Подведомственность гражданких дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Гражданское процессуальное право как самостоятельная отрасль права включает в себя совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между участниками судебного разбирательства и судом общей юрисдикции при осуществлении правосудия по гражданским делам, и одним из его источников основных является новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 14 ноября 2002 года.

Содержание

Введение………………………………………………….…….………3


1. Понятие подведомственности, ее виды и критерии определения………………………………………………......…………….…4

2. Подведомственность дел суду общей юрисдикции………...…11

3. Отграничение дел, подведомственных судам общей юрисдикции и дел, подведомственных арбитражным судам…………………………………………………………………..17

4. Подведомственность нескольких, связанных между собой требований………………………………………..…………….….20


Заключение…………………………………………….……………...21


ЗАДАЧА к теме IV……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

подведоственность гражданских дел.doc

— 115.00 Кб (Скачать)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: Подведомственность гражданских дел

              

Студентки Кучинской Татьяны Владимировны

 

ускоренной формы обучения, заочного отделения,

 

№ зачетной книжки __________________

Домашний адрес: 624983 г.Серов ул.Жданова 13а кв.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Екатеринбург

2003 год

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………….…….………3

 

 

1.      Понятие подведомственности, ее виды и критерии определения………………………………………………......…………….…4

 

2.      Подведомственность дел суду общей юрисдикции………...…11

 

3.      Отграничение дел, подведомственных судам общей юрисдикции и дел, подведомственных арбитражным судам…………………………………………………………………..17

 

4.      Подведомственность нескольких, связанных между собой требований………………………………………..…………….….20

 

 

Заключение…………………………………………….……………...21

 

 

ЗАДАЧА к теме IV……………………………………………………23

 

Список использованных нормативных актов, материалов и литературы…………………………………………………………….…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

 

 

               Гражданское процессуальное право как самостоятельная отрасль права включает в себя совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между участниками судебного разбирательства и судом общей юрисдикции при осуществлении правосудия по гражданским делам, и одним из его источников основных является новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 14 ноября 2002 года.

                Рассмотрение и разрешение гражданских дел затрагивает субъективные права и законные интересы значительной части физических и юридических лиц. Действующее законодательство Российской Федерации определяет и разграничивает правомочие рассмотрения дел различными судами: Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, военными судами. Законодательное разграничение дел по подведомственности обеспечивает правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел. В этой связи определяется и цель настоящей курсовой работы: осветить подведомственность как самостоятельный гражданско-процессуальный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов участников судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие подведомственности, ее виды и критерии определения.

                     В гражданском судопроизводстве понятие подведомственности достаточно многогранное. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права.

                     Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд.

                     Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-то ведении.

                      Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

                       В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако, в ряде случаев они помещаются в материальных законах. Например, в статье 30 Семейного кодекса РФ определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в статье 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе РФ[1] – ст.148, 843, п.6 ст1055; и в других кодексах.

                  Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. В ГК РФ не названы военные суды и Конституционный Суд РФ, однако, они тоже участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

                Возможны также самозащита гражданских прав (ст.14 ГК РФ) и административный порядок защиты. Поскольку судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст.11 ГК РФ), то при таком юридическом регулировании института защиты прав без подведомственности обойтись сложно.

               Таким образом, подведомственность – это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

                С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам. При определении подведомственности юридическое значение будут иметь три критерия: субъективный состав материального правоотношения, содержание материального правоотношения и характер (сущность) спора о праве.

                Субъективный состав материального правоотношения составляют:

-         физические лица (Российские граждане, лица без гражданства, иностранные граждане (подданные);

-         граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя; иностранные граждане-предприниматели;

-         юридические лица любой формы собственности (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, общественные и религиозные объединения, учреждения, благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы и др.);

-         организации, не имеющие статуса юридического лица (избирательные блоки, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума; органы опеки и попечительства; органы ЗАГС; психоневрологические учреждения и др.);

-         иностранные организации, международные организации, организации с иностранными инвестициями;

-         государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица);

-         иностранные государства.

                  Особенность гражданского судопроизводства состоит в том,  что хотя бы одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо. Споры, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными образованиями, иными организациями в различных сочетаниях, но без участия физических лиц, судам общей юрисдикции, как правило, не подведомственны. Такие споры рассматривают арбитражные суды.

                  Содержание материального правоотношения указывает на то, к какой отрасли права или законодательства относится соответствующее правоотношение. Так часть 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ[2] перечисляет ряд наиболее часто встречающихся в судебной практике материальных правоотношений, которые могут быть предметом разбирательства в судах –общей юрисдикции.  Это – гражданские, трудовые, семейные, административные и другие правоотношения. При этом законодатель не дает исчерпывающий перечень материальных правоотношений, которые могут быть предметом судебного разбирательства в судах общей юрисдикции, ограничиваясь указанием на то, что к подведомственности этих судов могут относиться и другие материальные правоотношения. Причина такой отсылки понятна. Во-первых, в ГПК невозможно перечислить все материальные правоотношения, а во-вторых, в связи с развитием и совершенствованием российского законодательства могут появляться новые, ранее не известные правоотношения. Поэтому при определении судебной подведомственности необходимо исходить из положений ст.46 Конституции РФ, устанавливающей, что любые права, свободы и охраняемые законом интересы, могут быть предметом судебной защиты, если в силу специального указания закона эти права и интересы не отнесены к ведению несудебных органов.

                     Характер (сущность) спора о праве касается разграничения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. О данном критерии достаточно четко сказано в п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002г.  №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»[3]: «При принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и проведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.». Аналогичные положения содержаться и в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 февраля 2003 года №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

                       Три приведенных критерия разграничения подведомственности не имею существенного значения при определении подведомственности дел Конституционному Суду РФ и уставным судам субъектов Российской Федерации. Особенностью правосудия, осуществляемого этой ветвью судебной власти, состоит в том, что названные суды не рассматривают гражданские, арбитражные, уголовные дела и не осуществляют защиту субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов конкретных граждан и организаций. К подведомственности Конституционного Суда РФ относятся только дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов (ст.125 Конституции РФ), а к подведомственности уставных судов – дела о соответствии законов субъекта РФ уставу или конституции соответствующего субъекта РФ.

                       Судебная подведомственность устанавливается только законом. В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы – исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторую – все иные юридические вопросы самых различных правоотношений. 

                      Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст.220 ГПК РФ). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст.328, 361, п.3 ч.1 ст.390 ГПК РФ);

стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его спор на решение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;

при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению  в суде общей юрисдикции (ч.2 ст.22 ГПК РФ). В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии исковых требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

                      Таким образом, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Информация о работе Подведомственность гражданких дел