Виды источников конституционного права Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:22, реферат

Описание работы

В своей совокупности источника конституционного права образовывают сложную как за структурой, так и по смыслу динамическую систему, элементами которой являются акты, которые содержат конституционно-правовые нормы. Множественность конституционных отношений и разнообразие их объектов обуславливают разные виды правовых предписаний, а затем - разнообразие видов источников конституционного права. Это обязывает законодателя заботиться о формах выражения и способы институционализации общественного отношения, т.е. опосредствование этих отношений соответствующими конституционно-правовыми нормами.

Содержание

Вступление
1.Виды источников конституционного права Украины……………..
2.Акты всеукраинского референдума…………………………………
3.Акты Конституционного Суда Украины……………………………
4.Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины……...
5.Нормативно-правовые указы Президента Украины………………..
Выводы…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………...

Работа содержит 1 файл

Виды источников КПУ.doc

— 46.00 Кб (Скачать)


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

     МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ          

                                               УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

           Виды источников   

     конституционного права     

                 Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила:

                                                                     Студентка ІІ курса

                                                                     Специальности «Правоведение»

                                                                      Иванова Мария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Мариуполь, 2007

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

1.Виды источников конституционного права Украины……………..

2.Акты всеукраинского референдума…………………………………

3.Акты Конституционного Суда Украины……………………………

4.Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины……...

5.Нормативно-правовые указы Президента Украины………………..

Выводы…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

В своей совокупности источника конституционного права образовывают сложную как за структурой, так и по смыслу динамическую систему, элементами которой являются акты, которые содержат конституционно-правовые нормы. Множественность конституционных отношений и разнообразие их объектов обуславливают разные виды правовых предписаний, а затем - разнообразие видов источников конституционного права. Это обязывает законодателя заботиться о формах выражения и способы институционализации общественного отношения, т.е. опосредствование этих отношений соответствующими конституционно-правовыми нормами. Вот почему в большинстве случаев выбор законодателя определенный заведомо. В законе предельно четко указанная форма актов, которые принимает тот или другой орган, а начинает этот перечень важнейший политико-правовой документ - Конституция Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ

 

    Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем государства. С точки зрения формы, конституции принято подразделять на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый либо совокупность конституционных законов. Неписаные конституции состоят из большого количества законов, конституционных обычаев и прецедентов. Порядок внесения поправок и дополнений в конституцию обычно устанавливается в ней самой.

    Так, в соответствии со ст. 91 Конституции, Верховная Рада Украины принимает законы Украины, постанови и другие акты. Такая организованная определенность форм правотворчоства и правоприменения имеет принципиальное значение: Верховная Рада обязана принимать именно такие акты. Каждый из видов актов Верховной Рады имеет свое функциональное назначение, закрепляет (регулирует) определенный вид общественного отношения. Важнейшие из этих отношений регламентируются с помощью законов, т.е. актов нормативного характера. Правоприменительная  деятельность находит свое опосредствование в актах-постановлениях, декларациях, обращениях, заявлениях.

    В Конституции Украины в ст. 106 есть указание на то, что Президент Украины на основе и на признание Конституции и законов Украины выдает указы и распоряжение, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины. Кабинет Министров Украины выдает постановления и распоряжение (ст. 117 Конституции Украины). Ст. 144 Конституции предоставляет право органам местного самоуправления принимать решение в пределах полномочий, определенных законом.

    Говоря об упомянутых актах, надо иметь в виду, что не все из них являются источниками конституционного права. Такими есть те из них, которые содержат нормы конституционного права.

    Классифицировать источники конституционного права можно, например, в зависимости от способов правотворчества. В таком случае они могут делиться на: акты референдумов; нормативные акты территориальных общин и органов местного самоуправления; санкционированные государством обычаи, традиции; акты, что является результатом имплементации норм международного права; соглашения, договоры, конвенции и др. акты, которые заключает Украина с др. государствами.

    Закон в широком понимании - это установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом значении закон - это нормативно-правовой акт, принятый представительным органом законодательной власти или путем непосредственного волеизъявления народа (референдумом), что регулирует наиболее важное общественное отношение и имеет высочайшую юридическую силу в системе законодательства Украины.

    Наиболее общий характер имеет классификация законов по такому признаку, как юридическая сила. Эта классификация включает четыре разновидности законов: основной закон (конституция), конституционный закон, органический закон, обычный закон.

    Первое место в этой иерархии законов занимает конституция - основной закон государства, акт высшей юридической силы, главный источник конституционного права.

    Конституционный закон - нормативно-правовой акт, который вносит изменения и дополнение в конституцию, принимается в особом, осложненном порядке, имеет такую же юридическую силу, что и конституция.

    Теоретической основой выделения конституционных законов в особую категорию есть доктрина об учредительной и законодательной власти. В порядке осуществления первой - принимается конституция и поправки к ней, в порядке осуществления второй - все другие законы.

