Контрольная работа по дисциплине:" Культура речи и деловое общение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Споры в России всегда считались неотъемлемой частью духовной и общественно-политической жизни. Предметом спора были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы, искусства, принципы нравственности и т.д. Огромную роль в развитии искусства спора сыграли Московский и Петербургский университеты. В стенах университетов не умолкали жаркие споры сторонников классицизма и романтизма, горячо обсуждались произведения Грибоедова и Пушкина. Интересной стороной университетской жизни, событием общественного характера были защиты диссертаций, которые перерастали в диспуты.

Содержание

Введение 3
1 Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи) 4
2 Полемические приемы и приемы убеждения 6
3 Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора 10
Заключение 12
Практическое задание. Составьте сценарий вероятной дискуссии на тему «Эвтаназия: право на легкую смерть». Приведите аргументы противников и сторонников эвтаназии. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения


13
Список используемых источников 16

Работа содержит 1 файл

Культура спора.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

          по  дисциплине: Культура речи и деловое                           общение

по теме: Культура спора 

                Исполнитель: студент(ка) Направление экономика

                Профиль Экономика труда

                Группа  Ф.И.О  
                 
                 
                 
                 
                 

2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1  Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи) 4
2  Полемические приемы и приемы убеждения 6
3  Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора 10
Заключение 12
Практическое  задание. Составьте сценарий вероятной  дискуссии на тему «Эвтаназия: право  на легкую смерть». Приведите аргументы  противников и сторонников эвтаназии. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения  
 
 
13
Список  используемых  источников   16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в Древней  Греции. Античные мыслители первыми  обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из глубины веков дошел до нас  замечательный афоризм: «Истина  рождается в споре». Древнегреческие  ученые выделяли различные виды спора, в частности, они четко разграничивали диалектические беседы и софистические  споры.

     Споры в России всегда считались неотъемлемой частью  духовной и общественно-политической жизни. Предметом спора были проблемы государственного устройства, национального  самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы, искусства, принципы нравственности и т.д. Огромную роль в развитии искусства спора сыграли  Московский и Петербургский университеты. В стенах университетов не умолкали жаркие споры сторонников классицизма  и романтизма, горячо обсуждались  произведения Грибоедова и Пушкина. Интересной стороной университетской  жизни, событием общественного характера  были защиты диссертаций, которые перерастали  в диспуты.

     Споры позволяют приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблемы и поиска правильного решения. 
 
 
 
 
 
 
 

1 СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА 

  

     Спор  – это словесное состязание, в  котором каждый отстаивает свое мнение. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. В процессе спора расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность и возможности выяснения истины, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходится отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.

     Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т. п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

     Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффектнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

     Дискуссия – это публичный спор, целью  которого является выяснение и сопоставление  разных точек зрения, поиск, выявление  истинного мнения, нахождение правильного  решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия»  означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

     Дискуссия это активный метод закрепления  и углубления знаний, развития навыков  творческого мышления и умения вести  спор. В то же время дискуссия  – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что  человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

     Полемика  – это не просто спор, а такой  при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных  мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом  полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются  прийти к единому мнению, найти  общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

     Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными  и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит  боевой, решительный характер. 
 
 
 

2 ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ 

     Приемы полемики могут быть честными и тактичными, вызывать уважение публики, сдерживать напор оппонента. Приемов в полемике великое множество, вот основные из них:

  • завладейте расположением публики. Даже если вам нечего будет ответить собеседнику, аудитория вас поддержит, а «противник» будет ошеломлен, что даст вам некоторое время собраться с мыслями;
  • перехватывайте инициативу в разговоре. Манипулируйте собеседником, ведя беседу в русле тем, в которых вы наиболее осведомлены. Не допускайте перехода на выгодные оппоненту темы и вопросы, в которых его аргументы будут ярче и убедительнее, чем ваши;
  • используйте грамотный напор. Задавайте сразу несколько вопросов, не позволяйте собеседнику раздумывать. Выгодно используйте отсутствие ответов на поставленные вопросы, тут же делайте опровергающие выводы. Такая «атака» эмоционально собьет и запутает вашего оппонента;
  • еще один эффективный прием полемики – не оправдываться. Начиная объяснять свои слова или поступки – вы топчитесь на месте, что дает явное преимущество «конкуренту». Ответьте атакой, опровергайте его аргументы и доказательства. Помните! Ломать его защиту легче, чем строить свою;
  • зная заранее, на какую тему предстоит дискуссия или, предвидя нападение в ходе полемики, имеет смысл подготовиться к атаке весомыми доводами, а лучше не допустить ее, разбив саму мысль противника о ней.

