Гендерный фактор в теории и практике коммуникации и механизм его действия в коммуникативном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей работы звучит так: «Гендерный фактор в теории и практике коммуникации и механизм его действия в коммуникативном процессе», и, следовательно, целью настоящей работы мы ставим определение понятия гендера, рассмотрение основных признаков, характеризующих представителей разных гендеров, изучение степени влияния гендерного фактора на процесс коммуникации, а так же сравнение национальных особенностей процесса коммуникации на примере англоязычных и русскоязычных культур. В нашей работе мы будем преимущественно использовать сопоставительный анализ по гендерным и культурным особенностям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы классификации личности по гендерному фактору.

Определение гендера……………………………………………...………………...4
Гендерная идентичность…………………………………………….……….……..6
Основные признаки,
характеризующие речь мужчины и женщины………………….………………….….8


Глава 2. Практический учёт гендерных особенностей в межкультурной коммуникации.

2.1. Сопоставление англоязычной и русскоязычной культур………………….……..15

2.2. Сравнение особенностей англоязычной и русскоязычной культур

в объявлениях и призывах……………………………………………………………….17

2.3. Деятельность переводчика и учет им всех особенностей межкультурной

коммуникации……………………………………………………….…………………...21

Заключение………………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Гендерный фактор в теории и практике коммуникации и механизм его действия в коммуникативном процессе..doc

— 164.00 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА 

Факультет Профессиональных переводчиков 

Дисциплина: Введение в теорию межкультурной коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

На тему: Гендерный фактор в теории и практике коммуникации и механизм его действия в коммуникативном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:      Федотова Елена Николаевна

                                                                                                   студентка 2 курса

                                                                                                             очной формы обучения 
 

                                                              Руководитель:   Дерябин Ю.А. 
 
 
 
 
 

Москва 2007 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Теоретические  основы классификации личности по гендерному  фактору.

    1. Определение гендера……………………………………………...………………...4
    2. Гендерная идентичность…………………………………………….……….……..6
    3. Основные признаки,

     характеризующие речь мужчины и женщины………………….………………….….8 

Глава 2. Практический учёт гендерных особенностей в межкультурной коммуникации.

     2.1. Сопоставление англоязычной и  русскоязычной культур………………….……..15

     2.2. Сравнение особенностей англоязычной  и русскоязычной культур 

     в объявлениях и призывах……………………………………………………………….17

     2.3. Деятельность переводчика и учет им всех особенностей межкультурной

     коммуникации……………………………………………………….…………………...21

      Заключение………………………………………………………………………………25

     Список  литературы……………………………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Тема  нашей работы звучит так: «Гендерный фактор в теории и практике коммуникации и механизм его действия в коммуникативном процессе», и, следовательно, целью настоящей работы мы ставим определение понятия гендера, рассмотрение основных признаков, характеризующих представителей разных гендеров, изучение степени влияния гендерного фактора на процесс коммуникации, а так же сравнение национальных особенностей процесса коммуникации на примере англоязычных и русскоязычных культур. В нашей работе мы будем преимущественно использовать сопоставительный анализ по гендерным и культурным особенностям.

     Безусловно, данная тема очень актуальна: знание специфических особенностей личности, согласно её гендерной принадлежности, намного упрощает процесс общения, способствует большему пониманию и усваиванию проблем, поднимаемых в процессе коммуникации. Кроме того, в наше время очень развиты межкультурные отношения, в которых адекватное восприятие некоторых особенностей культур тоже необходимо. А это может быть осуществлено только благодаря знаниям, полученным при изучении проблем, связанных с особенностями представителей разных культур. Так же в нашем исследовании необходимо будет сказать о работе переводчика в межкультурной коммуникации, о применении на практике всех теоретических знаний с учетом гендерных особенностей коммуникантов.