    Органический закон - это нормативно-правовой акт, который принимается за прямым предписанием конституции в порядке, который отличается от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов.

    Такие законы принимаются по вопросам, предусмотренных конституцией (законы о гражданстве, о конституционном суде и т.п.). Как правило, конституционные законы принимаются квалифицированно большинством голосов депутатов.

    Обычные законы - являются источниками конституционного права, они принимаются в порядке той же законодательной процедуры, что и другие акты. Они регулируют разнообразные виды общественного отношения, которое представляло предмет конституционного права.

АКТЫ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

    Законы Украины могут быть принятые народным голосованием (всеукраинским референдумом). Референдум - это непосредственное волеизъявление народа, направленное на установление, изменение или отмену правовых норм. Согласно  Закону Украины "О всеукраинском и местных референдумах", референдум - это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов, других решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения. Референдум - особый вид правотворчества, когда верховным законодателем выступает сам народ, минуя представительные и другие органы власти.

    Санкционируя важнейшие общеобязательные правовые нормы, народ подтверждает свою исключительную правомочность, решая непосредственно любой вопрос жизнедеятельности страны. Это - выражение государственной воли народа, принадлежности власти в государстве именно народа. Народ - носитель власти, государственного, народного и национального суверенитета.

    Юридическая природа актов референдума довольно богатая и разнообразная. Они могут быть нормативно-правовыми или личностно-правовыми, т.е. содержать нормы права или быть актами применения права. Решение, принятые в порядке референдума, имеют высочайшую юридическую силу, поскольку непосредственное волеизъявление народа должны исключать в будущем возможность изменения или любого корректирования его государственными органами или должностными лицами. Об этом прямо говорит закон: законы, принятые референдумом, не нуждаются в любом утверждении государственными органами и могут быть отменены референдумом, а также решением Верховной Рады Украины, принятым большинством не менее чем две трети от общего количества народных депутатов с следующим его утверждением на референдуме.

    Другими словами, акты референдума владеют имунитетом, статусом "неприкосновенности": их можно изменить или отменить лишь референдумом. Закон или другое решение, принятые референдумом, вступают в силу с момента их опубликования, если в самом законе или решении не указанный другой срок. Акты, принятые референдумом, имеют много общего с другими актами и в тот же время им присущие особые признаки, которые отличают их один от другого и от других конституционно-правовых актов.

 

 

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

    Конституционный Суд Украины - важное звено механизма правовой охраны Основного Закона республики. Конституционный Суд имеет довольно широкие полномочия. Некоторые его акты могут содержать конституционно-правовые нормы. Речь идет о тех решениях Конституционного Суда, которые принимаются по вопросам несоответствия нормативно-правовых актов, которые содержат нормы конституционного права, Конституции и законам Украины. Такие решения принимаются большинством от общего состава судей и являются окончательными. Они порождают определенные юридические следствия: теряют силу (становятся недействующими) нормативно-правовые акты (отдельные их положение) в случае их несоответствия Конституции и законам.

    Решением Конституционного Суда присущий особая юридическая сила, поскольку они касаются конкретных нормативно-правовых актов или отдельных их положений. В связи с этим возникает ряд вопросов относительно юридической силы актов Конституционного Суда, продолжительности их действия, нормативности и других элементов их юридической природы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ                                                

                                                 УКРАИНЫ

    Количество актов Кабинета Министров, которые являются источником конституционного права, довольно незначительная. Это и понятно: подавляющее большинство постановлений и распоряжений Кабинета Министров касается его исполнительной деятельности, Которая регламентируется преимущественно нормами административного права. В тот же время случаются акты, которые содержат нормы конституционного права. Таким, например, есть "Положение о порядке легализации объединений граждан", утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1993 г. № 140.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

    Подавляющее большинство указов Президента являются личностно-правовыми, т.е. такими, которые не содержат правовых норм. В тот же время практика знает немало указов Президента нормативно-правового характера, который целиком согласовывает с его конституционным статусом. Типичными в этом отношении есть Указ Президента- "О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Украины" от 31 марта 1992 г. Их нормативно-правовой характер не вызывает сомнения: они не персонифицированы, рассчитанные на неоднократное применение, имеют универсальный характер действия.

                                                   ВЫВОДЫ:

    Виды источников отрасли конституционного права достаточно стабильные  и четко обозначенные  в  Конституции  Украины,  в  других  нормативно-правовых актах. Но на данном  этапе  конституционно-правовые  нормы  часто  меняются, обновляются,  отменяются  и  являются  нестабильными.   Эта   нестабильность конституционного законодательства  обуславливается  сложностями  переходного процесса формирования украинской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Список использованной литературы:

1. Конституция Украины – 1996 г..

2. Конституционное право Украины. В.Я. Таций, Ю.М. Тодыка. – К., 1999 г.

3. Конституционное  право  Украины, лекционный курс и учебные

методические материалы. – Нежин, 2001 г.

 



Информация о работе Виды источников конституционного права Украины