     Приемы  убеждения

     Существуют приемы, которые помогут вам повысить эффективность своего убеждения и в результате почувствовать удовлетворенность от того, что к вашему мнению прислушались. Прежде всего, четко сформулируйте цель. Если позволяет время, заранее сформулируйте то, что именно вам нужно высказать. Формулировка должна быть четкой и короткой, например: «Я хочу, чтобы мне предоставили внеочередной отпуск»; «Я хочу, чтобы мы купили именно этот шкаф»; «Я хочу, чтобы врач дал направление в определенную клинику». Если не выполнено главное условие и не сформирована внутренняя цель, вы не сможете найти ни достаточных аргументов, ни выглядеть убедительно.

         Учитывайте тип собеседника. Одни  люди больше реагируют на рациональные, а другие на эмоциональные  приемы убеждения. Например, люди  мыслительного типа сохраняют  невозмутимость даже в сложных  ситуациях, любят порядок, четкость  и функциональность. В полемике  они руководствуются логическими  соображениями, стараются взвесить  все «за» и «против». При разговоре  с таким человеком нужно использовать  объективную информацию, держаться  сдержанного стиля общения и  сохранять дистанцию уважения. А  вот люди чувствующего типа  более восприимчивы к эмоциональной  аргументации («Ты будешь чувствовать  себя спокойнее, если сделаешь  так...»; «Этот вариант заставит  тебя нервничать»). Для таких людей  логические обоснования менее  ценны, так как для них важнее  область чувств, своих и окружающих  людей. Помните, что довод, который  является 100%-ным для вас, может  быть довольно слабым для собеседника.  Например, вы можете сказать врачу:  «Я расстроюсь, если вы не сможете  мне дать нужное направление». Говоря так, вы предполагаете,  что ваше расстройство такой  же значимый фактор для постороннего  человека, как для вас, но это  вряд ли так. И чем «дальше»  от вас человек, тем меньше  работают аргументы, основанные  на ваших чувствах.

         Учитывайте силу аргументов. Постарайтесь  встать на место собеседника  и подумайте, какие именно аргументы  будут сильны для него, и используйте  именно их. Наиболее убедителен  следующий порядок аргументов: сильные  — средние — один самый  сильный. Доказано, что лучше всего  запоминается то, что было в самом начале и самом конце. То, что было в середине, человек запоминает хуже всего. Поэтому начало, а особенно окончание должны быть «сильными», а вот на середине стоит применять аргументацию «среднего» калибра. Слабых аргументов вообще стоит избегать.

         В течение всего разговора  старайтесь сохранять уважение  к партнеру, его интересам и  мнениям, даже если они расходятся  с вашими. В этом случае собеседнику  не нужно будет защищаться, и  процесс убеждения может быть  более плодотворным.

         Сохраняйте уважение к себе, не  принижайте свой статус. Не извиняйтесь  за то, что у вас есть определенная  позиция. Нужно как можно реже  использовать слово «извините» (если  к тому нет весомых оснований), так как это делает вашу  позицию подчиненной и неуверенной.  А неуверенность ассоциируется  с низким личным и профессиональным  статусом.

         Начните с того, что вас объединяет. Если ваши с собеседником позиции  отличаются, начните убеждение с  того, что вас объединяет, а не  с того, что является предметом  разногласий. Например, если вы  никак не можете прийти к  согласию по вопросу, где же  вам отдохнуть в отпуске, вы  можете начать этот разговор  с того, что скажете, например, «Как хорошо, что у нас отпуск  в одно время», «Как хорошо, что  мы любим отдыхать вместе, помнишь,  как в прошлый раз было здорово!».  Гораздо легче прийти к согласию  с человеком, думая, что у  вас с ним много общего, чем  в том случае, когда на первое  место выдвигаются конфликтные  вопросы.

         Учитесь слушать и слышать!  Часто случаются ситуации, когда  собеседники имеют в виду совершенно  разное, и спорят, не понимая друг  друга. А в этом случае трудно  и убедить, и прийти к единому  решению. Будьте хорошим слушателем: выслушайте собеседника до конца,  уточните его позицию, сформулировав  ее еще раз вслух. Есть простые  способы проверить, правильно  ли вы поняли то, о чем вам  говорили: «Другими словами, вы  считаете, что...», «Сказанное вами  может означать...». Не стесняйтесь  переспросить: «Что именно вы  имеете в виду?», «Уточните,  пожалуйста...».

         Пусть собеседник считает, что  данная мысль принадлежит ему.  Люди гораздо бережнее относятся  к собственным мыслям и суждениям,  чем к чужим. Используйте это.  Например: «Помнишь, мы говорили  о... Ты тогда сказал, что... Мне  эта мысль показалась очень  разумной!». Или менее прямолинейный  вариант: «Твои рассуждения навели  меня на мысль, что...». Дайте  собеседнику почувствовать, что  ваши предложения если и не  являются полностью его идеей, то уж наполовину — точно.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине:" Культура речи и деловое общение"