Виды юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что одним из важных понятий Гражданского кодекса является понятие «юридическое лицо».
Целью данной работы является изучение категории «юридическое лицо». Задачами работы являются рассмотрение понятия «юридического лица», значение этого института, оснований классификации юридических лиц, а также их видов.

Содержание

Введение 3
Понятие юридического лица 3
Образование и прекращение юридических лиц 6
Виды юридических лиц 10
3.1 Хозяйственные товарищества и общества 12
3.2 Производственные кооперативы 19
3.3 Государственные и муниципальные предприятия 20
3.4 Некоммерческие организации 22
3.5 Филиалы и представительства юридических лиц 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ГП Виды юр. лиц.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях – по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

     Во  всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

     После принятия решения о реорганизации  юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств,  должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

     Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

  1. К добровольной ликвидации относится:
    1. решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация;
    2. по достижении цели, ради которой организация создана;
    3. при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.
  2. К принудительной ликвидации относятся:
    1. решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;
    2. другое грубое нарушение действующего законодательства;
    3. при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

     Решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Российской Федерации «О несостоятельности предприятий» от 19 ноября 1992 г.

      Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61–64 ГК и состоит из следующих этапов:

  1. участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
  2. ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
  3. ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
  4. в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
  5. после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

3. Виды юридических  лиц.

 

       Исходя  из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

  1. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе организации, можно выделить юридические лица созданные на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объединённой собственности юридических лиц, а также собственности граждан.
  2. В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.50 ГК).
  3. Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.
  4. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).
  5. В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).
  6. В зависимости от масштаба коммерческой и производственной деятельности юридические лица можно разделять на малые предприятия, предприятия-монополисты и прочие.

     Малые предприятия составляют значительную часть общего количества юридических лиц в РФ. Государство заинтересовано в малом предпринимательстве, прежде всего за счет конкуренции, существующей между большим количеством малых предприятий. Малым предприятиям предоставляется довольно обширный перечень льгот, прежде всего в сферах налогообложения и отчетности. В уставном капитале малого предприятия доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%. Существуют ограничения и на численность работников малого предприятия (в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек; в розничной торговле – до 30 человек; оптовая торговля и прочие – до 50 человек).

      Предприятия-монополисты  – антипод малых предприятий. Это структуры, занимающие на определённом рынке сбыта свыше 35% его объёма. Особую часть предприятий-монополистов представляют естественные монополии. В большей своей части это государственные унитарные предприятия. Как правило, естественные монополии – это наследие плановой социалистической экономики. К ним относятся электростанции, предприятия транспорта (как правило, в отдалённых и труднодоступных районах), предприятия по транспортировке нефти газа (Транснефть и Трансгаз), почтовые службы и т.д. В силу естественности таких монополий государство не может в полном объеме применять к ним антимонопольные меры, но оставляет за собой право в определённых законом случаях регулировать их ценовую политику в силу того, что такие структуры имеют стратегическую важность и предлагаемые ими товары и услуги потребляются значительной частью населения.

       К предприятиям-монополистам, не являющимися  естественными монополиями, применяется  антимонопольное законодательство в полном объёме. (Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91. и др.)

  1. По степени влияния одного юридического лица на деятельность дрого можно выделить: основное или преобладающие юридическое лицо; дочернее или зависимое юридическое лицо.
  2. В зависимости от организационно-правовой формы: коммерческие юридические лица могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие юридические лица – как потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и т.д.

      3.1. Хозяйственные товарищества и общества.

 

     Хозяйственные товарищества и общества – это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества и общества от других коммерческих организаций.

      Основные  права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ  в общем виде закреплены ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных документах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности участвовать в распределении прибыли и получать часть имущества оставшегося после ликвидации предприятия (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущества предприятия и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Нормы ст. 67 ГК носят императивный характер, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно. 

      Полное  товарищество

      Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно  несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает  на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели – индивидуальные или коллективные8.

      Законодатель  различает случаи управления полным товариществом (ст. 71 ГК) и ведения  дел товарищества (ст. 72 ГК). Управление товариществом осуществляется на основе решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством голосов (если последнее предусмотрено учредительным договором). Ведение же дел, т.е. представительство интересов полного товарищества в обороте, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. В этом случае полное товарищество как юридическое лицо имеет несколько самостоятельных и равноправных органов (по числу участников). Учредительный договор может устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например: ведение дел всеми участниками совместно (один коллегиальный орган) либо некоторыми из них (один или несколько единоличных органов). Важно отметить, что перечисленные варианты организационной структуры товарищества не могут применяться одновременно. Поэтому возложение ведения дел полного товарищества на одного из участников лишает остальных прав представлять интересы фирмы без доверенности9.

Информация о работе Виды юридических лиц