Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.
Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики.

Содержание

Введение
Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1 Основания ценностной культуры подростка
1.2 Понятия «СМИ» и «Культура»
1.3 Социализация личности подростка в условиях современности
1.4 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
1.4.1Телевидение
1.4.2Чтение литературы
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
2.1Постановка целей и задач исследования, описание работы
2.2 Результаты исследования
2.3 Проектное предложение
Заключение
Список использованной литературы и источников:
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Копия проект мой по кдс.doc

— 208.00 Кб (Скачать)


 

Федеральное  государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.СТОЛЫПИНА»

 

Кафедра:

 

Курсовой проект

по дисциплине: Конфликтология духовной сферы

 

на тему: Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка

                                                                              

Выполнила  студентка 3 курса, 314группы

очной формы обучения

специальности  «Конфликтология»

факультета ППУ

Бохонова Вера

Проверила: д.ф.н. профессор

Костина Ольга Викторовна

 

                                                                               

 

Саратов 2010

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка

1.1 Основания ценностной культуры подростка

1.2 Понятия «СМИ» и «Культура»             

1.3 Социализация личности подростка в условиях современности

1.4 Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы

1.4.1Телевидение

1.4.2Чтение литературы

Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка

2.1Постановка целей и задач исследования, описание работы

2.2 Результаты исследования

2.3 Проектное предложение

Заключение

Список использованной литературы и источников:

Приложение 1

Приложение 2

стр. 3

стр. 5

 

стр. 5

стр. 8

стр. 11

стр. 12

 

стр. 12

стр. 14

стр. 19

 

стр. 19

стр. 20

стр. 26

стр. 27

стр. 29

стр. 30

стр. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общетва придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли СМИ в формировании духовно-нравственных ценностей.

Сегодня актуальность проблем воспитания молодого поколения обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей. Существуют потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей. В настоящее время СМИ проникло во все сферы жизни человеческого общества. Бесспорное влияние телевидения на развитие человека доказано, но всесторонне не изучено.

Диагностика и анализ характера и направленности трансформации, происходящей с ценностями современной российской молодежи, приобретает особую актуальность в свете последствий воздействия современных информационных технологий. Становление первого постсоветского поколения российской молодежи проходит в условиях ограничения политически контролируемого и направляемого компонента социализации, место которого занимают такие силы воздействия, как телевидение и Интернет. Реформированные российские СМИ становятся каналами воздействия на молодежь образцов массовой культуры, закрепляющих потребительские установки. Опосредованное восприятие мира формирует у молодежи ложные ценности и неспособность к самостоятельному принятию решений, что тем самым осложняет интеграционное поведение молодого поколения. А это приводит к искажению понимания нравственных законов.

Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.

Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики.


Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка

1.1 Основания ценностной культуры подростка

 

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

           Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Вместе с тем, культурное состояние личности подразумевает наличие у нее определенных ценностных предпочтений. Именно ценности, по мнению Б.С.Ерасова, предполагают выбор.[1] Те или иные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются человеком и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.

            Наиболее интересный, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, подростковый возраст. Особое значение его  для формирования ценностной структуры определяется присущей для этого периода специфической ситуацией развития, характеризующейся, с одной стороны, глубокими изменениями в  сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, и совпадением у современного поколения подростков этих процессов с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых  идеалов, возникновением новых, возрождением забытых ценностей.

Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

В особо острой ситуации оказывается современный подросток с его формирующейся потребностью в личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста – перенос сознания во внутренний план, становление самосознания. Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности.

В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.

В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Основные личностные новообразования подростка (открытие “Я”, осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Медиакультура является одним из наиболее динамично развивающихся факторов, влияющих, на формирования личности человека. В настоящее время в проблематике психологических исследований, в этом направлении

ставятся вопросы о роли медиакультуры как фактора развития подростка. В работах исследователей А. Сакамото, К. Дилл, К. Матиак, Л. Ловелле, К. Андерсен, И. Бурлаков обсуждаются проблемы агрессии, возникающей у подростков под влиянием медиакультуры (интернет, телевидение, компьютерные игры, реклама). В работах Федорова А.Г. Ястребцева Е. Почепцова Г.Г. разрабатываются аспекты внедрения медиакультуры в сферу образования, семьи семейного воспитания, использования ее положительных эффектов с целью просвещения и развития детей, подростков. Данные научные проблемы становятся актуальными для специалистов в области образования.

              Медиаобразование не только воздействует на формирование медиакультуры личности, но и существенно влияет на ментальную идентичность молодого поколения россиян, а это доказывает, что медиакультура личности – сложное понятие, включающее информацион-

ную, политическую, нравственную и эстетическую составляющие.[2]

 

1.2 Характеристика содержательных сфер влияния СМИ на развитие нравственной культуры личности

Информация о работе Конфликтогенные факторы развития нравственной культуры подростка