Вопросы соблюдения прав человека в отношениях с потребителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу различных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Источники правого регулирования………………………………………………4
Основные права потребителя…………………………………………………….4
Государственная и общественная защита прав потребителей…………..……11
Список литературы………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Вопросы соблюдения прав человека в отношениях с потребителями.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………...…3

Источники правого  регулирования………………………………………………4

Основные права потребителя…………………………………………………….4

Государственная и общественная защита прав потребителей…………..……11

Список литературы………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Прежде чем приступить к изложению вопросов, касающихся соблюдения прав потребителей, хотелось бы определить, кто же такой потребитель?    

      Потребитель - гражданин, намеревающийся приобрести, приобретающий или использующий товары, работы, услуги только для личных целей, не связанных с извлечением прибыли.

     Состояние экономики в значительной мере  зависит от спроса, а если говорить точнее, то от потребления. Поэтому так же потребителей можно определить как крупнейший экономический слой, который оказывает влияние  почти на любое частное или государственное экономическое решение...

     Но, любые общественные  отношения должны как-то регулироваться. Таким образом, регулятором  отношений потребителей и производителей выступает защита прав потребителей.

    Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу различных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей

   

Источниками  правового регулирования прав потребителей в России являются:

  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 9)
  • «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248)

Основные права потребителя

Джон Кеннеди  в своей речи на заседании конгресса США, которое проходило  15 марта 1961 года,  выделил 4 основных права  потребителей:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.

В свою очередь, всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:

  1. Право на возмещение ущерба.
  2. Право на потребительское образование (в смысле потребительского просвещения)
  3. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  4. Право на здоровую окружающую среду.

 
Право на информацию  
    Проверки, проводимые надзорными органами, выявляют значительную долю товаров с неполной маркировкой. Однако самое распространенное нарушение прав российских потребителей - это контрафактные и фальсифицированные товары, вводящие потребителя в заблуждение относительно изготовителя, а то и вида самой продукции. Доля контрафакта на российском рынке, по данным федеральных ведомств, составляет в разных товарных группах от 30 до 90 % (для сравнения: в странах ЕС - в среднем примерно 10 %).  
   Не развито в России сравнительное тестирование продукции независимыми экспертными центрами, результаты которого в развитых странах публикуются потребительскими журналами, издаваемыми миллионными тиражами. Отсутствует централизованный учет претензий потребителей к качеству продукции, систематизированная информация о которых в ряде стран дает ценный ориентир для потребительского выбора.  
По данным СПРФ, не менее половины импортных потребительских товаров не обеспечены полной и достоверной информацией на русском языке. 
     Для решения этих проблем Союз потребителей РФ совместно с партией "Единая Россия" предложили по образцу ряда европейских стран программу формирования национальной некоммерческой сети консультационных пунктов и центров для оказания правовой помощи и информирования потребителей, а также создания Интернет-портала Защита прав потребителей , объединяющего существующие информационные ресурсы и обеспечивающего обратную связь с потребителями. Считаем необходимым также создание Российского центра экспертизы потребительских товаров с перспективой издания на его базе журнала для потребителей.  
    Для продвижения намеченной программы особенно на первых порах необходимо финансирование из средств федерального бюджета, предназначенных на поддержку развития организаций гражданского общества.

Право на безопасность 
   Ответственность государства за его обеспечение закреплена в нескольких российских законах, и чтобы предотвратить поступление на рынок опасной для потребителя продукции делается немало. Однако от отравлений паленой водкой в России ежегодно погибает 35 тысяч человек. Столько же гибнет в результате ДТП, многие из этих жертв вызваны ненадлежащим качеством дорог, автомобилей, скорой медицинской помощи. Во много раз больше, чем в других странах, людей погибают при пожарах, вызванных возгоранием постельных принадлежностей и матрацев, которые вообще не должны возгораться.  
   Проблема усложняется тем, что прежняя система технического регулирования морально самортизирована, а новая, которая должна базироваться на технических регламентах и национальных стандартах, не выстроена даже на бумаге. При этом федеральные ведомства тормозят продвижение проектов технических регламентов, подготовленных отраслевыми союзами, а Правительство не согласовывает принятие Госдумой закона о саморегулируемых организациях, которые могли бы не только утверждать свои стандарты и контролировать их соблюдение, но и принимать на себя дополнительную (субсидиарную) ответственность за ущерб, причиненный их членами жизни, здоровью и имуществу потребителей. Необходимо ускорение темпов реформы технического регулирования и формирования СРО на потребительском рынке.

