Особенности виртуальных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:17, доклад

Описание работы

Философия виртуальных коммуникаций, осуществляемых по компьютерным сетям, ее социально-психологические особенности и долгосрочные последствия, отражающиеся в состоянии человеческой психики, в последние годы становится одним из самых актуальных и динамично развивающихся направлений исследований в гуманитарных науках. Закономерности влияния компьютерных коммуникативных процессов на сознание человека пристально изучают специалисты по рекламе, политологи, социологи, психологи.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Философия виртуальных  коммуникаций, осуществляемых по компьютерным сетям, ее социально-психологические  особенности и долгосрочные последствия, отражающиеся в состоянии человеческой психики, в последние годы становится одним из самых актуальных и динамично развивающихся направлений исследований в гуманитарных науках. Закономерности влияния компьютерных коммуникативных процессов на сознание человека пристально изучают специалисты по рекламе, политологи, социологи, психологи. Однако виртуальное общение, в силу специфики и относительной "закрытости" данного явления от "посторонних" - не имеющих доступа в сеть, обрастает огромным количеством мифов, слухов и домыслов. Попробуем обобщить некоторые выводы по этой теме. Выбор метода сбора первичной информации обусловлен данным методологическим положением: "Включенное наблюдение полезно, если правильную оценку явлению психолог может дать лишь в том случае, когда почувствует его на самом себе, когда ему самому необходимо быть участником интересующего его как исследователя события" (Р. Немов).

Заметно, что  в исследуемой группе сформировалось неологически - жаргонное подобие  языка "для внутригруппового пользования", внутригрупповые традиции и ритуалы  общения. Например, из-за того, что немногие из них умеют быстро и правильно писать, опечатки и даже очень грубые ошибки в словах при виртуальном (текстовом) общении воспринимаются как нечто должное и не требующее порицания. Многие чатеры, пользователи форумов считают правильность письма не обязательной и даже не требующей обсуждения. Новичок, достаточно грамотный, при вхождении в данную социальную среду, быстро утрачивает уважение к контролю за письменной речью, приучается к безграмотности. Отмечено, что и в реальной жизни (школа) грамотность людей, ставших проводить много времени в чате, снижается, поскольку они, вращаясь в море поощряемой безграмотности, в буквальном смысле забывают, как правильно писать слова.

Расскажу о самой основной психологической проблеме, вызывающей такую тему для разговоров западных и отечественных психологов, как аддикция. (Интернет-аддикция - феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.) 
Начать следует с раскрытия причины зависимости, то есть осветить привлекательные стороны в виртуальном общении. Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это полное отсутствие традиционной социальной дифференциации в средствах виртуальных коммуникаций. Изначально, судя лишь по "никнейму" (кличке, применяемой участниками виртуального общения), невозможно сказать, кто находится перед тобой - сорокалетний кандидат наук или школьник двенадцати лет. Естественно, социальную страту человека можно постепенно выяснить в процессе общения, но сути дела это не меняет. Отсюда следует одна из ролевых частей виртуального общения - каждый человек придумывает себе личность, с которой отождествляет свой никнейм, строит свою личность, моделирует ее поведение, вживается в образ.

Но хорошо ли, что отсутствует принятая в традиционной коммуникативной среде разница  в возрасте, национальности, социальном статусе? Кажется, хорошо - полное равноправие  (заметьте, именно равноправие, а не равенство), каждый может показать себя в меру способностей. Но есть в этом и отрицательные стороны, как-то: изначальное отсутствие уважения в средствах электронных коммуникаций - очень часто новеньких обругивают "от нечего делать", не разбираясь - достойный человек или нет. Вторая проблема социального псевдоравноправия в чатах - гегемония более сведущих в компьютерах пользователей над менее понимающими. Это выражается опять же в грубейших формах общения, оскорблениях несведущего человека. Если же он решится ответить, то, используя уязвимости безопасности его компьютере, "старики" самовольно отключат человека от канала общения или даже произведут деструктивные действия по отношению к операционной системе его компьютера.

