Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствовании законодательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе осуществляется попытка анализа необходимости создания института Уполномоченного по правам человека в России, рассмотрение спектра его деятельности и взаимодействие с властными структурами. При написании работы использовались принципы анализа и критического сопоставления литературных источников, позволяющие систематизировать и углубить полученные знания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Понятие прав человека ………………………………………………………..5

2 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации……….....8

2.1. Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации ......8

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного

по правам человека в РФ……………………………………………………….10

2.3. Основные направления деятельности…………………………………….12

2.4. Порядок подачи и рассмотрения обращений…………………………….14

3 Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека

в совершенствовании законодательства в РФ………..……………………….17

Заключение ……………………………………………………………………. .20

Глоссарий ………………………………………………………………………..22

Список использованных источников ………………………………………….23

Список сокращений……………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

В ИНТЕРНЕТ КУРС..doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Содержание

      Введение  ………………………………………………………………………….3

      1 Понятие прав человека ………………………………………………………..5

      2 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации……….....8

      2.1. Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации ......8

      2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного

      по  правам человека в РФ……………………………………………………….10

      2.3. Основные направления деятельности…………………………………….12

      2.4. Порядок подачи и рассмотрения  обращений…………………………….14

      3 Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека

        в совершенствовании законодательства в РФ………..……………………….17

      Заключение  ……………………………………………………………………. .20

      Глоссарий ………………………………………………………………………..22

      Список  использованных источников ………………………………………….23

      Список  сокращений……………………………………………………………..25

      Приложение  А Уполномоченный по правам человека в Российской

      Федерации………………………………………………………………………..26

     Введение

      В современном мире большое внимание обращают на соблюдение различных прав и свобод. Отношение к человеку со стороны общества требует такого подхода, как к автономной и самостоятельной личности, равноправной и свободной. При проведении различных реформ необходимо учитывать не только интересы государства, но и его народа. Во многом именно от государства зависит, насколько болезненно для населения будут осуществляться те или иные преобразования. Деятельность государства должна быть направлена на гуманизацию социально-экономической жизни и повышение жизненного уровня населения.

      Глобализация  значительно усилила угрозы правам человека. Это проявляется в увеличивающемся риске ядерного конфликта, углублении пропасти между экономически развитыми и развивающимися странами, усилении террористических угроз и международной преступности, возникновении пандемий опасных инфекций. Это оказывает свое негативное воздействие на весь спектр прав и свобод личности, как во всем мире, так и в России. Мировой экономический кризис вызвал снижение жизненного уровня населения России, спад производства и рост безработицы, неуверенность  населения, погрязшего в кредитах в стабильности собственного экономического положения. Все это негативно отражается на соблюдении прав человека в Российской Федерации.

      С другой стороны, Россия присоединилась к международно-правовым актам в  области прав человека; новые законы заключаются под действием международных договоров по правам человека, рассматриваются с точки зрения соответствия их принципам и нормам общечеловеческой морали. В соответствии с заключенными договорами Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств по приведению своего законодательства в соответствие с европейскими нормами права и фактически совершен прорыв в вопросе формирования механизма гарантий прав человека. Так как на конституционном уровне было признано, что все международные договоры Российской Федерации, ратифицированные должным образом и введенные в действие, становятся составной частью российской правовой

системы, в Конституции Российской Федерации  гарантируются права и свободы  человека согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. В этой связи значительное внимание и большая роль уделяется различным правозащитным организациям, в том числе и Уполномоченным по правам человека, институт которых впервые был учрежден в современной истории России. Обязанностью этих должностных лиц является контроль над обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина от произвола чиновников всех уровней, соблюдение уважения достоинства личности представителями власти и государственными служащими. Их деятельность не отменяет компетенции государственных органов по защите и восстановлению нарушенных прав, а дополняет и углубляет средства защиты прав и свобод обратившихся граждан.  Уполномоченные в своей деятельности независимы и беспристрастны, они выполняют публично-представительскую функцию, их полномочия простираются не на взаимоотношения граждан между собой, а на одну из самых конфликтных сфер общественной жизни – взаимоотношения граждан и государства, граждан и чиновников.

      В данной курсовой работе осуществляется попытка анализа необходимости  создания института Уполномоченного по правам человека в России, рассмотрение спектра его деятельности и взаимодействие с властными структурами. При написании работы использовались принципы анализа и критического сопоставления литературных источников, позволяющие систематизировать и углубить полученные знания. 
 
 

     Основная  часть

     1 Понятие прав человека

      Прежде  чем приступить к собственно раскрытию  темы курсовой работы «Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации» необходимо охарактеризовать само понятие прав человека. Российская юридическая энциклопедия дает такую трактовку определению понятия прав человека: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека  по отношению к государству, его возможности и притязания в  экономической, социальной и политической и культурных сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер.»1 Законодательно права и свободы человека и гражданина закреплены в основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации.

