Особености радио как канала коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе были поставлены задачи:
Выявить особенности взаимосвязи радио с аудиторией.
Определить особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ.
Цель : выявить особенности радио ,как канала коммуникации.

Содержание

Глава 1. Радиовещание и аудитория 6
2.1. Особенности контакта 6
2.2. Восприятие радиоинформации 12
Глава 2. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ. ………………………………………………………………..…14
2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ…………………………………………………………………….14
2.2 Функции радиовещания………………………………………………..18
Глава 3. Приложение............................................................................................24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

особености радио как канала коммуникации.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра социально-массовых коммуникаций 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Особенности радио как канала коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

Денисенко Е.С.

СО-92 

Руководитель:

Коротецкая  Л.М , доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2012 

Содержание

Глава 1. Радиовещание и аудитория 6

    2.1. Особенности контакта 6

    2.2. Восприятие радиоинформации 12

Глава 2. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ. ………………………………………………………………..…14

        2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ…………………………………………………………………….14

        2.2 Функции радиовещания………………………………………………..18

Глава 3.  Приложение............................................................................................24

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение 

     Роль  СМИ в современном обществе заметно  возросла и в последнее время  к ним проявляют все больший  общественный интерес, в частности  к радиовещанию. В мире, где правят средства массовой информации так сложно выбрать оптимальный, удобный, достоверный , а главное – надежный источник, который будет своевременно, качественно и адекватно предоставлять то, что сейчас самая большая ценность для любого современного человека – информацию. Таких источников сейчас великое множество: телевидение, газеты, Интернет, а также радио. Информация передается в живом времени и реципиент может получать ее находясь практически где угодно: в машине, в парикмахерской, на работе, через Интернет, музыкальный центр, мр3 плеер и т.д.

     В данной работе были поставлены задачи:   

  1. Выявить особенности взаимосвязи радио с аудиторией.
  2. Определить особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ.

         Цель : выявить особенности радио ,как канала коммуникации.

     Объектом исследования является аудиальные СМИ как канал коммуникации.

     Предметом – особенности радио.

     На сегодняшний день данный аспект является актуальным вопросом для изучения. Это важно изучать данный вопрос, т.к. это позволяет более адекватно и качественно адаптировать аудиальные СМИ к меняющимся условиям рынка СМИ и рекламы. В начале работы представлено четкое определение объекту своего исследования.

     За  десятки лет своего существования  радио утвердилось как эффективный  рекламоноситель. Однако в последние годы свою позицию в рейтинге рекламоносителей радио уступило Интернету. 

     Краткий обзор источников:

А.И. Доронин, в своей работе «Бизнес-разведка» предлагает сведения по очень широкому кругу вопросов средств массовой информации, так же и по радиовещанию как крупной рыночной сфере, которая зарождалась в начале 20го века. Приводится полная аналитика СМИ, раскрытие качественной работы радиожурналиста. Проводится методология работы с освещением проблемы радиовещания. 

«Проблемы телевидения и радио. Исследования. Критика. Материалы». В этом источнике освещается эволюция радио, как средства массовой информации и как конкурентного на рынке сми. Также рассматриваются этапы рыночной стратегии радиовещания.  

«Радиожурналистика. Под редакцией Шерель А.А» В этом источнике рассматриваются: история, специфические особенности и общественные функции радиовещания, его место в системе средств массовой информации, структура выразительных средств, жанры и формы радиовещательных программ, вопросы методики работы радиожурналиста как в прямом эфире, так и при подготовке передач в звукозаписи, а также типология радиовещательных организаций, сложившаяся в России и за рубежом.

«Кирилл Мошков, Радиовещание для начинающих.» Автор рассматривает в своей книге типы организации радиовещаний,, влияние на аудиторию, функции социальным управлением при помощи радиовещания.

 «Система средств массовой информации России. Под редакцией Засурского Я.Н.» В данном пособии рассматриваются теоретические основы организации современной системы средств массовой информации. На обширном эмпирическом материале анализируются особенности средств массовой информации, различных типологических групп, условия и факторы, влияющие на процесс развития.

Минков  М. К «Проблема жанров радиовещания. Телевидение и радио за рубежом.». В своей работе выделяет радиорепортаж, как особенный жанр радиовещания. Подчеркивает его важность в подготовке и правильной подачи рекламы и влияния на целевую аудиторию, для возможности полноценного восприятия рекламного текста респондентом, дает характеристику массовой и целенаправленной аудитории, также дает характеристику рекламной направленности и воздействия ее на аудиторию.

Учёнова В. В. в своей работе «Метод и жанр: диалектика взаимодействия. Методы журналистского творчества» рассматривает взаимодействие метода и жанра, о взаимоотношении метода и предмета, метода - содержания и формы. "Жанр", по ее мнению, включает в себя понятия и функции, и самого метода.

Корносенко  в своем пособии «Основы теории журналистики» выделяет существенное значение для выбора приемов установления и поддержания контакта с аудиторией путем различных средств массовой коммуникации, в которых определены: расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ.

