Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Гражданское общество, являющееся предметом исследования, появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении граждан стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Становление и развитие гражданского общества……………………………6
2. Современное представление о гражданском обществе…………………….15
2.1 Понятие и признаки гражданского общества……………………………...15
2.2 Структура гражданского общества…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников …………………...……………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

2.1 Понятие  и признаки гражданского общества

Известные в  истории политико-правовой мысли  суждения о гражданском обществе исходят из идеи его развития в  процессе перехода человека от несовершенного доцивилизационного состояния к цивилизационному, от менее развитого – к более развитому. В истории Нового времени такой переход конкретизировался в уходе от деспотии к демократии, от феодального абсолютизма к республиканским или конституционным монархическим либеральным режимам, от феодального общества – к буржуазному и в формировании личности нового типа, новых отношений ее с коллективными основами жизни общества.

Для анализа данного института  актуальной задачей становится уже  не только отражение его многогранности, но и прояснение присущих ему родовых, системных качеств. Еще со времени первого упоминания «гражданское общество» в комментариях к «Политике» Аристотеля оно отличалось крайней широтой и неоднозначностью. Как справедливо указывает И. Кравченко, становление данной категории ознаменовало переход от понятия «civitas» - город, град - «civilitas», подразумевающему и «управление», и «государство», и «гражданство», и «политику», и «цивильность». С тех пор ею обозначались далеко не одинаковые, а порой и противоположные явления. Локк трактовал «гражданское общество» как форму государственности, обладающую определенным социально-экономическим содержанием; Т. Пейн понимал под ним область реализации частных интересов; Гегель рассматривал «гражданское общество» как промежуточную форму человеческой общности, располагающуюся между семьей и государством и обеспечивающую жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав; Маркс отождествлял это явление с совокупностью социально-экономических отношений; Токвиль характеризовал его как внегосударственную сферу социума; Фергюсон предполагал, что оно совпадает едва ли не со всем обществом в целом. Следует так же отметить, что ряд современных авторов считают, что «гражданское общество» представляет либо сугубо политизированное явление(С. Перегудов), либо, прямо напротив, исключительно неполитизированное(А. Мигранян).

Данная теоретическая  разноголосица объясняется постепенностью реального процесса укрепления демократических  структур в их долгом противоборстве с абсолютизмом и утверждения  правового государства. На наш взгляд, содержание данной категории включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих жизненную основу политической системы общества. Так же можно подчеркнуть и такой существенный аспект понятия в его современной трактовке, как обознычение развитой формы общности людей, совокупности их организации, обеспечивающих их свободную деятельность.

Несмотря на очевидное значение отмеченного аспекта, определения гражданского общества к этому аспекту нельзя сводить весь смысл понятия. А такое имеет место в публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было до перестройки гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество – объективная реальность. Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков характер данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализовано или не реализовано способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в её силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным субъектам активность. Утверждать противоположное – значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государств.[20, с. 186-187]

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословно-классовыми интересами, в основу которой положены социальные законы[21,с.17]

Гражданское общество – это саморегулирующая система  общественных отношений, возникающих  в результате взаимодействия свободных, равноправных, экономически и юридически автономных граждан и их добровольных объединений. Существует четкое разделение, разграничение сфер гражданского общества и государства.

К элементам  гражданского общества относят первичные самоуправляющиеся общности людей, которые сформировались добровольно, и куда входят семья, общественные объединения(творческие, спортивные и др.), хозяйственные корпорации, профессиональные союзы .

Гражданское общество ориентировано на решение задач самоуправления и выполняет функции, не свойственные государству[22,с.185-186].

В литературе в  большинстве своем гражданское  общество понимается как совокупность не только внегосударственных, но и  внеполитических отношений. С данным положением нельзя полностью согласиться, поскольку политическая система — это институт не государства, а в большей степени гражданского общества. Мало того, от состояния политической системы, уровня ее развития во многом зависит и уровень развития гражданского общества, его открытость. Характерным в этом плане является понятие гражданского общества, данное проф. В.К.Бабаевым. Гражданское общество, отмечается в учебнике, представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, признанным удовлетворять частный интерес, а публичная власть не противостоит населению и полностью совпадает с ним.[23, с. 118] К этому, с нашей точки зрения, можно добавить, что гражданское общество— это совокупность внегосударственных отношений в сферах политической, экономической, социальной, религиозной, семейной, по самоуправлению, по организации и функционированию частных средств массовой информации и т.д., имеющих относительную самостоятельность, автономность, "застрахованность" от произвольного вмешательства государства. К подобной трактовке гражданского общества склоняется и проф, Ф.М.Раянов, который пишет, что гражданское общество — это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений". [24, с 38]

Главное действующее  лицо гражданского общества — человек. Человек как личность — это индивид, имеющий определенную обусловленную (в том числе исторически) систему потребностей, интересов и ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества.