      Человек, его права и свободы признаются в соответствии с Конституцией  России высшей ценностью демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Она возложила на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обязанность их признания, соблюдения и защиты. Права и свободы граждан являются не просто неотъемлемым институтом демократического государства, но и образуют их юридический статус во взаимоотношениях с органами власти и должностными лицами. Именно они позволяют любому человеку противостоять незаконному вмешательству в его личную жизнь и предъявлять к ним законные требования о выполнении конституционных обязательств государства.

      В Конституции РФ правам посвящена целиком вторая  глава, причем особо указано, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией»2. Основные права и свободы человека  

«неотчуждаемы и принадлежат   каждому от рождения»3.  

        Классификация   прав   и   свобод   может осуществляться по разным признакам, наиболее распространенным является классификация по содержанию. Шумский выделяет следующие основные группы: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина4. Козлова же  выделяет три основные группы: личные, политические, социально-экономические конституционные права и свободы,5 особо не выделяя тем самым культурные права человека и указывая, что подобная группировка и порядок расположения устанавливается в Конституции и «имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.»6 К   личным   правам относятся: право  на жизнь, достоинство личности –«достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»7. Право на свободу и  личную неприкосновенность   гарантирует  ст. 22    Конституции.   Кроме    того    к этой группе относятся также права на неприкосновенность жилища и на тайну переписки, неприкосновенность частной жизни, право определения национальности и пользования родным языком, свобода совести и вероисповедования, свобода передвижения. В отношении последнего права наблюдается некий феномен, так, например, в конституции сказано, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»8, но фактически институт прописки заменен на институт регистрации, которая носит отнюдь не уведомительный, а в большинстве случаев разрешительный характер.

      Важнейшие политические права человека, декларированные  Конституцией это - свобода мысли и слова, свобода на информацию, право на создание общественных объединений и свобода собраний, право участвовать в управлении государством    и    право  на   свободу  обращений в государственные органы

местного  самоуправления.

      Реализуя  данные права и свободы, каждый человек  непосредственно может участвовать  в общественно-политической жизни страны. В отличие  от личных прав и свобод, которыми обладает каждый человек в силу своего рождения, политические права связаны с наличием гражданства. «Связь политических прав и свобод с гражданством не означает,…что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства.»9 В некоторых статьях также содержатся ограничения, так, например, в Конституции, гарантирующей свободу слова, в то же время запрещается «пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.»10

      Особую  группу основных прав и свобод составляют социально-экономические права и  свободы. Основным экономическим правом является право частной собственности. «Особое значение данного права определяется тем, что только оно может  быть   базой для   реализации   экономической свободы  личности,   для

предпринимательской и иной не запрещенной законом  деятельности».11 Кроме того, к данной группе прав и свобод относят право на социальное обеспечение, на образование и на жилище, право на труд и отдых и другие. Конституция РФ провозглашает право на свободу труда, тем самым предполагается право не только распоряжаться своими способностями, но и право не заниматься трудовой деятельностью. Кроме того, предусматривается право на защиту от безработицы. 
 
 
 

        

     2 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

      2.1 Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации

      В послевоенное время в Европе стала складываться система права, «основанная на признании естественных прав человека, и выраженная в виде конкретных, согласованных между собой правовых норм».12 10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека и с тех пор эта дата является Днем прав человека. В 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав человека. Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г. и ратифицировала конвенцию прав  человека 30 марта 1998 г. Она обрела законную силу на территории Российской Федерации 5 мая 1998г.

      Одно  из важнейших достижений демократии в нашей стране - учреждение института  уполномоченного по правам человека. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хоты в мировой истории он уже известен давно. До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие.

      Сегодня более чем в ста странах  мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной  Европы показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

      «В  наше время, в период формирования новой  российской государственности, происходит отказ от представлений о государственной  власти как единственном источнике   и   главном   гаранте   прав    личности.    Получает   признание   идея

естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина.»13 История омбудсменов насчитывает более двух веков. Впервые уполномоченные по правам человека появились в Швеции  в 1809 году и вначале широкое распространение получили в скандинавских странах. В мировой практике более чем в 100 странах мира имеются уполномоченные по правам человека.

        В разных странах представители  этого института имеют разные  названия, наиболее распространено  собственно наименование омбудсмен,  но в Румынии - это Адвокат  народа, во Франции - медиатор, в Польше - Уполномоченный по гражданским правам, в Танзании  вообще коллективный  орган   -   Постоянная следственная комиссия.

      В   России впервые   юридическое  обоснование   институт защиты прав человека получил в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой  22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. В соответствии со ст.40 Декларации предусматривалось создание должности Парламентского уполномоченного по правам  человека, который избирался сроком на 5 лет Верховным Советом, должен быть подотчетен ему и обладать депутатской неприкосновенностью. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. В соответствии с пунктом « д » ч.1 ст.103 «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом» относится к ведению Государственной Думы. 20 марта 1996 года во втором чтении Государственной Думой был принят закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», но он был отклонен Советом Федерации. Было выдвинуто требование представить субъектам федерации право самим учреждать должность Уполномоченного по правам человека.

Информация о работе Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствовании законодательства в РФ