Возникновение и развитие института опеки и попечительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:30, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы выступает исторический анализ опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать сравнительно-историческую характеристику правотворческой
эволюции институтов опеки и попечительства;
2. Изучить особенности развития института опеки и попечительства в России;
3. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
4. Определить содержание последних изменений в регламентировании норм, связанных с опекой и попечительством, внесенных в 2008 году.

Содержание

Введение 6
Глава 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ 11
1.1 Сущность опеки и попечительства 11
1.2 Задачи и принципы института опеки и попечительства 13
1.3 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства 15
1.4 Патронаж 20
Глава 2. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 24
2.1 Зарождение института опеки и попечительства в Римском праве 24
2.2 Особенности исторического развития института опеки и попечительства в России 28
2.2.1 Разграничение опеки и попечительства 28
2.2.2 Имущественная заинтересованность в установлении опеки 32
2. 2.3 Опека и попечительство над взрослыми 35
2.2.4 Проблема социального сиротства 39
2.2.5 Возникновение органов опеки и попечительства 42
2. 2.6 Систематизация норм об опеке и попечительстве 44
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 49
3.1Необходимость реформирования законодательства об опеке и попечительстве 49
3.2 Новые основы осуществления опеки и попечительства 50
3.3 Изменения, внесенные в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ 54
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

опека и попечительство-диплом.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

      Распоряжение  имуществом, принадлежащим совершеннолетнему  дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании  договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

      Патронаж  может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью.

      Вопросы осуществления патронажа и правовых норм его регулирующих были в центре внимания при принятии Закона №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

      Новый  закон определяет патронатное воспитание как «опеку по договору» и как форму, регулируемую только региональными законами (часть 1 статьи 14). Это отражает сути патронатного воспитания, которое предполагает разграничение прав по защите прав ребенка между

- патронатным  воспитателем

- учреждением  по патронату (перепрофилированным  детским домом)

- иногда  и органом опеки.

Опека же означает передачу всех прав опекуну.

      В настоящее время  в Российской Федерации насчитывается 3607 патронатных семей, в которых  воспитывается 5124 детей. Законы о патронатном  воспитании по состоянию на 01 января 2008 года приняты в 42 регионах Российской Федерации. В 80 % этих регионов при патронатном воспитании применятся разграничение прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между учреждением по патронатному воспитанию, которое является уполномоченной организацией по патронатному воспитанию, и патронатным воспитателем.

      В Законе № 48-ФЗ патронатное воспитание дается в редакции запрещающей разделение законного представительства между  организацией по патронату и патронатной  семьей. Такое изменение законодательства, сделало патронат, как форму семейного устройства, основанную на этом разделении, вне закона. 

 

Глава 2. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

2.1  Зарождение института опеки и попечительства в Римском праве

      В отечественной  научной литературе вопрос организации опеки по Римскому праву, как источнику классической юриспруденции, исследовался в конце XIX века такими известными учеными, как Д. Азаревич и П. Деларов.