Введение данного  института в лексикон современной политической мысли отразило прежде всего процесс укоренения в социуме норм индивидуальной и групповой свободы личности в противовес государственному началу структурам властного контроля и дисциплинирования. Сквозь призму гражданского общества личность и создаваемые личностями добровольные объединения рассматриваются как самостоятельный источник влияния в социуме, противоположный государству и конкурирующий с ним. Фундаментальное противопоставление государства и гражданского общества образуется в параметрах бинарных отношений принуждения – свободы, патронажа - самодеятельности, контроля – самоконтроля.

Многогранный  характер отношений гражданского общества с государством проявляется во всех без исключения сферах социальной жизни: политика и экономика, право и мораль, экология и культура составляют равноправные социальные пространства, в которых развиваются связи общественности с институтами власти. Данное положение поэтому резко оппозиционно точке зрения тех авторов, которые ограничивают формы актуализации гражданского общества «социальной и духовной сферами».

Гражданское общество вынуждено сохранять известную  дистанцированность и от государства, и от социума в целом, что свидетельствует  о качественном своеобразии существования  личности в этой форме человеческого общежития. Данный тип идентификации часто определяется через категорию «гражданства». Тем не менее гражданское общество не есть простая совокупность граждан. Прежде всего потому, что публичный статус личности является сугубо формальной характеристикой ее социальной деятельности. Включенность индивида в государственно организованное сообщество может сочетаться с его абсолютной зависимостью от власти, с отсутствием возможностей для социального самовыражения в открытой конкуренции с государством. В тоталитарных государствах, к примеру, гражданину «даруется» только одно право — право публичного выражения солидарности с правящим режимом. Поэтому гражданство, являясь выражением социального статуса индивида как агента публичной деятельности, ничего не говорит о конкретных рамках активности индивида и ее реальной направленности.

Поэтому для  более точного фиксирования статуса  члена гражданского общества следует  предположить, что деятельность индивида в данном случае определяется стремлением  человека к расширению своего реального доступа к материальным и культурным благам общества. Реализация материальных и духовных интересов, полагаемая в качестве цели гражданской активности, позволяет рассматривать гражданское общество как объединение людей, заинтересованных в обеспечении достойной жизни для каждого человека в отдельности. В этом контексте высказыванию Гегеля о том, что гражданское общество должно не только препятствовать замкнутости индивида, но и защищать его права, может быть придан более широкий смысл с помощью интерпретации данных прав как жизненных прав индивида, предоставляющих возможность поставить понятие гражданства в зависимость от реальных нужд и запросов личности [20,с.187-190.].

Каждый человеческий индивид в современном мире характеризуется не только с точки зрения его природных черт и приобретенных социальных качеств, но и как гражданин, т.е. лицо, отличающееся своей правовой принадлежностью к тому или иному государству[25,с.195].

Очевидно, что  исторически сложившийся термин «гражданское общество» явно соответствует тому, что им обозначается. Ведь сообществом граждан является не гражданское общество, а государство. В сфере же гражданского общества – вопреки наименованию – мы имеем дело как раз не с гражданином, а с частным, неполитическим и   непубличным, человеком – носителем частных интересов, субъектом частного права, участником гражданско-правовых отношений[26,с 256].

Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение  частных лиц. «В гражданском обществе, - писал он, - каждый для себя – цель, все другие для него ничто». Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою цель свой собственный интерес. «Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного»,- продолжал немецкий философ. Поскольку речь идет не о связях отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т.д., а об отношениях всех со всеми, закономерен его вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия в некую всеобщность – гражданское общество.

Гражданское общество, по Гегелю, - отнюдь не высшая форма  «всеобщности» (коллективности). Оно  результат разложения кровнородственных  связей и объединения людей на иной – обменной – основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет  для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основ коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении», которые не зависят от рода и племени входящих в социальную общность субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых  индивидов, объединяемых прежде всего  нуждой. Поскольку каждый из них  преследует собственные цели, коллективность это подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество – связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации[27,с 57].

Многочисленные  трактовки гражданского общества выделяют два подхода, две концепции. Первый подход рассматривает гражданское  общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. как всё, что не есть собственно государство, власть. администрация. Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного феномена, т.е. как формы существования рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделённого определёнными правами и обязанностями[28,с.75].

Другими словами - нет единой точки зрения, но анализируя современную научную и учебную литературу, можно сделать следующие выводы.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными  отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского обществ:

  • высокое сознание людей;
  • высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;
  • широкие связи между членами общества;
  • наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • децентрализация власти;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • согласование позиций вместо конфликтов;
  • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы  может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя( например, через суд).

Информация о работе Гражданское общество