Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:30, дипломная работа
Целью данной работы выступает исторический анализ опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать сравнительно-историческую характеристику правотворческой
эволюции институтов опеки и попечительства;
2. Изучить особенности развития института опеки и попечительства в России;
3. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
4. Определить содержание последних изменений в регламентировании норм, связанных с опекой и попечительством, внесенных в 2008 году.
Введение 6
Глава 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ 11
1.1 Сущность опеки и попечительства 11
1.2 Задачи и принципы института опеки и попечительства 13
1.3 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства 15
1.4 Патронаж 20
Глава 2. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 24
2.1 Зарождение института опеки и попечительства в Римском праве 24
2.2 Особенности исторического развития института опеки и попечительства в России 28
2.2.1 Разграничение опеки и попечительства 28
2.2.2 Имущественная заинтересованность в установлении опеки 32
2. 2.3 Опека и попечительство над взрослыми 35
2.2.4 Проблема социального сиротства 39
2.2.5 Возникновение органов опеки и попечительства 42
2. 2.6 Систематизация норм об опеке и попечительстве 44
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 49
3.1Необходимость реформирования законодательства об опеке и попечительстве 49
3.2 Новые основы осуществления опеки и попечительства 50
3.3 Изменения, внесенные в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ 54
Заключение 58
Список использованных источников 61
Распоряжение
имуществом, принадлежащим
Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью.
Вопросы
осуществления патронажа и
Новый закон определяет патронатное воспитание как «опеку по договору» и как форму, регулируемую только региональными законами (часть 1 статьи 14). Это отражает сути патронатного воспитания, которое предполагает разграничение прав по защите прав ребенка между
- патронатным воспитателем
- учреждением
по патронату (
- иногда и органом опеки.
Опека же означает передачу всех прав опекуну.
В
Законе № 48-ФЗ патронатное воспитание
дается в редакции запрещающей разделение
законного представительства
2.2.1 Разграничение опеки и попечительства
В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали разное место, имели разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов и задач данного института.
В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось "установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены", взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия между статусом опекуна и попечителя по римскому праву были невелики - "главное различие между ними формальное", сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного.22
На территории Франции в странах "писаного" права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами, а в странах обычного права опека над лицом продолжалась до 25 лет, что давало повод для отождествления этих понятий. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.
В России разграничение опеки и попечительства берет свое начало лишь от екатерининского Учреждения о губерниях (1775 г.). "Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается. В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества".23
Подобные
отличия сохранялись довольно длительное
время. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал,
что отличие опеки и попечительства состоит
в объеме дееспособности подопечных, а
В.И. Синайский указывал на то, что "...
идея попечительства, несомненно, уже
идея опеки".24 Налицо значительное
сходство правил об опеке и попечительству
над несовершеннолетними по действующему
ГК РФ с положениями российского законодательства
конца XIX - начала XX в. с одной только разницей
- в начале XX в. лицо находилось под опекой
до 17, а не до 14 лет.
В то же время по проекту Гражданского
Уложения, опубликованному в 1904 г., попечительство
представляло собой совершенно иное явление.
Оно выступало в основном как способ охраны
интересов незаконно рожденного наследника,
охраны непринятого наследства, имущества
безвестно отсутствующих лиц.
Предполагалось
учреждать попечительство над лицами
в следующих случаях: над несовершеннолетним,
если его представители временно
не могут выполнять своих
Интересы такой категории подопечных, как расточители, длительное время не охранялись законодательно. Забота об этой категории лиц встречалась в нормах обычного права - основанием для назначения опеки зачастую была "беспорядочная жизнь". С.В. Пахман приводит пример: волостной старшина доложил суду, что один из крестьян "в году бывает более пьян, чем трезв, и делается несостоятельным к платежу казенных податей и прочих денежных сборов, а также в хозяйстве своем производит ущерб". Суд вынес решение: "..... в пример и страх другим наказать розгами семнадцатью ударами: если и за сим он будет продолжать подобную жизнь, то на имение его будет определен опекун".26
Вот
таким образом, безо всякого закрепления
в нормативных актах, исходя непосредственно
из жизненной необходимости, возникали
правовые формы охраны интересов
расточителей. Собственно попечительство
над расточителями, как уже отмечалось,
было закреплено в Уставе о предупреждении
и пресечении преступлений (изд. 1890 г.,
ст. 150).
В дальнейшем институт попечительства
нашел свое отражение в нормах права Советского
государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса
законов об актах гражданского состояния,
брачном, семейном и опекунском праве
РСФСР 1918 г. попечители назначались для
совершения отдельных сделок или для управления
имуществом. При этом к попечителям применялись
постановления об опекунах. Юридическое
качество этого акта было весьма невысоким,
поэтому определить, когда должен был
назначаться попечитель, невозможно, за
исключением специального случая, предусмотренного
в ст. 198: "Попечительство над совершеннолетним
лицом устанавливается по его о том ходатайству,
если окажется, что лицо это вследствие
старческой дряхлости, или других недугов,
или неопытности не может надлежащим порядком
вести свои дела вообще или защитить свои
интересы в каком-либо определенном случае".27
Четкое
разграничение опеки и
Информация о работе Возникновение и развитие института опеки и попечительства