        По их мнению, появление института опеки следует соотносить с началом возникновения римского государства. Первые описания прецедентов опеки логично относить к периоду «обычного права», по которому превалировала тривиальная забота о близких родственниках и сохранении рода без нормативно-правовой регламентации опеки. Иными словами, опека не «устанавливалась», но осуществлялась согласно правовому обычаю в процессе обыденной жизнедеятельности людей. Поэтому, опираясь на результаты проведенного исследования, можно предположить, что через такой период становления института опеки и попечительства прошли и проходят все общества (включая российское). Ибо критерием периода "родовой институализации опеки" выступает логика внешней регуляции отношений, поскольку люди ориентированы на оценочное поощрение или осуждение со стороны общественного мнения. 11 
 Это обусловлено тем, что в римской правовой системе того периода институт опеки (tutela - охрана) формировался в русле категориальной трактовки ограниченной дееспособности, которая выступала качественным признаком необходимости опеки над лицами (sui iuxis). По этому признаку  
усматривался общий дефект - неспособность формирования воли, что связывалось с возрастом (несовершеннолетние), полом (женщины) и болезненным безумием. Поэтому такие лица и ставились под опеку или надзор дееспособного лица. В этой связи представляется целесообразным остановиться на краткой характеристике наиболее важных аспектов становления института опеки в рассматриваемый период.  
 В своей основе природа опеки состоит в восполнении юридически значимого дефекта личности, что можно охарактеризовать, как «сила и власть в отношении свободного человека»12. Как свидетельствуют результаты проведенного ранее исследования, под опекой мог состоять только свободный человек, являющийся самовластным лицом. Однако в последующем правовое поле субъекта опеки эволюционно расширилось, так как участие опекуна не ограничивалось только контролем за опекаемым и управлением его имуществом. Опекун призван был обеспечивать полноту статуса субъекта опеки, обогащая его способностью к юридически значимым действиям. Как отмечал К.А. Неволин: «Существенным правом и обязанностью опекуна было дополнить юридическую личность питомца, т.е. давать за него согласие по гражданским делам и утверждать его гражданские действия»13.  
 В соответствии с архаическим правом tutela (охрана) опека воспринималась как «чисто властные отношения - potestas»14. В этот период субъектом опеки выступал ближайший агностический родственник или сородич в порядке наследования по закону ХП Таблиц, и опека (tutela legititima) велась как в интересах, опекаемого, так и всей его семьи: «Как кто распорядился на случай смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть и то будет нерушимо».15  
 В рассматриваемый период опека назначалась как по завещанию, так и устанавливалась магистратом: «Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по закону ХП Таблиц опекунами служат агнаты, которые и называются законными».   
 Данный порядок назначения опекуна являлся обязательным и во многом воспринимался как естественный порядок вещей. Гай отмечал, что «по праву почти всех государств малолетние находятся под опекой, так как сообразно с естественным правом, чтобы не достигший совершенного возраста был под покровительством другого лица»16. Лишь в послеклассическом праве появилась возможность уклониться от опеки при наличии таких серьёзных оснований, как болезни, преклонный возраст, бедность.17  
 Опекуном всегда был мужчина, ибо считалось, что женщина обладает легкомыслием и не может выполнять эти функции. Обязанности опекуна изначально были почётными, в период же поздней империи она воспринималась как бремя (munus). Именно в данный период от неё начали отказываться. В случае отсутствия ближайших родственников опекунов назначал магистрат в лице претора, а затем консула. В провинции эту функцию выполняли наместники, а в Византии и епископы. «Бели после кого-нибудь останутся сироты в младенческом возрасте, и у них будет имение, то когда родители их, умирая, назначат им попечителя, воля родителей должна быть исполнена; в противном же случае благочестивые домы должны иметь попечительство над сиротами, именно, в Константинополе воспитательный дом и прочие благочестивые домы и знатные церкви, а в провинции - епископы».18

  Назначение опекуна магистратом первоначально относилось только к плебеям, у которых не было агностических родственников. Это указывает на факт расширения социальной базы потенциальных субъектов опеки, что возможно связано с возникающей тенденцией разрушения патриархальных семейных отношений - агностическое родство становится необязательным фактором.  
 Постепенно институт опеки из внутрисемейного дела трансформируется в государственное. Он приобретает публичную природу, и в нем важную роль начинает играть государство, что нашло отражение в кодексах при императоре Юстиниане.19

  Назначение опекуна по завещанию (tutela testamentaria) в Римском праве предполагало, что завещатель называл опекуна по имени (nominatim) в своем завещании: «И нет почти ни одного государства, - как отмечалось в институции Гая,- в котором не позволялось бы родителям (агностическим восходящим) назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям».20 Так как в некоторых случаях могло быть несколько опекунов, так называемых соопекунов (contutores), то последние могли распределять между собой обязанности или опеку мог осуществлять один при контроле других. Опекун мог быть «добавляемый» (tutor adiunetus), который оказывал бы помощь чрезмерно занятому «основному» опекуну.