Чатеры объединяются в т.н. "кланы", во многом с целью компенсировать чувство социальной маргинальности или даже "спрятаться за спину" более влиятельных членов виртуального клана, которые не дадут в обиду "своего", не разбираясь особенно, кто прав, кто виноват в конфликтной ситуации. В виртуальности г. Волжского можно постоянно наблюдать примеры такой коллективной травли "чужака", когда члены одного чат-клана, ноды фидо, форума и т.д. необоснованно влезают в споры и дискуссии с оскорблениями в адрес оппонента, решившегося спорить с одним из них. То есть срабатывает примитивный рефлекс молодежной стаи - "наших бьют!". Видя данный процесс, многие новички (особенно школьного возраста) стараются как можно скорее присоединиться к одной из групп, войти в тот или иной клан, разными способами, иногда даже до нелепости усердно доказать приверженность господствующим в клане общегрупповым ценностям и персональную лояльность лидеру. Таким образом, изначальное сетевое равенство размывается достаточно быстро, незаметно сменяясь жесткой упорядоченностью в рамках микрогруппы - появляются различные "уставы - полиси", традиции, неписаные правила, за соблюдением которых следит лидер данной микрогруппы - модератр форума, владелец ноды в фидо, хозяин комнаты в чате, "основатель клана" и т.д.

Отмечено, что  статус такого сетевого лидера является предметом почти маниакальной зависти  многих рядовых членов сети и они  идут на всевозможные ухищрения, чтобы  его заполучить, получив же, стремятся  удержать любой ценой, давая другим почувствовать свое статусное превосходство. Мною замечено, что поведение т.н. "сетевого босса" в любой виртуальной системе - чат, форум, фидо и т.д. резко отличается от стандартов обычного участника сети, более того, став "боссом", человек часто изменяет свое отношение к людям до неузнаваемости. Если попытаться нарисовать усредненный портрет "сетевого босса", особенно только что получившего данный статус (надо помнить, что исключения бывают всегда), то обнаружится некая развязность поведения, снисходительное панибратство по отношению к "подчиненным", резкость и категоричность суждений о других участниках сети, особенно "чужаках", нежелание пересмотреть свою точку зрения, желание обособиться в некий элитарный "клуб" с себе подобными привилегированными актерами виртуальной социальной сцены. Например, в "равноправной", по уставу, популярной у молодежи сети фидо есть так называемые пойнтовки - широкие собрания для всех желающих, есть элитные "сисопки" (от слова системный оператор - человек дающий рядовым пользователям "пойнтам" допуск в сеть через свой узел) и т.д. Любопытно, что со временем многие эти негативные аномалии сглаживаются, такое ощущение, что человек отходит от какого-то "сетевого наркоза".

Многие из обитающих  в виртуальности "старожилов", с точки зрения психологов - люди, которые не смогли найти себе собеседников, друзей или подруг в реальной жизни, а в чате данный дефект компенсируется. Заметьте, что многие известные хакеры, даже знаменитый К. Митник, - люди с не сложившейся личной жизнью, или страдающие дефектами, затрудняющими реальный коммуникативный процесс - фобии, стеснительность, заикание и т.д. Общение в волжском чате иногда доходит до вполне реальных драк - виртуальный конфликт перерастает в социальный межличностный.

Помимо рассмотренной, есть еще несколько категорий людей, общающихся в чате и форумах, но их немного: специалисты в области компьютерной техники, которым приходится быстро решать возникающие вопросы; люди, имеющие компьютеры и выход в сеть на работе, и общающиеся между собой в перерывы, из-за нехватки времени на реальные контакты. Среди этих категорий большинство людей - взрослые работающие, просто временно отдыхающие в потоке информации, "выливающейся" с экранов мониторов. Уникальным явлением стал психологический и дидактический эксперимент кафедры СГН ВФ МЭИ по созданию в виртуальных сетях г. Волжского молодежного научно-творческого сообщества, апробации новых, дистанционных и внеаудиторных методов обучения.

Проблема людей, не входящих в выделенную мной категорию  интеллектуальной элиты, заключается  в том, что их маски влияют на них, "возвратным ударом" еще сильнее  отрывая от общества и, между прочим, заставляя родителей платить все большие счета за телефон. На этой почве у многих чатеров возникают семейные конфликты, когда родители в виде наказания блокируют своему ребенку доступ в сеть. Это серьезное психологическое наказание, ведь будучи в сети, в придуманной маске, чатер мнит себя сильным, уверенным, легко общается со взрослыми девушками, а в реальной жизни это прыщавый робкий юнец тринадцати годов, который заикается и слова сказать не может нормально. Интересно, что многие такие "авторитеты" чата под разными предлогами избегают встреч в реальности, сохраняя за собой имидж загадочной и занятой персоны, а в действительности просто боящихся разрушения своего искусственного виртуального авторитета.