Право на выбор 
   При кажущемся изобилии на торговых прилавках, по данным проводимых СПРФ ежегодно социологических опросов, 7 % потребителей не удовлетворены предлагаемым ассортиментом, еще 31 % удовлетворены им лишь отчасти. В январе 2007 г. в 38 городах России на недостаточный ассортимент мяса, овощей и фруктов, мебели, хозяйственных мелочей указали 12-15 % опрошенных, одежды и обуви 25-27 %. Нехватку услуг по ремонту бытовой техники, услуг прачечных и химчисток отметили 22-24 %.  
   Бурный рост числа крупномасштабных сетевых магазинов и торговых центров, угнетающе воздействуя на малый торговый бизнес, ведет к сокращению не только числа торговых предприятий и форм обслуживания, но и товарного ассортимента. Возможно, стоило бы по опыту некоторых стран ограничить дни или часы работы десятков самых крупных магазинов, чтобы могли сохраниться тысячи более мелких.  
    За последние годы наполнилось реальным содержанием право на выбор услуг связи, транспорта, гостиниц и многие другие. Однако крайне медленно продвигается реализация этого права в сфере ЖКХ. Причину мы видим в зачаточном состоянии рынка услуг по управлению жилыми домами, во многом объясняющимся слабостью стимулов для его развития.

Право быть услышанным 
    СПРФ систематически инициирует модернизацию Закона "О защите прав потребителей". Очередной пакет таких поправок направлен на защиту граждан от недобросовестного предложения услуг по потребительскому кредитованию, злоупотреблений продавцов, на длительные сроки затягивающих передачу покупателю оплаченного им товара, дискриминационной практики длительной задержки гарантийного ремонта со ссылкой на отсутствие запчастей, и т.п 
К сожалению, защита прав потребителей не привлекла до сих пор заметного внимания Общественной Палаты Российской Федерации отчасти, видимо потому, что в ее составе не оказалось представителей потребительских организаций. Между тем потребители - это самая массовая группа, чьи законные права и интересы постоянно нарушаются и нуждаются в защите.

 
Право на возмещение ущерба 
    Реализация этого права обеспечивается как правовой помощью потребителям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей, так и предусмотренными законодательством способами их самозащиты. 
Более полумиллиона граждан, чьи потребительские права были нарушены, ежегодно обращаются в органы местного самоуправления за юридической помощью и поддержкой. Значительно сократилось за последнее время число обращений граждан в государственные структуры, что связано с резким сокращением штата государственных служащих, осуществляющих надзор на потребительском рынке. При этом соответственно выросло число обращений в общественные потребительские объединения. 
    В связи с изменениями в редакции п. 6 ст. 13 закона О защите прав потребителей потребительские организации добились того, что более реальным стало наказание для многих предпринимателей, отказавшихся добровольно в досудебном порядке удовлетворить законные претензии потребителей. Общая сумма штрафов, взысканных судами по этой норме, в 2006 году составила более 4 млн. руб., то есть 10 % от сумм, присужденных судами в пользу потребителей. Прогресс налицо: в 2004 году сумма взысканных штрафов составляла всего лишь 3 % от общей суммы возмещенного ущерба. 
 
Право на потребительское образование 
Реализация этого права, закрепленного в статье 3 закона "О защите прав потребителей", остается чрезвычайно актуальной. По данным опросов СПРФ, хотя за последние 12 лет число потребителей, которые ничего не знали о своих правах, сократилась в 2 раза, таких на сегодняшний момент остается еще слишком много свыше 20 %. Недостаточное знание своих прав, как показывают опросы, часто является причиной отказа потребителей от защиты своих законных интересов. Так, в минувшем году каждый седьмой потребитель не пытался добиться возмещения причиненного ему ущерба потому, что не знал о такой законной возможности, а каждый одиннадцатый из-за того, что не имел представления, к кому он должен обратиться. Общественные организации активно включены в процесс потребительского просвещения. 
Вместе с тем, знания о правах потребителей до сих пор не включены в государственные образовательные стандарты и соответствующие программы обучения, как того требует закон.