      Таким образом, можно проследить эволюцию института опеки. Если первоначально опека предполагала власть над личностью подопечного (potestas), близкую по содержанию к власти (paterfamilias), то затем, как отмечает М. Бартошек, «опекун лишь обеспечивал воспитание и содержание подопечного, но не обязан заниматься этим лично».21  
Обязанности опекуна постепенно сосредотачиваются на вопросах управления имуществом опекаемого, и именно по этому вопросу была разработана целостная система правового регулирования, которая включала в себя вопросы управления имуществом, представительства опекаемого в гражданских делах.

2.2 Особенности исторического развития института опеки и попечительства в России

2.2.1 Разграничение опеки и попечительства

      В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали разное место, имели разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов и задач данного института.

      В отечественном праве долгое время  существовала только опека, под которой  понималось "установление искусственной  власти над семьей, если в ней  остаются малолетние члены", взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия между статусом опекуна и попечителя по римскому праву были невелики - "главное различие между ними формальное", сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного.22

      На  территории Франции в странах "писаного" права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами, а в странах обычного права опека над лицом продолжалась до 25 лет, что давало повод для отождествления этих понятий. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.

      В России разграничение опеки и  попечительства берет свое начало лишь от екатерининского Учреждения о  губерниях (1775 г.). "Опека может  быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается. В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества".23

      Подобные  отличия сохранялись довольно длительное время. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных, а В.И. Синайский указывал на то, что "... идея попечительства, несомненно, уже идея опеки".24 Налицо значительное сходство правил об опеке и попечительству над несовершеннолетними по действующему ГК РФ с положениями российского законодательства конца XIX - начала XX в. с одной только разницей - в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17, а не до 14 лет. 
В то же время по проекту Гражданского Уложения, опубликованному в 1904 г., попечительство представляло собой совершенно иное явление. Оно выступало в основном как способ охраны интересов незаконно рожденного наследника, охраны непринятого наследства, имущества безвестно отсутствующих лиц.

      Предполагалось  учреждать попечительство над лицами в следующих случаях: над несовершеннолетним, если его представители временно не могут выполнять своих обязанностей; над неправоспособным совершеннолетним лицом; над совершеннолетним лицом, которое "вследствие душевной или телесной болезни или вследствие физического недостатка (глухоты, немоты или слепоты) лишен возможности заведовать всеми или некоторыми своими делами"25. В этом последнем случае воля подопечного имеет важное значение - помимо его желания попечительство не возникнет, за исключением тех случаев, когда лицо не сможет устно или письменно заявить соответствующее ходатайство.

      Интересы  такой категории подопечных, как  расточители, длительное время не охранялись законодательно. Забота об этой категории лиц встречалась в нормах обычного права - основанием для назначения опеки зачастую была "беспорядочная жизнь". С.В. Пахман приводит пример: волостной старшина доложил суду, что один из крестьян "в году бывает более пьян, чем трезв, и делается несостоятельным к платежу казенных податей и прочих денежных сборов, а также в хозяйстве своем производит ущерб". Суд вынес решение: "..... в пример и страх другим наказать розгами семнадцатью ударами: если и за сим он будет продолжать подобную жизнь, то на имение его будет определен опекун".26

      Вот таким образом, безо всякого закрепления  в нормативных актах, исходя непосредственно  из жизненной необходимости, возникали  правовые формы охраны интересов  расточителей. Собственно попечительство над расточителями, как уже отмечалось, было закреплено в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (изд. 1890 г., ст. 150). 
 В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При этом к попечителям применялись постановления об опекунах. Юридическое качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного в ст. 198: "Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае".27

      Четкое  разграничение опеки и попечительства по основаниям возникновения и правовым последствиям было установлено лишь в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и над лицами, признанными в законном порядке слабоумными или душевнобольными, а также над имуществом умерших или лиц, безвестно отсутствующих. Попечительство устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над совершеннолетними, если "последние по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои права", и состояло в оказании помощи подопечным, выдаче согласия на совершение сделок.

Информация о работе Возникновение и развитие института опеки и попечительства