Вообще средства электронных коммуникаций сейчас очень похожи на человечество в начале своего развития - кланы, группы людей, племена. Все это очень привлекает молодежь, завораживает своей кажущейся свободой и вседозволенностью. Но все ли идет хорошо? Не лишает ли виртуальность многих радостей жизни, "размывая" социум, безжалостно вырывая из его рядов активных индивидов и превращая их в совершенно беспомощных, нежизнеспособных созданий? Очень часто можно наблюдать картину, когда "сетевой босс", чье слово в виртуальности закон для его "подчиненных", в реальности является слабым и третируемым одноклассниками или сокурсниками школьником или студентом. И такой человек старается как можно меньше времени проводить вне своего сетевого социального микроклимата, что налагает определенные черты на психику. В одной шутке про сетевого компьютерщика было сказано: "Если провести сантехнику под кресло у компьютера, то счастью его не было бы предела". Шутка, но с очень тревожным подтекстом.

Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью  компьютером, обладают некоторыми особенностями.

1. Анонимность - несмотря  на то, что иногда есть возможность  получить некоторые сведения  анкетного характера и даже  фотографию виртуального собеседника,  это недостаточно для реального  и более - менее адекватного  восприятия личности. Кроме того, при виртуальном общении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Добровольность  и желательность контактов - пользователь  Интернета добровольно завязывает  всевозможные контакты или уходит  от них, а также может прервать их в любой момент.

3. Стремление к  нетипичному, ненормативному поведению  - зачастую пользователи Интернета  презентируют себя с иной стороны,  чем в условиях реальной социальной  нормы, проигрывают нереализуемые  в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

В связи с рассмотренными особенностями можно сделать  вывод о том, что анонимность  общения влечет за собой целый  ряд последствий. Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, коммуникативная компетентностью человека.

Другое важное следствие  физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — это  возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору.

Согласно точке  зрения ряда лингвистов, тексты в сети Интернет (а также Рунет) можно  распределить следующим образом: 
 

1. Подготовленные, отредактированные  и скорректированные (так называемые  «причесанные») тексты: сетевые версии книг, газет, журналов и разного рода документов. 
 

2. Неподготовленные, спонтанные высказывания в разнообразных  чатах, где преобладает разговорный  жанр, на который, однако, накладывает  свой отпечаток специфика обмена  репликами в письменной форме. 
 

Посредством чата возникла по сути новая форма языкового  взаимодействия (симбиоз письменной и разговорной речи). Потребность  полноценного общения в Интернете  вызвала к жизни новые знаковые системы. Невозможность использовать во время коммуникации в Интернете стандартные невербальные средства подачи информации привела к созданию системы так называемых смайликов, с помощью которых может быть выражена достаточно разнообразная гамма чувств. В качестве заменителя модуляций голоса используются также заглавные буквы, которые вне заголовка передают повышение голосового тона. Значимые части текста выделяются также с помощью знака *. 
 

Особенности организации  диалога в Интернете состоят, во-первых, в абстрагировании от материальных проявлений процесса общения (собеседники в Интернете лишены голоса, мимики, жестикуляции как естественных проявлений), во-вторых, - в возможности вести разговор анонимно. 
 

3. Форумы, гостевые  книги, конференции – это система  общения, находящаяся на пересечении  делового и фатического(бессодержательного) общения. Тексты в гостевой книге более приближены к жанру письма – жанру, который успешно возрождается именно благодаря Интернету. 
 

4. Реклама в Интернете  (Рунете) – различного рода объявления, предложения и т.д. 
 

5. Электронные письма – эпистолярный жанр, возрожденный на базе новых информационных технологий и имеющий ряд отличительных особенностей. 
 

Отдельной проблемой  русского языка в глобальной сети являются иноязычные заимствования, их употребление в сети Интернет и появление новых значений слов. 
 

Особенности организации  диалога/полилога в Интернете (а  также Рунете) оказывают непосредственное влияние на используемый язык, что  приводит к сращиванию письменных и  устных форм вербального общения, появлению  ряда неологизмов, заимствований из других языков, нетрадиционных аббревиатур и т.д. При этом русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, собственного русскоязычного молодежного сленга, жаргона программистов. Кроме того на конечный вербальный текстовый продукт влияют такие факторы, как скорость передачи сообщения в реальном времени, доступность полиадресного общения, анонимность, если этого требует ситуация, информационная мультимодальность (включение видео иллюстраций, ссылки на другие веб-страницы, музыкальные вставки и др.). 
 

Информация о работе Особенности виртуальных коммуникаций