Основные этапы и закономерности развития социальных коммуникаций.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Антропогенез и социальная коммуникация
Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации
Коммуникационная революция (революция в средствах коммуникации)
Развитие электронных средств коммуникации (рассмотреть на примете одного из Эл. средств коммуникации)
Закономерности развития социальной коммуникации

Работа содержит 1 файл

Основные этапы и закономерности развития социальных коммуникаций.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Основные этапы и  закономерности развития социальных коммуникаций.

 

       ВОПРОСЫ:

  1. Антропогенез и социальная коммуникация
  2. Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации
  3. Коммуникационная революция (революция в средствах коммуникации)
  4. Развитие электронных средств коммуникации (рассмотреть на примете одного из Эл. средств коммуникации)
  5. Закономерности развития социальной коммуникации

 

  1. Антропогенез и социальная коммуникация.

Антропогенез - процесс  формирования Ното заргепз как биологического вида. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер. Возникновение «человека разумного» означало, что и формы его коллективного существования постепенно стали обретать черты, характерные для сложившейся общественной организации. В процессе социогенеза - становления и развития человеческого общества — эти черты получали все большее развитие и конкретное наполнение, свойственное каждой последующей стадии в эволюции социума.( its-journalist.ru)

2. Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации

 

Хронология общественных коммуникационных систем (ОКС)

в Западной Европе и на Ближнем  Востоке

 

Наименование 

ОКС

Уровни коммуникационной

культуры 

Хронологические рамки 

Длительность

(лет)

Кол-во коммуникационных каналов

I.Общинная ОКС 

Господство иконических документов Господство археокультурной словесности. Бифуркация I

40 ―15 тыс.л. н. 

15 ―5 тыс. л. Н. 

25 тыс. 

10 тыс. 

4

4

II.Рукописная ОКС 

Сочетание словесности и палеокультурной книжности. Бифуркация II

III тыс. до н. э. – 

I пол. XV в. Н.э. 

4,5 тыс. 

6

III.Мануфактурная ОКС 

Мануфактурная

неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания. Бифуркация III

II пол. 

XV –XVIII вв.

350

8

IV.ИндустриальнаяОКС

Индустриальная 

неокультурная книжность; господство машинной полиграфии.

Бифуркация IV

XIX ― 

I пол. XX вв.

150

10

V.Мультимедийная ОКС 

Господство мультимедийных телевизионно-компьютерных каналов

II пол. XX в. ― ?

?

12


(www.i-u.ru)

 

 

3. Коммуникационная революция

Первая коммуникационная революция XX в., начавшаяся в наиболее развитых странах еще в последней четверти предшествующего столетия, была вызвана метаморфозой периодической печати.

Некогда по преимуществу элитарные, обслуживавшие весьма ограниченные читательские аудитории, периодические издания – газеты и журналы – впервые за триста лет своего существования прибрели поистине широкое распространение и превратились на рубеже веков в средство массовой информации. Под воздействием комплекса социальных, технологических и экономических факторов периодика приобрела новое качество, что способствовало резкому повышению значения журналистики как социального института. В условиях широкого распространения грамотности, введения всеобщего избирательного права степень воздействия журналистики на политические и общественные процессы во многих случаях оказывалась выше, чем влияние других социальных институтов.

Вторая коммуникационная революция связана с появлением радио и с превращением нового средства обеспечения связи – «беспроволочного телеграфа», каковым оно было в самом начале века, в средство массовой информации, использующее ресурсы устной коммуникации и звуковой экспрессивности. В двадцатые-тридцатые годы вследствие повсеместного развития радиовещания формируется еще один канал систематического воздействия на массовую аудиторию, насчитывающую миллионы радиослушателей. Постепенно в системе взаимоотношений между печатной прессой и радиовещанием образовался баланс, основанный на отношениях конкуренции и сотрудничества.

Третью коммуникационную революцию знаменовали переход от стадии экспериментов по дистанционной передаче изображения к регулярным телетрансляциям и последовавшее за этим превращение телевидения в средство массовой информации. Формирование телевидения как средства массовой информации, происходившее в основном в 1950–1960-е годы, вновь революционно изменило коммуникационную ситуацию, нарушив сложившееся мобильное равновесие между периодической печатью и радиовещанием. По завершении стадии становления телевидение превращается во многих странах мира (преимущественно индустриальных) в основное средство массовой информации, имеющее самую многочисленную аудиторию и оказывающее наиболее эффективное воздействие – поскольку располагает широким диапазоном визуальных, акустических и текстовых ресурсов. Развитие телевещания породило кризисные явления в периодической печати и радио. Происходило приспособление прессы и радиовещания к условиям конкуренции с телевидением.

Наконец, четвертая коммуникационная революция, качественно преобразившая сферу массовых коммуникаций, происходит в последней четверти XX в. в связи с развитием спутниковых и кабельных телекоммуникаций, а также созданием компьютерных сетей, способных обеспечить накопление и передачу огромных массивов информации в глобальном масштабе. Это период революционного технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения цифровых технологий в деятельность медийных организаций и в коммуникации (это явление именуется дигитализацией).

Быстро  развивалась компьютеризация редакционных процессов сбора, обработки и распространения информации, широкое развитие получило кабельное и спутниковое ТВ, произошло стремительное становление Интернета – глобальной компьютерной сети, быстро расширялось применение цифровых технологий в журналистике и в массовых коммуникациях. Новые коммуникационные возможности позволяют передавать текстовую, звуковую и визуальную информацию в режиме реального времени, обеспечивая несвойственный «традиционным» СМИ интерактивный характер коммуникации и возможность более адресной доставки медийной информации с учетом специфики отдельных аудиторных групп и индивидуальных запросов потребителей. (www.textfighter.org)

4. Развитие электронных  средств коммуникации

 

Виртуальная коммуникация, согласно современным подходам, является четвертым этапом развития общей цепочки: 1) текстовое сообщение; 2) аудио- и визуальное сообщение; 3) искусственно моделируемые миры и компьютерные игры; 4) системы виртуальной реальности.

Таким образом, можно утверждать, что  средства социальной коммуникации – это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.), с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.

Известно два типа средств коммуникации:

1. Естественно возникший (язык, мимика, жесты).

2. Искусственно созданный (технический): а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность); б) типично современный  (радио, телевидение, кинематограф, Интернет).

 

С открытием электромагнитных волн Максвеллом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио и телевидения.

Радио, как наиболее доступное средство коммуникации по сравнению с другими  мультимедийными средствами, оказывает  большое влияние на общество, поскольку прямые включения больше располагают к доверительным отношениям со стороны слушающих их людей.

На сегодняшний день телевидение  занимает господствующее положение  среди средств массовой информации. Если в конце 70-х начале 80-х годов  телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий: 1) цифровое телевидение; 2) телетекст; 3) компьютерные технологии; 4) спутниковое телевидение. В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации и как следствие затруднена возможность контроля над «чистотой» эфира. Компьютерная фаза – новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника.                                                      (nauchenie.narod2.ru)

Закономерности развития социальной коммуникации.


Информация о работе Основные этапы и закономерности развития социальных коммуникаций.