Транспортные договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть сущность транспортных договоров, дать полную характеристику транспортных договоров и рассмотреть их основные виды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….............3
1. Характеристика транспортных договоров…………………………..4
1.1. Понятие транспортных договоров, их классификация……………………………………………………………………4
1.2. Основные виды транспортных договоров………………………….8
2. Договор транспортной экспедиции…………………………………17
2.1. Предмет договора транспортной экспедиции…………………….17
2.2. Ответственность сторон……………………………………………21
2.3. Права и обязанности сторон транспортной экспедиции………................................................................................................25
3. Обзор судебной практики по договорам транспортной экспедиции………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………..33
Приложение……………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

      Содержание

        Введение………………………………………………………………….............3

       1.  Характеристика транспортных  договоров…………………………..4

       1.1. Понятие транспортных договоров,  их классификация……………………………………………………………………4

       1.2. Основные виды транспортных  договоров………………………….8

       2. Договор транспортной экспедиции…………………………………17

       2.1. Предмет договора транспортной  экспедиции…………………….17

       2.2. Ответственность сторон……………………………………………21

       2.3. Права и обязанности сторон  транспортной экспедиции………................................................................................................25

      3. Обзор судебной практики по  договорам транспортной экспедиции………………………………………………………………………26

        Заключение………………………………………………………………32

        Список использованной литературы…………………………………..33

     Приложение……………………………………………………………...34 
    Введение

      Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния  экономики страны. Однако сам транспорт  часто стимулирует повышение  уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

      Транспортные  договора - одни из важнейших хозяйственных  договоров, благодаря которым осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

      Как раньше, так и сейчас транспорт  образует самостоятельную сферу  экономической деятельности, живущую  по особым правилам. Роль транспорта заключается  в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей. Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что  регулирование отношений, связанных  с перемещением грузов за последние  годы существенно изменилось, что  обусловлено переходом централизованно  регулируемой экономики к рыночной.

      Цель  работы раскрыть сущность транспортных договоров, дать полную характеристику транспортных договоров и рассмотреть их основные виды.

      Предметом курсовой работы являются виды транспортных договоров.

      В практической части рассмотрена судебная практика по договорам транспортной экспедиции.

 

       1. Характеристика  транспортных договоров.

      1.1. Понятие транспортных договоров, их классификация.

      Транспортный  договор можно определить как  договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать  услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

      Обычно  грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника  транспортного процесса - грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

      Таким образом, договор перевозки груза  можно определить как договор, в  соответствии с которым одна сторона - перевозчик - обязуется доставить  вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза - обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

      Из  приведенного определения можно  сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

      Вместе  с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для

      признания договора перевозки грузов публичным  договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

      Коммерческая  организация не вправе оказывать  предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актов допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК РФ).

      Все транспортные перевозки регулируются транспортным законодательством. В  настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного  законодательства, которые были приняты  ранее последней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов. Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов (постановлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались постановлениями Правительств СССР и РСФСР.

      К их числу относятся: 1) Устав внутреннего  водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 г. ( УВВТ); 2) Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный 6 апреля 1964 г. ( УЖД); 3) Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный 17 сентября 1968 г. ( КТМ); 4) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный 8 января 1969 г. (УАТ); 5) Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный 11 мая 1983 г. На смену последнему пришел Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК), принятый Государственной Думой 19 февраля 1997 г. и введенный в действие с 1 апреля 1997 г.

      Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

      Местными  называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и  т.д.).

      Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует  несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

      Прямой  смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

      На  морском транспорте различают перевозки  в малом каботаже, в большом  каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

      Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые  особые правила для международных  перевозок (гл. XI ВК).

      Международные полеты воздушных судов выполняются  на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

      На  автомобильном транспорте перевозки  подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные (ст. 4 УАТ и ГЭТ).

      К городским перевозкам относятся  перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км; к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

       1.2. Основные виды транспортных договоров.

      В зависимости от того, каким транспортом  перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

      Железнодорожная перевозка.

      Будучи  естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий. Управление ими осуществляется исполнительными федеральными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов. Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

      Договор оформляется накладной, которая  является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора, б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 УЖД).

      Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательственное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением.

      Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Дополнительные работы и услуги, железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязанности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном УЖД, а отправление груза до внесения платежей может быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств до момента внесения отправителем платежей за предыдущую перевозку. За сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.

Информация о работе Транспортные договора