Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Аристотель же, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию, олигархию, охлократию.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….…3
2. Форма правления……………………………………………………………..4
2.1. Форма государства…………………………………………...………….4
2.2. Абсолютная монархия……………………….……………………………4
2.3. Республика………………………………………………………………..5
3. Форма государственного устройства……………………………………….6
3.1. Унитарное государство………………………………………………….6
3.2. Федеративное государство………………………………………………7
3.3. Конфедерация…………………………………………………………….7
3.4. Сложные государства……………………………………………………8
4. Государственный режим………………………………………………………9
4.1. Демократический режим…………………………………………………9
4.2. Антидемократический режим……………………………………………9
4.3. Фашистский режим………………………………………………………9
4.4. Многочленная классификация…………………………………….…….9
4.5. Комбинированная классификация………………………………………10
5. Вывод………………………………………………………………………….12
6. Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 42.62 Кб (Скачать)

Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим.

Содержание: 

    Содержание…………………………………………………………………...2

1. Введение…………………………………………………………………….…3

2. Форма правления……………………………………………………………..4

    2.1. Форма государства…………………………………………...………….4

    2.2. Абсолютная монархия……………………….……………………………4

    2.3. Республика………………………………………………………………..5

3. Форма государственного устройства……………………………………….6

    3.1. Унитарное государство………………………………………………….6

    3.2. Федеративное государство………………………………………………7

    3.3. Конфедерация…………………………………………………………….7

    3.4. Сложные государства……………………………………………………8

4. Государственный режим………………………………………………………9

    4.1. Демократический режим…………………………………………………9

    4.2. Антидемократический режим……………………………………………9

    4.3. Фашистский режим………………………………………………………9

    4.4. Многочленная классификация…………………………………….…….9

    4.5. Комбинированная классификация………………………………………10

5. Вывод………………………………………………………………………….12

6. Список  литературы…………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение
 

Говоря  о форме государства, следует  заметить, что в юридической литературе под формой понимают организацию  политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков  государства, тогда как форма  государства является непосредственным выразителем и носителем его  сущности и содержания.

При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, Платон считал, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных  людей, т.е. аристократия, которая может  превратиться в тимократию - господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, в олигархию - строй, основанный на имущественном цензе  и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения»  свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность - тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.

Аристотель  же, рассматривая форму государства  как систему верховной власти в государстве, определял ее в  зависимости от числа властвующих  как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались  им как «правильные», каждая из которых  могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию, олигархию, охлократию.

Следует отметить, что значительное внимание исследованию форм государства уделяется  и в современной отечественной  и западной литературе. Однако единого  толкования этого понятия до сих  пор нет. Вместе с тем, понятие  формы государства можно сформулировать следующим образом:

Форма государства - это структурный, территориальный  и политический способ организации  деятельности государства, который  включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического  режима.

Рассмотрим  более подробно каждый из трех элементов  формы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы правления
 

В учебной  и научной литературе форма государства  зачастую определяется как организация  политической власти. При таком подходе  внимание уделяется не столько форме  государства, сколько политической власти, то есть одному из признаков  государства.  

2.1. Форма государства - это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства - это  его структурное, территориальное  и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма  правления, административно-территориальное  деление и политический режим.

Форма правления выражает способ организации  высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма  правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве.

Форма государственного устройства характеризует  способы национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы  взаимосвязи его территориальных  образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое  территориальное устройство имеет  данное государство.

Форма политического режима характеризует  способы осуществления государственной  власти, то есть дает ответ на вопрос, какие политические взаимоотношения  существуют между властью и населением.

По форме  правления различают монархию и  республику. Монархия - это форма  правления, при которой верховная  власть полностью или частично принадлежит  представителю правящей династии - монарху. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству, в  бессрочное и пожизненное владение, независимо от воли народа.

Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.  

2.2. Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления единодержавного характера. Монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия, XVII-XVIII вв.).

Основным  признаком абсолютной монархии является неограниченная, никому не подотчетная  власть монарха (это положение зафиксировано  в Воинском уставе Петра I).

Разновидностью  абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при  которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную  власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой  власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - и особым правовым актом - конституцией, то есть имеет  место распределение полномочий верховной власти между единоличным  органом - монархом - и коллективным органом - парламентом.

Конституционная монархия бывает парламентской и  дуалистической. В парламентской  монархии законодательная власть принадлежит  парламенту. Правительство согласно конституции несет ответственность  перед законодательным собранием, а монарх выполняет представительские  функции: формально утверждает состав правительства и подписывает  законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Сохранение  этой разновидности монархии обусловлено  доверием к монарху, верностью традициям  и особенностями менталитета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет  двойственный характер: монарх выражает интересы феодалов и формирует путем  назначения верхнюю палату парламента; нижняя палата парламента, которая  формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания).  

2.3. Республика - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

Истории известны различные республики: античные государства-полисы (Рим, Афины); феодальные, к числу которых относятся  Новгород и 

Псков (торгово-промышленные республики); буржуазные, где республиканская форма правления  выступает как способ политической организации гражданского общества; социалистические - Республика Советов  и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и так далее), для которых характерен отказ  от парламентских форм организации  и деятельности представительных органов.

Современные республики делятся на парламентарные и президентские.

Парламентарная  республика характеризуется верховенством  парламента и ответственностью перед  ним правительства (Италия, Австрия, ФРГ и другие). Правительство формируется  парламентом из числа лидеров  партий, победивших на выборах и  находящихся у власти, пока располагает  поддержкой парламентского большинства. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент  вправе вынести вотум недоверия  и отправить в отставку правительство  или отдельных его членов. Президент  формально наделен большими полномочиями, но осуществить их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую  силу после одобрения правительства  или утверждения парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что  президент является самостоятельной  государственной фигурой и наделен  реальными властными полномочиями. Существуют две модели правления  президентской республики. По одной  модели президент обладает полномочиями главы государства и главы  правительства (США, Мексика, Бразилия). Президент при известном парламентском  контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит вето на законы, принимаемые  парламентом. Он является главнокомандующим  и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Вместе с тем президент  лишен права роспуска парламента, в то время как парламент может  отстранить президента от власти путем  импичмента, то есть особой процедуры  в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого  нарушения конституции. По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система  органов - государственных и общественных, которые содействуют ему в  выполнении полномочий главы государства  и гаранта конституции.  

Некоторые государства имеют смешанные  парламентско-президентские формы  правления. Для них характерно сочетание  признаков парламентарной и президентской  республики. Например, во Франции президент  при соблюдении определенных условий  может объявить о роспуске Национального  собрания. Президент России, не являясь  формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает  с согласия Государственной Думы премьер-министра и принимает решение  о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства. 

  1. Государственное устройство
 

По форме  государственного устройства теория государства  традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные  государства.  

3.1. Унитарное государство - это государство, на территории которого действуют единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Население унитарного государства имеет единое гражданство.

В унитарном  государстве существует централизация  государственной власти и ведется  контроль за деятельностью административно-территориальных  единиц (регионов). В зависимости  от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные  государства.

В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным  из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым  с учетом национальных особенностей регионов допускается определенная автономия.

Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан).  

3.2. Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.

Существует  мнение, что федерация - объединение  суверенных государств, то есть суверенитет  федерации произволен от суверенитета входящих в нее государств.

Согласно  другой точке зрения (Георг Еллинек), государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку  не обладают верховенством внутри федерации  и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации  имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать  в осуществлении федеральной  власти через верхнюю палату парламента.  

Информация о работе Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим