Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Двадцатый век оставил в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности

Содержание

Введение……………………………………………………………….………...3
Глава 1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………………………….........….5
1.1. Механизм защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………………..……………..………....5
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………….….….10
Глава 2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан………………….…….…………………14
2.1. Правовое положение и направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………..14
2.2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….………...3

Глава 1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………………………….........….5

1.1. Механизм защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………………..……………..………....5

1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………….….….10

Глава 2. Деятельность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  по защите прав граждан………………….…….…………………14

2.1. Правовое положение и направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………..14

2.2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан……………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………..27

Список использованной литературы………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Двадцатый век оставил  в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности. Данное положение нашло свое отражение в статье 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей на государство обязанность их защищать.

Опыт показывает, что недостаточно лишь нормативного закрепления постулата  об обязанности государства защищать права и свободы человека, как  высшую ценность, важно создать условия, способствующие претворению его в жизнь. Для эффективной защиты прав и свобод человека необходима устойчивая внутригосударственная система, включающая в себя множество инструментов, механизмов защиты прав личности. Одним из составляющих внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, и является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть механизм  защиты прав человека и гражданина  в Российской Федерации;

2) проследить процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

3) изучить такие важные компоненты, как требования к кандидатуре Федерального Уполномоченного по правам человека, процедуре его избрания и выдвижения, гарантии деятельности,

4) рассмотреть направления деятельности механизма защиты прав и свобод человека Уполномоченным.

В соответствии с указанной выше целью были определены объект и предмет работы.

Объектом работы выступают  общественные отношения, а именно организационные, связанные с деятельностью Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

Предметом данной работы являются направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление института Уполномоченного по правам

человека в Российской Федерации.

1.1. Механизм защиты прав  человека и гражданина 

в Российской Федерации.

 

Общечеловеческие стандарты  прав и свобод личности все более  приобретают силу норм международного права, выходят за пределы внутренней компетенции государств. Одновременно с процессом кодификации прав человека на международном и национальном уровнях, происходит совершенствование институтов их осуществления и защиты.

Сегодня рано говорить о  состоявшейся трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Современное социально-экономическое положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития1

Актуальной задачей является обеспечение единых стандартов прав человека на всей территории РФ с учетом социально-политических и экономических особенностей ее регионов, многообразия исторических, национальных, религиозных и культурных традиций.

Этому призвано способствовать совершенствование законодательства, в связи с чем целесообразно провести ревизию действующих федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ, с точки зрения их соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Существенным условием обеспечения  прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании2

Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система, вопросам реформирования которой уделяется особое внимание и высказывается ряд предложений, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия в РФ.

В настоящее время судебная реформа осуществляется крайне медленно. Отмечается незнание людьми функций суда как защитника их прав и свобод. В суды граждане обращаются редко, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины.

Не удалось перейти  к рассмотрению дел в составе  трех профессиональных судей по преступлениям, за которые уголовным законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Предоставление альтернативы рассмотрения дел судом из трех профессиональных судей либо с участием присяжных заседателей способствовало бы расширению доступа граждан к справедливому правосудию.

Задерживается введение института  мировых судей, с которым связаны  надежды на сокращение сроков рассмотрения дел, снижение нагрузки на судей, рассматривающих  сложные дела.

В связи с этим вышестоящие  суды взяли на особый контроль рассмотрение дел, где подсудимые длительное время находятся под стражей. Причины длительного нахождения дел в производстве судов проанализированы. В конце 1999 года по вопросу соблюдения сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел проведен Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

Наблюдается значительное увеличение количества жалоб, связанных с неисполнением судебных решений и неудовлетворительной работой судебных приставов, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба, розыска и реализации имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Не соблюдаются предусмотренные законом сроки совершения исполнительных действий.

Подразделения службы судебных приставов до настоящего времени  полностью не сформированы. К концу 1999 года численность судебных приставов  должна была составить 11148 человек. Практика показывает, что ежегодное увеличение числа исполнительных документов составляет 20-25 процентов. Сегодня судебный пристав  может тратить на исполнительное производство в среднем не более 40 минут, в то время как в соответствии с действующими нормативами на реальное завершение одного исполнительного производства требуется 31 час рабочего времени, а значит, только приставов-исполнителей в ближайшее время потребуется не менее 214 тыс. человек3

Без принятия срочных мер, направленных на то, чтобы довести  численность службы судебных приставов до допустимого минимума, социальная напряженность, обусловленная неисполнением решений судов, может еще более возрасти.

Имеют место случаи, когда  судебные приставы в нарушение закона уклоняются от принятия мер по исполнению судебных решений, проявляют некомпетентность. В подавляющем большинстве не исполняются решения судов о  возврате гражданам денежных вкладов, размещенных в коммерческих банках и других кредитных организациях.

В настоящее время назрела  необходимость в проведении комплекса  мер, направленных на повышение престижа судов, эффективности правосудия, а также совершенствование работы по оказанию юридической помощи населению, деятельности института адвокатуры.

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению данной проблемы. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.

В Российской Федерации система  несудебных государственных учреждений, призванных защищать права человека, состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Федерации; неправительственные правозащитные организации.

Одна из наиболее сложных  задач современной политической реформы в России заключается  в необходимости изменения взаимоотношений  власти и человека. В этих условиях важно развитие новых демократических  институтов контроля за деятельностью должностных лиц, основанных именно на защите прав человека. Таким институтом, показавшим свою высокую эффективность во многих странах, стал институт омбудсмана, в России – Уполномоченного по правам человека4

Деятельность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Становление института Уполномоченного

по правам человека в Российской Федерации.

 

Институт омбудсмена в  современных правовых системах стран  мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и  укрепления законности в работе государственных  органов. Причины этого в следующем. Возросшая управленческая экспансия  государства на все сферы человеческой деятельности ставит человека в зависимое положение  от государства и приводит к пониманию в необходимости сдерживающего фактора. Им становится омбудсмен, который является ограничителем всевластия государства, связующим звеном между гражданским обществом и государственными органами, способствующим строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц. По мнению австрийского омбудсмена, профессора, доктора права В. Пикуля, создание и деятельность института омбудсмена открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми5

Понятие «омбудсмен» впервые появилось в Швеции в 1809 г. и понималось как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации. С тех пор этот институт получил распространение более чем в 100 странах.

В Российской Федерации институт омбудсмена трансформировался в  институт Уполномоченного по правам человека. Идея учреждения института уполномоченного в российском нормотворчестве впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года6.  В соответствии со статьей 40 этой Декларации предполагалось создание должности Парламентского Уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР»7. Далее постановлением о введении в действие Декларации на соответствующие комитеты Верховного совета была возложена обязанность подготовить проект соответствующего закона, который определил бы компетенцию Парламентского уполномоченного, но тогда закон так и не был принят.

Дальнейшее свое закрепление  институт Уполномоченного по правам человека получил в Конституции  Российской Федерации 1993 года8,  которая провозгласила высшей ценностью государства человека, его права и свободы, а обязанностью государства в соответствии со статьей 2 Конституции провозглашается «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина»9. Что касается формирования института уполномоченного, то пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом10.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека