Массовая коммуникация как механизм социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - показать роль массовых коммуникаций как механизм социального управления.

Задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты массовых коммуникаций;

2.Выявить основные признаки и классификацию массовых коммуникаций;

3.Проанализировать информационно-психологические функции массовой коммуникации;

4.Рассмотреть воздействие массовых коммуникаций.

Содержание

Введение......................................................................................................................................3

Глава 1. Понятия, функции и механизмы массовой коммуникации...........................4

Глава 2. Основные направления исследований массовой коммуникации как механизма социльного управления......................................................................................11

Заключение.................................................................................................................................21

Список литературы...................................................................................................................23

Работа содержит 1 файл

Массовые коммуникации и медиапланирование.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: _____________________________________ 

на тему: Массовая коммуникация как механизм социального управления 

                                 за ___ курс 
 
 
 
 
 
 

Студент ____________________  Адрес____________________________ 

группа______________________ Шифр ____________________________

                                                                          (номер зачетной книжки) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

 

Содержание

Введение......................................................................................................................................3

Глава 1. Понятия, функции и механизмы массовой коммуникации...........................4

Глава 2. Основные направления исследований массовой коммуникации как механизма социльного управления......................................................................................11

Заключение.................................................................................................................................21

Список литературы...................................................................................................................23

 

Введение

     Безусловно, любая коммуникация - волшебство, позволяющее  на расстоянии узнавать многое о человеке, его поведении и привычках. Но электронная коммуникация - волшебство в квадрате. Телевидение, радио и  печатные СМИ, вступив в коммуникационную связь со своими телезрителями, радиослушателями и читателями, с изяществом факира переносят их из одной точки планеты в другую, как бы упраздняя пространство и время, сближая всех жителей огромной "глобальной деревни" возможностью не только лучше узнать друг друга, но и обсуждать одни и те же темы примерно в одни и те же дни и часы. Например, страшное, разрушительное землетрясение, клонирование овечки Долли или военный конфликт в любой точке земного шара. Таким образом, жители "глобальной деревни", в которую превратилось население планеты при помощи средств массовой коммуникации и информации, вступают в совместную деятельность по переработке одинаковой информации, будучи связанными, в первую очередь, психическим взаимодействием сознаний миллионов людей, вовлекая их в процесс коллективного мышления и "коллективной солидарности", когда речь идет о сочувствии или осуждении, что и подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.

     Но mass media не только развлекают и просвещают. Они же взяли на себя манипулятивно-управленческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм "публичного восприятия". В этом своем качестве СМИ уже становятся средством "психологической монополии" и "духовного принуждения". И тогда все мы - жители "глобальной деревни", погрязнув в ее повседневных распрях и проблемах, не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.

     Особенно  ярко попытки подобного информационного и коммуникационного насилия проявляются во время президентских выборов, политических пропагандистских или рекламных кампаний. Вот тут-то и проявляется не волшебный образ телевидения и СМИ в целом, а его иная ипостась - образ монстра, чумы или проклятия XX века. СМИ проявляют свою диктаторскую функцию, навязывая вполне определенную, заданную некой политической или олигархической группой точку зрения, выгодную ей. В ход идут все известные и доступные психологической науке управленческие воздействия, методы и приемы.

     Цель  работы - показать роль массовых коммуникаций как механизм социального управления.

     Задачи:

     1.Рассмотреть теоретические аспекты массовых коммуникаций;

     2.Выявить основные признаки и классификацию массовых коммуникаций;

     3.Проанализировать информационно-психологические функции массовой коммуникации;

     4.Рассмотреть воздействие массовых коммуникаций.

 

      Глава 1. Понятия, функции  и механизмы массовой коммуникации

     В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым, т.к. происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества, их воздействия на характер общественных отношений.

     Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой  осуществляется взаимодействие; и процесс  взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.  
Массовая комуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

     Средства  массовой коммуникации (СМК) – это  специальные каналы и передатчики, благодаря которым продит распространение  информационных сообщений на большие территории.

     Массовая  коммуникация прежде всего характеризуется:

     1.Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

     2.Социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

     3.Массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

     4.Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

     Цель  коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

     Свойство  индивидов — объединяться в группы или массы.

     Основные  признаки групп: 1. Общие интересы членов группы; 2. Коммуникация между членами.

     Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами, группа не может сформироваться. 

     Основные  типы групп — семейные, неформальные, формальные.

     1. Семейная группа — это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть).

     2. Неформальная группа — дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная.

     3. Формальная группа — это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений).

     Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

     Функции массовой коммуникации.

     В 1948г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.  
В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации — развлекательную1. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации — мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще — политических, реже — религиозных.

     В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности — привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

     Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

     Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

     Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

     Культурологическая  функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства  и способствует осознанию обществом  необходимости преемственности  культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества.

     С данной функцией связано понятие  массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ2. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

     Социальная  сущность массовой коммуникации: это  — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

     Исследование  комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК  тесно связано с понятием эффективности  их деятельности.

     Существуют  следующие виды коммуникации:

     1.Интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой); 

     2.Межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

     3.Групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа);

     4.Массовая коммуникация в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

     Также могут быть дополнительные разновидности  коммуникации:

     1.Межкультурная коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами;

Информация о работе Массовая коммуникация как механизм социального управления