Упрощенное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 01:19, доклад

Описание работы

Прежде всего, отмечу то, что законодатель, наконец, исключил столь скандальные положения НК о запрете отнесения к расходам плательщиками налога на прибыль расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физлиц-единщиков. Но есть при этом и небольшая «ложка дегтя» – такие плательщики налога на прибыль должны будут подавать в налоговую отдельный отчет о своих контрагентах –единщиках.

Работа содержит 1 файл

Изобретение является высшей ценностью.docx

— 112.21 Кб (Скачать)

Новая упрощенная система: главные плюсы  и минусы

Законотворческая  активность 2011 года, наверное, достигла своего пика с принятием 20 октября Верховной  Радой Закона "О  внесении изменений  в Налоговый кодекс Украины и некоторые  другие законодательные  акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее  Закон).

Плюсы

Прежде всего, отмечу то, что законодатель, наконец, исключил столь скандальные положения  НК о запрете отнесения к расходам плательщиками налога на прибыль  расходов, понесенных в связи с  приобретением товаров (работ, услуг) у физлиц-единщиков. Но есть при этом и небольшая «ложка дегтя» – такие плательщики налога на прибыль должны будут подавать в налоговую отдельный отчет о своих контрагентах –единщиках.

Продолжая тему открытия новых горизонтов для бизнеса  «физиков» нельзя не сказать о  прописанной в законе возможности  их регистрации плательщиками НДС. Цена за это невелика – введение вместо фиксированной ставки единого  налога уплаты трех процентов дохода физлица-НДСника.

Действительно, положительно и то, что значительно  увеличиваются суммы предельных годовых доходов для «единщиков». Теперь на «упрощенке» доступны доходы до 3 млн. грн. для физлиц и до 5 млн. грн. для юрлиц. Только жаль, что ограничения в  среднеучетном количестве работников остались такими же (до 10/50 наемных работников для физ/юрлиц).

Согласно изменениям, предприниматель на едином налоге теперь не должен будет платить 50-процентную надбавку к фиксированной ставке единого налога за каждого нанятого сотрудника.

Наряду с достаточно четким определением доходов «единщика», Закон также закрепляет выгодную возможность для физлица третьей группы и юрлиц четвертой группы уплачивающих 3% дохода и НДС или 5 % дохода учитывать расходы в своей деятельности.

Нужно заметить, что в целом изменения отражают относительно лояльное отношение к  тем, кто превысил установленный  для конкретной группы «единщиков» лимит дохода. Так, при его нарушении «упрощенцами» первой и второй групп (лимит 150 тыс. грн. и 1 млн. грн. дохода, соответственно), они могут даже сохранить право остаться на «упрощенке» в следующем календарном году», уплатив при этом 15 % от суммы превышения в бюджет и перейдя в третью группу с лимитом до 3 млн. грн.

Юр и физлица-«единщики», которые будут платить 3% дохода и НДС или 5 % дохода, при нарушении установленного лимита в 3 или 5 млн. грн., соответственно, заплатят в бюджет двойные ставки от суммы превышения и обязаны будут перейти на общую систему налогообложения. На мой взгляд, это адекватные меры, которые могут предотвратить минимизации и вывести деятельность многих из «тени».

Для «единщиков» первой группы с лимитом дохода до 150 тыс. грн., не использующих наемный труд, осуществляющих только розничную продажу на рынках и/или предоставляющих определенные Законом бытовые услуги, налоговым отчетным периодом установлен календарный год. Помесячно уплачивая авансовые платежи единого налога до 20 числа текущего месяца, такие предприниматели должны будут только раз в году появиться в налоговой с декларацией плательщика единого налога.

Закон вводит такое  новшество в налоговом законодательстве как «отпуск» и «больничный» для  «упрощенца. Например, «единщики» первой и второй групп, не использующие наемный труд, освобождаются от уплаты единого налога на протяжении одного календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни (больше 30 дней), подтвержденной больничным листом. Как подтвердить время отпуска законодатель не поясняет.

Минусы

Несмотря на возражения общественности, законодатель, все-таки, ограничил сферу применения «упрощенки». Из перечня возможных  исключены, в основном, высокорентабельные виды деятельности и их немного по сравнению, например, с первоначальной редакцией НК. Но в то же время  странно, что, например, разрешена на едином налоге интернет-торговля, ведь обороты интернет-магазинов часто значительно превышают обычные.

Законодатель  также значительно сузил круг налогов и сборов, которые для  «упрощенца» заменяются единым налогом. Кроме того, налоги, сборы и таможенные платежи при ввозе товаров  на территорию Украины «единщик» оплачивает на общих основаниях, что вообще в концепцию упрощенной системы не вписывается.

