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

формальные  или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Среди формальных организационных  коммуникаций выделяют:

вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

вербальные (словесные);

невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, их характеристика.

Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие между людьми.

Организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие внутри организации между ее сотрудниками.

Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной фирмы, так и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров.

Организационные коммуникации затрагивают только одну конкретную фирму и включают в себя часть межличностных коммуникаций, которые возникают между сотрудниками данной фирмы.

В тоже время межличностные  коммуникации включают в себя организационные  коммуникации.

Таким образов, преграды, возникающие при межличностных  и организационных коммуникациях, по своей сути практически ничем не отличаются друг от друга.

Коммуникация считается  успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т. е. Менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.

Факторы, уменьшающие  возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами (преградами).

Различают коммуникационные барьеры макро — и микроуровня.

Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.

К таким барьерам относятся:

  • перегрузка информационных сетей и искажение информации;
  • потребность во всё более сложной информации;
  • интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков и т.п.

Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. К ним относятся:

  • отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
  • отношение адресата к источнику информации;
  • восприятие получателем информации многозначных слов;
  • отсутствие обратной связи.

Все преграды, возникающие  в процессе межличностных и организационных коммуникаций также можно представить в виде схемы.

Затрудняют коммуникации также предвзятые представления  людей, отвергающие новые идеи в  силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).

В результате искажается восприятие сообщения, замедляется  и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного  сообщения.

2.1. Межличностные коммуникации

Хотя эффективный обмен  письменной информацией имеет преобладающее  значение в организации, нам представляется, что исчерпывающий анализ такого рода обмена выходит за рамки данной работы. То же самое относится и  к использованию компьютера как средства коммуникации. Руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на разговоры, поэтому мы выделяем здесь прямой межличностный обмен информацией.

Наше рассмотрение межличностных  барьеров сосредоточено на:

1) восприятии;

2) семантике;

3) обмене невербальной  информацией; 

4) некачественной  обратной связи; 

5) плохом слушании;

Рассмотрев  эти факторы, мы дадим рекомендации по повышению эффективности ваших  межличностных информационных обменов.

 

2.1.1. Преграды  на пути межличностных коммуникаций

Преграды, обусловленные  восприятием. Руководитель должен иметь представление о процессе восприятия, поскольку именно этот процесс определяет «реальность для индивида». Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается как происходящее. Учет некоторых факторов из числа влияющих на восприятие в процессе обмена информацией позволяет не допустить снижения эффективности коммуникаций, своевременно устранив преграды, обусловленные восприятием.

Одна из таких преград возникает по причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Например, в организации, занимающейся розничной торговлей, управляющие и специалисты по сбыту могут придерживаться разных взглядов на то, как наилучшим образом освобождать от товаров торговые площади магазинов. В производственной организации специалисты по маркетингу могут считать, что активизация сбыта за счет расширения ассортимента важнее, чем снижение издержек производства в результате большей стандартизации продукции. В то же самое время производственники могут мыслить и генерировать идеи для обмена информацией, исходя из противоположной точки зрения. Обслуживающий персонал и администраторы больницы могут иметь разные основы суждений относительно необходимости повышения эффективности работы ради снижения издержек или выделения дополнительных ресурсов для повышения качества медицинского обслуживания.

Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникаций состоит в существовании преград, обусловленных социальными установками  людей. Существует мнение, что установки  могут смещать восприятие людей  и влиять на их поведение. Если мы имеем неудачный опыт взаимодействия с определенными работниками или отделами, по всей вероятности на процесс обмена информацией влияют установки людей. Предположим, например, что один из ваших сотрудников является к вам с предложением улучшить обслуживание потребителей. Допустим далее, что во время последнего вашего с ним обмена информацией вы обсуждали его склонность превышать лимиты представительских расходов. Из-за негативного отношения к нему, которое могло сформироваться у вас при предыдущем разговоре, вполне вероятно вы не услышите его идею полностью. Возможно также, что он завысил свои представительские расходы, пригласив на обед с вином перспективного клиента. Может быть, он считал, что таким путем ему удастся значительно увеличить объем сбыта вашего отдела. Если ваша позиция в отношении лимитов на представительские расходы сводится к тому, что: «превышение лимита всегда свидетельствует о слабом контроле за отпускаемыми средствами», то вы, скорее всего, не поймете его взгляд на положение дел. Два этих случая информационного обмена могут стать началом плохих взаимоотношений между вами и вашим подчиненным.

Информация о работе Преграды в коммуникационном общении, в межличностных и организационных коммуникациях и пути их решения