Летунов рассматривал истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития самого вещания, освоения его специфики, возможностей звучащей журналистики, восприятие аудиторией этой информации и синхронность информации во времени.  

 

Глава 1. Радиовещание и аудитория

1.1. Особенности контакта

 

     Среди всех каналов массовой коммуникации радиовещание обладает самой высокой  проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в  жизни людей с ним трудно конкурировать  не только газетам, но и родственному электронному средству – телевидению. Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения.

     Характер  контакта радиовещания и аудитории  не был всегда одинаков, он исторически  менялся. В нашей стране прослушивание  радио первоначально происходило  в коллективной форме – в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. В истории  западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40–50-х годов1. Сегодня радиоприемник стал мобильным и компактным. Появление и количественный рост приемников поставило радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя. Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании. С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория, что обусловлено чисто техническими причинами; но в качестве главной задачи в этот же период выдвигается борьба и за реальную аудиторию. И здесь на первом плане оказываются факторы уже не технического, а творческого порядка, от которых зависит привлечение к станции общественного интереса, создание и постоянное расширение ее устойчивого круга слушателей. Размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет радиостанции – ее социологический рейтинг, существенный в политическом и коммерческом отношениях.

     Каковы  же основные особенности контакта радиожурналиста  и аудитории, обеспечивающие успех  станции?

    • Аудитория радио рассредоточена в пространстве. Адресованная множеству людей, сотням тысяч, а иногда и миллионам, радиопередача воспринимается слушателем индивидуально или в малой группе из двух-трех человек. Поэтому журналистский разговор со всеми становится одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует, с одной стороны, умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории, выбирать темы и содержание, актуальные для нее, а с другой – особого стиля общения- доверительно-межличностного, уважительного по отношению к собеседнику – слушателю;2
    • Аудитория радио не просто рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически. Настраивающие приемник оказываются в поле действия передачи чаще всего без сложившейся предварительной установки на восприятие в той степени, какая бывает у телезрителей, начинающих смотреть выбранную передачу после ознакомления с программой. Если публично выступающий оратор имеет дело с аудиторией, представляющей собой некое психологическое единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в дом» радиожурналиста сложнее: в своем сообщении ему предстоит каждый раз создавать и вызывать мотив заинтересованности у своих слушателей, чтобы привлечь и удержать их внимание;3
    • В радиоаудитории слабо или не всегда работает фактор обратной связи, как это имеет место, например, в театре, на концерте или во время публичного выступления, где иногда с помощью умелого воздействия на часть слушателей можно активизировать и «захватить» сразу всю аудиторию. Слово радиожурналиста должно дойти до каждого в отдельности, кто находится у радиоприемника, и эффективность его работы будет измеряться суммой индивидуальных впечатлений слушателей.4

     Существенное  значение для выбора приемов установления и поддержания контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции (формат станции), в котором определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ.

     Восприятие  радиопередачи – динамичный процесс, находящийся под влиянием многих психологических факторов. Слушание радио для аудитории, как правило, не только не единственное, но чаще всего второстепенное занятие (это природное ограничение радио – одновременно и его достоинство), и «слушать» не обязательно означает «слышать».

     В зависимости от полноты удовлетворения интереса активизируются различные механизмы внимания человека, возникают другие типы слушания5:

    • Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя. Его внимание находится в «дремлющем режиме» и одновременно в готовности активизироваться под действием нового, сильного речевого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователями психологии массовых информационных процессов подмечено, в частности, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, т.е. на время, необходимое для решения: принимать или отбраковать его;
    • Выборочное, или селективное, – когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока;
    • Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений. Даже при наличии серьезных мотивов, специального интереса сосредоточенное слушание требует определенных затрат психической энергии и, что существенно, отстранения от других дел и потому является, скорее, исключением, чем правилом, в общении аудитории с радио.

     Названные типы слушания не всегда можно вычленить в чистом виде. Чаще всего люди слушают радио в фоновом и выборочном режимах. Однако все перечисленные способы контакта аудитории с радиостанцией непрерывно взаимно переплетаются, переходя один в другой. Под влиянием обстоятельств одну и ту же передачу различные люди слушают по-разному. В приведенных характеристиках типов общения радио и аудитории постоянно используется слово «внимание». Без этого понятия невозможно обойтись, когда речь заходит о последнем звене коммуникационной цепи, которое обозначается как «получатель сообщения». Редакционные разговоры о том, каким образом «привлечь, захватить и удержать внимание» слушателей, – предмет бесконечных раздумий, удач и ошибок, творческих поисков, которые сопровождают радиожурналиста всю его профессиональную жизнь.

     Путь к сознанию аудитории для радиожурналиста начинается с абсолютно необходимого условия – понимания, чем и как привлечь ее внимание. Основное условие здесь – правильное определение своей аудиторной ниши, формирование категории слушателей с ориентацией на данную станцию.

Информация о работе Особености радио как канала коммуникации