Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:10, лекция

Описание работы

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 56.12 Кб (Скачать)

Внутренние функции  домонополистического периода развития: 

- Охрана частной  собственности на средства производства.  

- Подавление сопротивления  неимущих слоев общества.  

- Управление делами  общества.  

В настоящее время  индустриально развитые государства  располагают более широким спектром основных функций, нежели государства  раннего капитализма: 

- Охрана частной  собственности.  

- Управление делами  общества.  

- Экономическое планирование.  

- Экономическое и  социальное прогнозирование.  

- Социальное обеспечение.  

- Охрана окружающей  Среды и др.  

Внешние функции  буржуазного государства также  различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного государства  домонополистического этапа свойственны  функции: 

- Развязывание войн  с целью захвата территорий  и расширения политического и  экономического влияния.  

- Подавление национально-освободительного  движения.  

- Оборона от нападения  извне.  

- Осуществление дипломатических  и торговых отношений с другими  странами.  

Из этих функций  в наше время ушли в прошлое: 

- Развязывание войн.  

- Подавление национально-освободительных  движений.  

К оставшимся внешнеполитическим функциям капиталистического государства  в наше время прибавились следующие: 

- Борьба с международным  терроризмом.  

- Ликвидация вооруженных  конфликтов международного характера.  

- Ликвидация экологических  катастроф международного характера.  

- Ликвидация последствий  стихийных бедствий и т. д. 

7. Понятие механизма  государства 

Реализация задач  и функций государства невозможна без государственного механизма, который  иногда называется также государственным  аппаратом. Для этого в процессе в процессе деятельности государства  создаются государственные органы, которые находятся в строгом  подчинении и наделены полномочиями, соответствующими их назначению. Система  государственных органов, их материальная база, с помощью которых реализуются  задачи и функции государства, и  составляют государственный механизм.  

Государственный механизм, или аппарат, является выражением государственной  власти, т. к. государственные органы - составные элементы этого механизма, они наделены властными полномочиями, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.  
 

Государственные органы в демократическом государстве  принято объединять в определенные группы. Принадлежность государственного органа к той или иной группе государственных  органов определяется в зависимости  от характера их полномочий. Поэтому  государственные органы принято  классифицировать на: 

представительные  органы государственной власти; 

исполнительные органы государственной власти; 

судебные органы; 

органы прокуратуры; 

дипломатические органы; 

армию; 

полицию; 

разведку.  

Олицетворением государственной  власти являются высшие органы государства. К ним следует отнести главу  государства (монарха или президента), высшие представительные учреждения. Исполнительные органы являются производными органами и формируются непосредственно  парламентом и главой государства. Все остальные государственные  органы, как то судебные, органы прокурорского  надзора, дипломатические органы и  другие, формируются также при  непосредственном участие главы государства и парламента.  

Парламентские учреждения, по своему правовому статусу, занимают главенствующие положение в государственном  механизме, т. к. только парламент принимает  государственные решения, облекаемые в форму закона, и исполнительные органы обязаны руководствоваться положениями этих законов. Однако в жизни главенствующее положение все больше переходит к органам исполнительной власти. Это наблюдается в большинстве современных государств.  

Органы исполнительной власти занимают ведущее место в  государственном механизме. Особенно это проявляется в государствах с парламентарной формой правления  и в президентских республиках. В современных демократических  государствах само название “исполнительная власть” вовсе не означает, что высший исполнительный орган государственной власти исполняет решения, принятые высшим представительным органом. В современных государствах правительство не только определяет политику государства, но и в значительной степени направляет деятельность парламента.  

Особое место в  государственном механизме современных  демократических государств занимают судебные органы. В конституциях этих государств закреплено, что судьи  независимы и подчиняются только закону. Они играют важную роль в  защите прав человека и часто не только применяют право, но и сами создают правовые нормы в виде судебного прецедента. Органы правосудия защищают как прав человека от посягательств со стороны кого бы то ни было, так и конституционный строй государства.  

Система органов  прокуратуру призвана осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов органами государства, предприятиями и учреждениями, общественными  организациями и должностными лицами, а также гражданами.  

Большое значение для  безопасности государства имеют  такие органы, как органы управления вооруженными силами - министерство обороны, министерство внутренних дел, органы государственной  безопасности, органы разведки.  

Эти государственные  органы, выполняя каждый свои функции, обеспечивают защиту государства от нападения извне, безопасность государства  внутри страны, дипломатическое представительство  в иностранных государствах и  международных организациях.

8. Понятие формы  правления 

Форма современных  государств различается разнообразием. Форма правления - это организация  верховной государственной власти. Она влияет на структуру высших государственных  органов и принципы их взаимодействия.  

В государственном  праве принято различать две  основные формы правления: монархию и республику. Для монархии характерно то, что власть главы государства  передается по наследству, и она  считается независимой от какой-либо другой власти, государственного органа или избирателей. Для республики характерным является то, что глава  государства - президент - является выборным и сменным, а власть считается  производной от представительного  органа или избирателей. В настоящее  время разница в степени демократичности  между монархией и республикой  является относительной. В индустриально  развитых государствах разница между  монархией и республикой заключается  в структуре государственных  органов и взаимоотношениях.  

Монархическая форма  правления имеет сейчас место  в ряде государств мира, большинство  из которых индустриально развиты. Архаичный институт монарха сохранился как традиционный институт и как  резервный институт защиты существующего  строя.  

В истории человечества имели место несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта - всевластие монарха  и отсутствие конституции. Эта форма  правления встречалась в государствах феодального типа и в современных  развитых государствах практически  не встречается.  

Для конституционной  монархии характерно ограничение полномочий главы государства и наличие  конституции. Конституционная монархия, в зависимости от степени ограничения  полномочий монарха, делится на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены, но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается. Наиболее сейчас распространенной формой монархического государства является парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области законодательства практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области исполнительной власти.  

Республиканская форма  правления - самая распространенная в современных государствах. По сравнению  с монархической формой правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики.  

В президентской  республике президент обладает значительными  полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра тут отсутствует, и правительство формируется  внепарламентским путем. Правительство  не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Характерная черта президентской республики - жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.  

В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно  ответственно перед ним. Глава государства  выполняет главным образом представительские  функции, хотя по конституции его  полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место  в государственном механизме  и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства.  

В мире существуют и  такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция. При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Примеры: Россия, Финляндия, Португалия.  

Нельзя также обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава государства имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд государств в Латинской Амереке.

9. Понятие формы  государственного устройства 

Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное  устройство государства, в том числе  политико-правовой статус его составных  частей и взаимоотношения центра и государственных органов в  регионах государства.  

Принято различать  две основные формы государственного устройства: унитарное государственное  устройство и федеративное государственное  устройство.  

Унитарное государство - это единое государство, которое  подразделяется на административно-территориальные  единицы, не имеющие политической самостоятельности.  

Федеративное государство  состоит из нескольких государственных  образований, обладающих собственной  компетенцией в области осуществления  государственной власти и в области  государственного управления.  

К признакам унитарного государства относятся: 

1. единая конституция  и единая правовая система; 

2. единая система  высших органов государственной  власти и управления; 

3. единое гражданство; 

4. единая судебная  система и осуществление правосудия  на базе единых норм права; 

5. деление территории  на административно-территориальные  единицы, не обладающие политической  самостоятельностью; 

подчинение местных  органов государственной власти центральным органам государственной  власти.  

Федеративная форма  государственного устройства имеет  меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, такие государства, как США, Канада, Швейцария, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т. д. Для большинства федеративных государств мира характерно то, что федерацию составляют государственные образования, как то штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями.  

Информация о работе Сущность государства