Сущность государства и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:36, реферат

Описание работы

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).
Целью моей работы является рассмотрение государства как политического института.

Содержание

Введение
1. Государство: понятие, признаки, функции
2. Монархия и ее формы. Республика и ее формы
2.1 Монархия и ее формы
2.2 Республика и ее формы
3. Унитарное государство, федерация, конфедерация
3.1 Государственное устройство и его виды
3.2 Унитарное государственное устройство
3.3 Федеративное государственное устройство
3.4 Конфедеративное государственное устройство
4. Правовое государство. Государство и гражданское общество
4.1 Понятие, сущность и основные черты правового государства
4.2 Гражданское общество: содержание, структура, основные характеристики и признаки
4.3 Соотношение гражданского общества и государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат государство.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством. Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании важной идеи о полном отождествлении государства в общества. Такое представление исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути, отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и политическая практика невольно возвращались к идеалистической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе по отношению к гражданскому обществу.

     Безоговорочное  отождествление государства с обществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утверждения нового общественного строя. А затем сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно-бюрократической системы. Теперь и предстоит осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям политической теории марксизма.

     Закрывает путь для адекватного понимания  проблемы соотношения гражданского общества в государстве нарождающийся новый демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе метафизического противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет правового нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму - это и многое другое подтверждает сказанное.

     Мировой опыт свидетельствует, что становление  и развитие гражданского общества и реформирование политической системы, как и обратное, - их стагнация, - всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении - не исключение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из нэпа. Вводились впервые в мире многие демократические формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий контроль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоохранение и т.д. Формировался принципиально новый тип политической системы, в основе которой должны были быть Советы как органы народовластия. К сожалению, к концу 20-х гг. прошлого столетия эти процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса наступила длительная стагнация и гражданского общества и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обозначено понятием социально-политическое единство общества, исключающим какие-то бы ни было противоречия как источник жизненности и развития.

     Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого единства и замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и институтов - в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, становление правового государства - необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

 

      Заключение  

     Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

     Мы  живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

     В России, по-моему, нельзя сказать о  том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.

     Сейчас  на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых независимых государствах государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

     Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

     На  смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной политологии по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать свои цели, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

     Таким образом, правовое государство может  существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

     Правовое  государство и гражданское общество складываются коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как правового. Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство находится на этапе становления, точно также, как на том же этапе находится и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т.д.).

     Пожалуй, будущее российской государственности  и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства. Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.

     Именно  человек в концепции государства  правового и социального становится целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

 

           Список  использованной литературы 

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ);
    2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1996. – 264 с.;
    3. Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II. - СПб., 1908;
    4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. – 278 с.;
    5. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций. - М., Изд-во «Проспект», 1997. – 220 с.;
    6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Норма, 1990. – 144 с.;
    7. Гоббс Томас. Сочинения. - М., 1989;
    8. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государств. - М., 1993;
    9. Деев Н.Н. Государство и право. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 1996. – 320 с.;
    10. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. – 576 с.;
    11. Зеркин Д.П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.;
    12. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. - 1991. - № 11. - С. 135;
    13. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2002. – 546 с.;
    14. Ключевский. В.О. Курс русской истории. - М., 1921;
    15. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12, Полит. науки. - 1998. - № 4. - С. 85-97;
    16. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1994. – 415 с.;
    17. Марченко. М.Н. Теория государства и права. - М.: Зеркало ТЕИС, 1996. – 390 с.;
    18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. - 541 с.;
    19. Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989;
    20. Обществознание для абитуриентов / под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. – (Домашний репетитор). – 380 с.;
    21. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 484 с.;
    22. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - СПб., 1971. - 268 с.;
    23. Рогов В.А История государства и права Росси IX - начала XX веков. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. – 604 с.;
    24. Синчук Ю.В., Слоботчиков О.Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Социально-экономический институт, Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2005. – 614 с.;
    25. Соколов А.Н. Теория государства и права. - Калининград, 2002. – 320 с.;
    26. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. - 1996. - № 6. - С. 29-38;
    27. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 1996. – 460 с.;
    28. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. – 420 с.;
    29. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М: Проспект, 2002. – 472 с.;
    30. Хатченков А.В., Хатченков Ю.А., Андронова Е.В. Политология: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2005. – 480 с.;
    31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», 2002. – 377 с.;
    32. Цыганов В.И. Проблемы теории государства и права: методические рекомендации, планы лекционных и семинарских занятий, задания для дипломных работ (для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего образования). - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 505 с.;
    33. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993;
    34. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. – М.: Гардарика, 1996. - 465 с.;
    35. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник для ВУЗов. – М.: Юрист, 1999. – 399 с.;
    36. Чистяков О.И. История отечественного государства и нрава. - М.: Издательство «БЕК», 1999. – 578 с.;
    37. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: Приор, 2001. – 312 с.

Информация о работе Сущность государства и его структура