     Наша  работа будет состоять и двух глав, в которых мы рассмотрим теоретические основы классификации личности по гендерному фактору и практическое применение знаний, полученных при изучении гендерного фактора. Каждая из глав будет состоять из 3 пунктов. В них мы постараемся подробно описать все аспекты вопроса по отдельности с целью более досконального рассмотрения всех гендерных особенностей. И в конце нашей работы мы сделаем вывод о проведенном исследовании. А так же приведем список литературы, которая помогла нам более глубоко изучить данную проблему.

     Необходимо отметить, что знания, полученные при изучении этого вопроса, способствуют более квалифицированной деятельности переводчика. И нам, будущим переводчикам, просто необходимо знать суть гендерных различий и применять эти знания на практике. А так же эти знания можно использовать в дальнейшем процессе обучения таких предметов, как социолингвистика, психолингвистика и др. 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы классификации  личности по гендерному фактору.

     1.1. Определение гендера.

     Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический  пол (sex) и социо-культурный (gender).

        Биологический пол - это совокупность анатомических и физиологических признаков, благодаря чему мы можем определить мужчина или женщина перед нами.  
       Гендер или социо-культурный пол человека - это совокупность социальных норм, ценностей и реакций, которые формируют отдельные черты личности.

          Важную роль в развитии и  поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств).

       Категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х -начале 70-х годов XX века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные "последствия", является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

     В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно-обусловленные модели поведения задаются не природой, а "конструируются" обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами. Основные теоретико-методологические положения (гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах;  социальные институты и организации; а также самоидентификация личности. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации.

         Термин гендер, таким образом, использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов "женского" в сравнении с "мужским", то есть при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин. В этот период речь шла преимущественно о женских исследованиях (women's studies).

         В 80-е годы появилось более  уравновешенное понимание гендера  как проблемы не только экспликации  женской истории, женской психологии и т.п., но и как проблемы всестороннего исследования женственности и мужественности и связанных с ними социальных и культурных ожиданий. В 90-е годы возникло направление, исследующее только мужественность, и пришло осознание того, что маскулинность имеет разные проявления в любом обществе; главное из этих направлений получило название доминирующей мужественности (hegemonic masculinity) (Theory and Society, 1993).

         Вместе с тем в науке до  сегодняшнего дня нет единого  взгляда на природу гендера.  Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам, или моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения социокультурных функций с другой стороны.

     Сегодня можно говорить о существовании  собственно гендерных исследований, изучающих оба пола, а точнее — процесс социального конструирования различий между полами. Гендер считается институционализованным и ритуализованным социокультурным конструктом — одним из параметров социальной идентичности индивида. Общественные институты (армия, школа, церковь и т. д.) поддерживают различия, придают им статус нормы и интерпретируют как природнообусловленные. Общественные ритуалы также создают гендерную асимметрию — в одежде, повседневном обиходе и символике. Гендер как продукт культуры отражает представления народа о женственности и мужественности, зафиксированные в фольклоре, сказках, традициях и, разумеется, в языке. В коллективном сознании присутствуют гендерные стереотипы — упрощенные и заостренные представления о свойствах и качествах лиц того или иного пола.

     В самом общем плане исследование гендера в языкознании касается двух групп проблем.

     1. Язык и отражение в нем пола. Цель такого подхода состоит  в описании и объяснении того, как манифестируется в языке  наличие людей разного пола (исследуются в первую очередь номинативная система, лексикон, синтаксис, категория рода и т. п.), какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее отчетливо выражены.

     2. Речевое и в целом коммуникативное  поведение мужчин и женщин, где выделяются типичные стратегии и тактики, гендерно-специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций и т. д. – т. е. специфика мужского и женского говорения.

     Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

     Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. 

     1.2. Гендерная идентичность.

     Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.

     Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном . С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и др. структуры социальной идентичности).

     Общепринятый  подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.

Информация о работе Гендерный фактор в теории и практике коммуникации и механизм его действия в коммуникативном процессе