Если сейчас «физик» в учете своей деятельности может обходиться элементарным –  книгой учетов доходов и расходов, то после вступления Закона в силу положение вещей усложнится. Физлица-упрощенцы  третьей группы, уплачивающие 3% дохода и НДС или 5 % дохода, а так же юрлица должны будут вести учет доходов и расходов в форме и порядке, установленными Министерством финансов Украины.

Закон закрепляет право налогового органа на аннулирование  свидетельства плательщика единого  налога, например, при осуществлении  запрещенных на «упрощенке» видов  деятельности, превышении количества наемных работников или использования недопустимого способа расчетов. Сегодня на законодательном уровне такое право налогового органа, а также основания для его использования не закреплены.

Есть в рассматриваем Законе и некоторые «недомолвки». Например, законодатель, прописывая порядок перехода с общей системы на единый налог, выставляет требованием для субъекта его соответствие на протяжении предыдущего года тем или иным параметрам конкретной группы «упрощенки».

При этом, описан только порядок подтверждения фактора суммы годового дохода, а вот об остальных параметрах претендента на единую систему налогообложения умолчал. Как подтвердить, что ты год осуществлял исключительно розничную продажу товаров с торгового места на рынке и/или вел деятельность по предоставлению бытовых услуг населению?

Вот вам и  повод для злоупотреблений со стороны налоговиков, ведь одним  из оснований невыдачи свидетельства  является несоответствие требованиям  той или иной группы упрощенной системы  налогообложения. А вот сам факт того, что Законом устанавливается  исчерпывающий перечень случаев, когда  налоговая может отказать в выдаче свидетельства плательщика единого налога - это позитивный момент.

В целом же, новая  глава НК может быть оценена как  позитивный вклад в развитие сегодняшнего малого бизнеса с большой перспективой на увеличение его объемов

Упрощенная  схема налогообложения  в 2012 году: "великая  октябрьская революция" 2011 года

Иллюстрация http://kontrakty.ua/

С нового года упрощенцы  будут жить по новым  правилам. 20 октября 2011 года парламент принял в целом выстраданные изменения в Налоговый  кодекс (законопроект № 8521), которые вступят  в силу с 1 января 2012 года. Этот закон  — отголосок "налогового майдана".

Тогда предпринимателям удалось добиться того, чтобы власть исключила наиболее одиозные нормы  из Налогового кодекса. Благодаря этому  единый налог был сохранен хоть в  каком-то виде. Видимо, опасаясь очередных  массовых протестов, парламент все  же включил в повестку дня рассмотрение данного законопроекта. Новый закон  об упрощенной системе не идеален, однако новые правила все же прогрессивнее  прежних. Несмотря на то что в некоторых случаях ставка налога выросла, упрощенцам позволили работать с юрлицами и увеличили порог оборота до 5 млн грн.

Платить придется больше

Одно из основных новшеств закона — разделение предпринимателей на четыре группы в зависимости от доходов и количества наемных  сотрудников. От принадлежности к той  или иной группе будет зависеть, в частности, ставка налога.

Так, к I группе отнесены физлица-предприниматели, которые торгуют  на рынках или предоставляют бытовые  услуги населению (см. «Плательщики единого  налога»). Законом определено 39 видов  таких услуг. При этом предприниматели I группы не могут иметь наемных  работников, а объем их годового дохода не может превышать 150 тыс. грн. Для этой категории упрощенцев, как  самых маленьких, установлена ставка налога в размере 1–10% минимальной  зарплаты (МЗ, 10–100 грн). К II группе отнесены физлица, которые предоставляют услуги, в том числе бытовые, уже не только населению, но и другим упрощенцам, занимаются производством или продажей товаров, а также ресторанным бизнесом. Они могут нанять до 10 человек персонала, а их годовой доход не может превышать 1 млн грн. Ставка налога для таких предпринимателей — 2–20% МЗ (20–200 грн).

Также отменяется норма, согласно которой физлица-упрощенцы  должны платить 50% ставки единого налога (ЕН) за каждого нанятого сотрудника. Предприниматели смогут раз в  году уйти в отпуск и, соответственно, не платить налог за этот месяц. Также  налог не уплачивается в случае предоставления копии больничного на срок свыше 30 дней. Правда, это касается лишь тех, у кого нет наемных работников.

