Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:08, доклад

Описание работы

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

Содержание

1. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
3. Доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

градж правао ( уполномоченный по правам чел-ка в рф ).docx

— 24.64 Кб (Скачать)

        Псковский юридический  институт ФСИН России

                                      Кафедра гражданского права и  процесса  
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад по дисциплине: «Гражданское право»

На тему :Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  » 
 

Выполнил : курсант 23 учебного взвода

Рядовой внутренней службы

Ракицкий  М.В. 
 
 

Проверил :Старший  преподаватель 

кафедры гражданского права и процесса

подполковник  внутренней службы

Иванова С.В. 
 
 
 
 

2011 
 
 
 

     Содержание  :

     1. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

     2. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

     3.    Доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

     До  Первой мировой войны институт уполномоченного  представлял собой некую скандинавскую  экзотику. А вот после Второй мировой  войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты  важные международные правовые документы  в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека,

     Сегодня более чем в ста странах  мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной  Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких  структур в большинстве случаев  обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной  власти и населения, способствует строительству  демократического правового государства, развитию правосознания граждан  и должностных лиц.

     В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое  выражение в Декларации прав и  свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

     Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к  ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным  конституционным законом.

     До  принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила  Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Работа  над Федеральным конституционным  законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой  во втором чтении с поправкой, предусматривающей  включение кандидатур в список для  тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное  требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного  создавать представительства в  субъектах Российской Федерации  было заменено на право субъектов  самим учреждать аналогичную  должность, финансируемую из средств  бюджета субъекта Российской Федерации.

     После процедур согласования Федеральный  конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной  Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом  Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

     Первый  раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная Дума провела  тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство  голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном  рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной  Думы в третий раз заслушали соискателей  на должность Уполномоченного. Большинство  в две трети голосов получил  только один кандидат - депутат Государственной  Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

     Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена  в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. 
 
 

2.Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
 
 

  3.Доклалы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

  Согласно  п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании  календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации  и Государственную Думу, Правительство  России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств  и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные органы 5 ежегодных и 8 специальных докладов, посвященных тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

  В специальных докладах обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения  прав граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предложен комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для  искоренения этих негативных явлений.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации может  учреждаться должность Уполномоченного  по правам человека в субъекте Российской Федерации.

     Учреждение  института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение  по этому вопросу. В настоящее  время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в  Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях и др. В 23 субъектах  Российской Федерации учреждена  должность Уполномоченного по правам ребенка.

     Институт  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и  действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

     13 февраля 2004 года в связи с  истечением срока деятельности  на должности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации О.О. Миронова Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  федерации назначила на эту  должность Владимира Петровича Лукина

Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом  России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции  России и поклялся защищать права  человека и гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством.

     17 февраля 2004 года Председатель  Государственной Думы ФС РФ  Борис Грызлов официально представил  Владимира Лукина сотрудникам  аппарата Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации.

     Борис Грызлов подчеркнул, что кандидатура  В.П. Лукина на эту должность была поддержана депутатами Государственной  Думы потому, что "он является высоко профессиональным дипломатом, авторитетным парламентарием, - сказал Грызлов, - его  многолетняя деятельность показала, что Владимир Петрович глубоко воспринимает проблемы других людей, он много сделал для становления демократии в  нашей стране, отстаивая либеральные  ценности. После назначения на эту  должность у него открывается  возможность полностью посвятить  себя этим гуманным целям".

Владимир  Лукин, обращаясь к сотрудникам  аппарата, прежде всего, отметил заслуги  своих предшественников, первых омбудсменов  России - Сергея Ковалева и Олега  Миронова, которые многое сделали  для становления института Уполномоченного. Подчеркнув независимость института Уполномоченного, он выразил надежду, что поддержка Президента страны и Государственной Думы РФ будет способствовать координации работы органов государственной власти и федерального Уполномоченного по защите прав и свобод граждан России. "Базой для этой работы является Конституция Российской Федерации и наша задача - приблизить ее к реальной жизни", - сказал Владимир Лукин.

     18 февраля 2009 года  Постановлением Государственной  Думы ФС РФ за  № 1729-5 ГД Лукин Владимир Петрович назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок. Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым. 

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации