Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности Проблема гражданского общества принадлежит к числу фунда­ментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Понятие государства. Основные подходы к его пониманию..3
Признаки государства………………………………………………………………5
Гражданское общество: происхождение, основные признаки…………………………………………………………………………………......6
Соотношение гражданского общества и государства………….8
Вывод ……………………………………………………………………….………..……..13

Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

ПРАВО контрольная работа.doc

— 91.50 Кб (Скачать)


 

Тема: Государство и гражданское общество.

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3

Понятие государства. Основные подходы к его пониманию..3

Признаки государства………………………………………………………………5

Гражданское общество: происхождение, основные признаки…………………………………………………………………………………......6

Соотношение гражданского общества и государства………….8

Вывод ……………………………………………………………………….………..……..13

 

Список использованной литературы……………………………..…….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности  Проблема гражданского общества принадлежит к числу фунда­ментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникно­вением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, как и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов”.

 

 

              Понятие государства. Основные подходы к его пониманию.

              Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

1.     Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от бога», - сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела). Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.  

2.      Юридический подход. Он состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен  рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.

3.     Классический подход. Он понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население.

4.     Кибернетический подход. Этот подход состоит в том, что государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями

5.     Социологический подход. Он заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределенно. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отожествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. Второй вариант состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества  и государства. Государство - это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи.

6.     Либеральная концепция государства – это концепция « государство – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения. Не управляет экономикой, культурой  и т.п., а только устанавливает « правила игры»  - нормы права, охраняет в обществе порядок.

Государство – менеджер Государство является нейтральным управителем общественными делами.

  Государство – социальный арбитр. В этом случае государство исполняет роль арбитра, сглаживая конфликты и противоречия в обществе.

Каждое из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет под собой определенные основания.

    Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политического господства одного класса над другим, как правило, экономически господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим.

         В нынешнем веке взгляды марксизма на социалистическое государство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство, а впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государства.

Признаки государства.

                Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Следовательно, важно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций.

  1.     Государство – организация территориальная, организация власти на определённой территории.

Власть государства распространяется только на тех,  кто находится на территории государства. На одной и той же территории государства не может быть власти двух государств. Встречающиеся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в какой-то переходный период и носят кратковременный  характер.

  Вопрос о территориальных границах весьма важный вопрос для государства.

Границы своей территории государство защищает всеми доступными свойствами. Такой институт, как армия, создаётся главным образом для защиты его границ.

  2.     Государство – организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на всё общество. Принадлежность членов общества к государству, как правило, не зависит от их воли. Сам факт рождения человека на территории государства уже включает его в государство, отдаёт под власть государство. Это проявляется в таких институтах, как гражданство, а ещё раннее подданство. Факт гражданства связывает личность с государством, возлагает на него определенные обязанности и в то же время даёт ему определенные права, возлагая на само государство определенные обязанности перед личностью.

   3.     Государство – организация публичной власти, не совпадающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая организация. Эта власть осуществляется людьми, которые выделяются из общества, составляет человеческий субстрат государства.

   4.     Государство обладает монополией на издание законов. В своей деятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, армия и т.д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждение – обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти.

   5.     Государство – суверенная организация. Суверенитет государства – это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.

    6.     Государство – организация, обладающая монополией на легальные сборы налогов.

Сведя воедино существенные признаки государства, можно дать такое его определение: государство- это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов.

Гражданское общество: происхождение, основные признаки

. Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Античному Риму, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложилось представление о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis - гражданин было образовано понятие civitas - общество. В середине XVII века Т. Гоббс в двух трудах - "О гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства. Дж. Локк трактует "гражданское общество" как форму государственности, обладающую определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Он впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу провозгласил главной общественной ценностью. В его понимании свобода нуждается, прежде всего. в защите от государства и достигается эта цель создание общественного договора, служащего защитной структурой между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Локку, является частная собственность.

Для Т. Пейна гражданское общество представляло собой область саморегуляции частных интересов. Государство, считает он, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся индивиды не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается по общественному договору - единственно возможному способу создать государство. Поэтому верховная власть в нем должна принадлежать народу. Отстаивая идею народного суверенитета, Т. Пейн обосновывает право народа учреждать или уничтожать любую форму правления. Как и другие представители естественно-правовой теории, Т. Пейн различал естественные и гражданские права человека. Таким образом, уже у истоков появления концепции был поставлен вопрос о взаимодействии гражданского общества и государства.

Позднее Г. Гегель рассматривал гражданское общество как промежуточную форму человеческой общности, располагающуюся между семьей и государством и обеспечивающую жизнеспособность общества, реализацию гражданских прав. Гражданское общество для него - совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой его выступает частная собственность. Однако движущей силой исторического прогресса, по Гегелю, является государство, воплощающее "Мировой Дух", гражданское общество выступает как "инобытие" Духа-Идеи. И оно, и индивид подчиненные государству, ибо только последнее защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость, реализует всеобщность интересов.

К. Маркс рассматривает гражданское общество исходя из материалистического понимания истории, в соответствии с которым государство и политика являются отражением экономических производственных отношений; государство при этом - инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Буржуазное общество, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию индивидов, поглощает гражданское общество. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К. Маркса, можно путем создания нового общества - коммунистического, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития общества. Эта цель достигается ликвидацией частной собственности, что позволяет достичь не только юридического, правового равенства буржуазного общества, но и фактического экономического равенства всех индивидов. Государство уступает место коммунистическому самоуправлению, и проблема противостояния гражданского общества и государства решается сама собой.

При всей несхожести этих (и многих других) подходов к концепции гражданского общества одна мысль проступает отчетливо: становление гражданского общества - цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизуются и граждане, и гражданские отношения, и само государство. В этом процессе формируются и складываются новые, более упорядоченные, менее конфликтные отношения в обществе.

Введение понятия "гражданское общество" в лексикон политической науки отразило прежде всего процесс утверждения в обществе норм индивидуальной и групповой свободы личности в противовес государственному контролю за ее деятельностью. Сквозь призму гражданского общества личность и созданные индивидами добровольные объединения рассматриваются как самостоятельный источник влияния в социуме, противоположный и конкурирующий с государством. Ось "гражданское общество - государство" составляет сердцевину проблемы. Как, каким образом они взаимодействуют, в какие моменты противостоят друг другу, в каких случаях сотрудничают? По определению Ж. - Л. Кермона, "гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства". Это - семейные, общественные, экономические, культурные, религиозные и пр. структуры, которые развиваются в обществе вне государства и создают условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Информация о работе Государство и гражданское общество