Предприниматели I и II групп имеют право уплатить налог авансом за весь налоговый  период (для первой группы — год, для второй — квартал). Но, как  показывает практика, эта норма в  итоге может стать добровольно-принудительной. «Кроме того, отпадает необходимость  в ежегодной перерегистрации  упрощенцев, так как Свидетельство  об уплате единого налога будет выдаваться бессрочно», — отмечает руководитель управления налогового законодательства АО «АФ «АКТИО» Валерий Белкин.

Стоит отметить, что для II группы вдвое повышен  потолок возможных доходов (ныне для физлиц-упрощенцев — 500 тыс. грн). Однако дьявол, как известно, прячется в деталях. Ограничения доходов для всех категорий определены в конкретных цифрах, а ставки налогов — в минимальных зарплатах. А это значит, что минимальная зарплата будет расти и, следовательно, увеличатся ставки налогов, а максимальный доход не будет даже индексироваться в соответствии с уровнем инфляции!

Еще одна неприятность: некоторым предпринимателям придется отдавать государству больше, чем  сегодня. Так, сейчас физлица платят ЕН в размере 86 грн и единый социальный взнос (ЕСВ) — 333,12 грн. А с нового года налог составит 100–200 грн плюс ЕСВ, который, возможно, тоже повысится. Кстати, предприниматели просили уменьшить ЕСВ хотя бы для первой категории упрощенцев. Но данная инициатива не нашла поддержки правительства.

Работать  с юрлицами можно, но не всем

Плательщики единого налога

III и IV группы  единщиков могут стать плательщиками НДС. III группа — физлица с десятью (и меньше) наемными сотрудниками. Доход таких предпринимателей не должен превышать 3 млн грн. IV группа — юрлица, трудоустроившие не более 50 человек. Доход этих фирм не выше 5 млн грн. Они облагаются налогом в 5% дохода в случае неуплаты НДС или 3% дохода, плюс НДС. С одной стороны, законодатель увеличил для таких бизнесменов максимальный оборот (сегодня для юрлиц эта цифра составляет 1 млн грн), но с другой — значительно ограничил возможность маневра при определении статуса — плательщик/неплательщик НДС.

Слава Богу, отменяется скандальный п. 139.1.12 НК, согласно которому СПД на общей системе налогообложения  запрещается относить на затраты  суммы, уплаченные упрощенцам за приобретение товаров и услуг.

«Данная норма  нарушала один из принципов налогового законодательства, а именно равенство  всех плательщиков», — говорит Валерий  Белкин. Но, во-первых, компаниям, работающим с упрощенцами, придется вместе с  налоговой декларацией подавать в ГНС еще и перечень доходов  и расходов «в разрезе контрагентов»  — плательщиков единого налога. При желании налоговики могут  использовать эту норму для дискриминации  малого бизнеса.

Во-вторых, поработать с юрлицами без регистрации плательщиком НДС смогут далеко не все. Ведь согласно п. 181.1. НК, при достижении оборота по таким операциям в 300 тыс. грн упрощенцы, в том числе физлица, обязаны регистрироваться плательщиками НДС. И даже если физлицо отнесено к II группе (годовой доход — до 1 млн грн) и работает лишь с юрлицами, ему придется либо ограничить доход до 300 тыс. грн в год, либо же переходить в III группу и, следовательно, платить ЕН в процентах от дохода и НДС.

Сегодня упрощенцам крайне сложно получить свидетельство  плательщиков НДС, даже невзирая на п. 181.1. НК. Будет ли снята эта проблема — зависит, видимо, не столько от норм НК, сколько от мировоззрения  районных инспекторов.

Не обошлось и без казусов. Валерий Белкин подчеркивает, что упрощенцы, поставляющие товары или оказывающие услуги плательщикам НДС в течение года на сумму  более 300 тыс. грн, обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС. «А если вид деятельности — поставка периодических изданий — освобождается от уплаты НДС (ст. 197 п. 197.1.25 НК), тогда зачем регистрация плательщиком НДС?» — удивляется специалист. На этот вопрос тоже пока нет ответа.

Заместитель главы  предпринимательского комитета ВР Ксения Ляпина считает, что подобные ограничения создадут проблемы предпринимателям, которые работают как с населением, так и с юрлицами. По мнению депутата, собственникам такого бизнеса придется регистрировать два свидетельства упрощенца: одно по второй группе, чтобы работать с населением, а другое — по третьей, чтобы работать с компаниями.

Налог на «лишнее»

Законодатели  в очередной раз сузили сферу  применения единого налога. Упрощенной системой не смогут воспользоваться  представители игорного бизнеса, владельцы  пунктов обмена валют, торговцы алкоголем, сигаретами и другими подакцизными товарами, а также ювелиры и  антиквары.

Информация о работе Упрощенное налогообложение