Право на удовлетворение основных потребностей 
     Уже более десяти лет в России действует закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", который декларирует право граждан, чьи доходы меньше установленного минимума, на поддержку государства. Однако гарантий обеспечения этого права закон не содержит. В результате, по данным Минэкономразвития России, уровень доходов 16 % россиян в настоящее время находится ниже установленного законом прожиточного минимума. Имеются экспертные оценки, по которым за чертой бедности находятся 20-25 % граждан, а 1,5-2% просто голодают. Сделать более точную оценку невозможно, поскольку начиная с 2005 года официальные расчеты прожиточного минимума не публикуются. В настоящее время, по оценкам СПРФ, минимальный размер оплаты труда едва достигает 25 % от прожиточного минимума. Поэтому так важно решение партии Единая Россия законодательно увеличить МРОТ с 1100 до 2000 руб. и в ближайшие годы довести его до 3,5 5 тыс. руб., то есть до уровня прожиточного минимума.  
     Обеспечение права всех потребителей на удовлетворение основных потребностей задача первоочередная, но весьма непростая, для решения которой необходима государственная программа, предусматривающая различные механизмы поддержки разных категорий нуждающихся граждан. Есть, однако, среди них 1,5-2% тех, кто систематически недоедает. Для этих людей программа, рассчитанная на годы, может опоздать, поэтому мы полагаем необходимым установить, начиная с 2008 года, гарантированное государством обеспечение каждому гражданину России доходов на уровне не ниже продовольственной части прожиточного минимума. Решение этой задачи должно быть возложено на федеральный бюджет.

Право на здоровую окружающую среду  
     К сожалению, экологическая обстановка в нашей стране вызывает серьезную озабоченность. Более 50 млн. человек испытывают воздействие различных вредных веществ, содержащихся в воздухе населенных пунктов в концентрациях 10 ПДК ( предельно допустимая концентрация) и выше. В связи с загрязнением атмосферы в ряде регионов сохраняется напряженная экологическая обстановка, а в ряде городов она оценивается как опасная. Фоновое техногенное загрязнение атмосферы формируется преимущественно под влиянием промышленных выбросов и условий регионального и глобального рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.  
     Качество воды в большинстве водоемов из них не отвечают нормативным требованиям. Многолетние наблюдения динамики качества поверхностных вод выявили тенденцию к росту их загрязнения. Увеличивается число стоков с высоким уровнем загрязнения воды (более 10 ПДК) и количество случаев экстремально высокого загрязнения водных объектов (свыше 100 ПДК).  
Ежегодно уполномоченные органы фиксируют десятки случаев высокого и экстремального загрязнения атмосферы воздуха в российских городах и тысячи случаев экстремального и высокого загрязнения воды.  
   В ряде регионов из-за высоких антропогенных нагрузок сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения. 
В числе первоочередных государственных мер, направленных на улучшение экологической обстановки в России, необходимо создание эффективной системы как экономических санкций за несоблюдение установленных требований по охране окружающей среды, так и экономических стимулов для экологически эффективных технологий и оборудования. 
     Последнее позволило бы, в частности, обеспечить значительно более широкое распространение экологически чистых продуктов питания. Эксперимент по добровольной экологической сертификации пищевых продуктов, несколько лет назад начатый СПРФ совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, позволив отметить знаком Экологичный продукт свыше 200 продтоваров, к сожалению, не обеспечил им каких-либо конкурентных преимуществ на рынке. Стало ясно, что для реального продвижения на рынке доказано полезной для здоровья потребителей продукции необходим комплекс мер как по стимулированию их производства и реализации, так и по пропаганде их потребления среди населения.  
    Научить потребителей отстаивать свои права и интересы, гарантируемые законом, - главная задача общественных потребительских объединений. За прошедшие 15 лет с момента принятия закона квалифицированную правовую помощь в Союзе потребителей России и его региональных организациях получили два миллиона граждан, чьи права были нарушены. Выиграно более 70 тысяч дел в судах. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба измеряется миллиардами рублей. Эффективность общественной защиты весьма высока. По данным опросов потребителей, при их обращении непосредственно к продавцу или изготовителю товара, исполнителю услуги, или в органы власти не удается положительно разрешить возникшую проблему примерно в каждом пятом случае. Если же за дело берутся общественные защитники, отрицательных результатов бывает в 10 раз меньше. 

Информация о работе Вопросы соблюдения прав человека в отношениях с потребителями