Основы коммуникации в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:18, доклад

Описание работы

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Работа содержит 1 файл

Доклад1. Понятие самооценки.docx

— 23.37 Кб (Скачать)

БРЯНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 

Кафедра инженерной психологии, педагогики и  права 
 
 
 
 

ДОКЛАД

на тему: «Понятие самооценки»

по дисциплине: «Основы коммуникации в профессиональной деятельности» 
 
 
 
 
 

                    Выполнил  ст. гр. ИПС-402

                    Киреев  А.А.

                    Проверил:

                    Ляхова  О.Н. 
                     
                     
                     
                     

Брянск 2011г.

     Самооценка  – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места  среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая  в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

     Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

     Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное  отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных  форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

     Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и  в общении с ними, а для этого  предназначено. Человек включает в  деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.

     К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало,  в  другого человека, лишь отнесясь к  человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют  выработать собственную оценку. Уже  сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный.

     Психология  располагает рядом экспериментальных  методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

     Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быть сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его «Я идеальное») с его «Я текущим», т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

     Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о  своем реальном и идеальном «Я», а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков «Я-образ» в количественном выражении.

     Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

     Самооценка  может быть адекватной и неадекватной.

     При адекватной самооценке личность правильно  соотносит свои возможности и  способности, достаточно критически относится  к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается  ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить  на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как  этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности  к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей  для конкретных условий и ситуаций. К адекватной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

     На  основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для  общего дела. В таких случаях человек  идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и  дел. Завышенная самооценка приведет и  к тому, что человек склонен  переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался  с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и может даже утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

     Человек с завышенной неадекватной самооценкой  не желает признавать, что все это  – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает  тяжелое эмоциональное состояние  – аффект неадекватности, главной  причиной которого является стойкость  сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая  самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается  при успехе и снижается при  неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

     Самооценка  может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности  в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

     Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют  самоконтроль. Особенно это заметно  происходит в общении, где лица с  завышенной и заниженной самооценкой  выступают причиной конфликтов. При  завышенной самооценке конфликты возникают  из-за пренебрежительного отношения  к другим людям и неуважительного  обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в  их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

     При заниженной самооценке конфликты могут  возникать из-за чрезмерной критичности  этих людей. Они очень требовательны  к другим, не прощают ни одного промаха  или ошибки, склонны постоянно  подчеркивать недостатки других. И  хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое  «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

     Аффект неадекватности – психологическое состояние, которое возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

     Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение. Поэтому  формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

     Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания.

     Самооценка  человека существенно обусловлена  мировоззрением, определяющим нормы  оценки.

Информация о работе Основы коммуникации в профессиональной деятельности