Способы защиты прав несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанной цели необходимо:
изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;
определить основные способы защиты правнесовершенолетнего;
Выявить проблемы и несоответствие в правовом регулирование защиты прав ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Несовершеннолетние как субъект гражданских правоотношений
Международное и российское правовое регулирование положения детей
Права ребенка в свете семейного законодательства
Личные неимущественные права ребенка
Имущественные права ребенка
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних детей.
2.1. Способы защиты прав несовершеннолетних детей
2.2. Проблемы правового регулирования защиты прав ребенка
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

       Государства-члены  Содружества Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам  и лицам других государств СНГ, проживающим  на их территориях,  такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по  гражданским, семейным и уголовным делам  приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"9.

       Минская конвенция  в отношении  правового  положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:

    • правоотношении родителей и детей;
    • порядок принятия мер по опеке и попечительству;
    • порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д. 

       Таковы, в самых общих чертах, положения  международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

      Вместе  с тем в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для несовершеннолетних детей, Конвенция "О правах ребенка" занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение10.

      Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в  Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая  характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

       Основы  правового статуса личности в  целом и ребенка в частности  в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации"  других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

       В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

       Гражданский кодекс11 Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу –несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел  новеллу – эмансипация. Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

       Семейный  Кодекс Российской Федерации12 (СК РФ), вступивший в силу  с 1 марта 1996 года в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например, по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.  Подтверждением этому является содержание  гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей".   Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" и, что особенно важно – право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

         Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"   устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка13.

       Государство признает детство важным этапом жизни  человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

      Помимо  вышеперечисленных, ряд  норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих  других  законодательных актах  РФ.

      Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные образовательные учреждения.

 

     1.2. Права ребенка в свете семейного законодательства. 

      В современной России дети, семья и  семейные отношения подвергаются серьезным  испытаниям. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений и т.п. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не обрела самоценности и самодостаточности, в то время как государство, способствуя своей политикой разрушению семьи, ее деградации, продолжает рассматривать семью как объект управления, принуждения, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные правовые и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, семья не станет действительно ответственной перед обществом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство в отношениях с семьей осознает себя равноправным партнером14.

      Забота  государства об укреплении семьи, о детях возведена в конституционный принцип (ст. 38 Конституции).

      Государство должно осуществлять целую систему мероприятий, направленных на охрану прав и интересов несовершеннолетних. С момента зачатия ребенка государство должно заботиться о его сохранении, а потом о его здоровье и нормальном развитии, оказывать большую помощь семье в воспитании детей.

      Законодательную основу реализации данного конституционного принципа в большей степени составляют нормы семейного права, что обусловливается спецификой предмета правового регулирования.

      В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

      Таким образом, семейное законодательство включает не только Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ), которые регулируют, прежде всего, семейные отношения. К предмету регулирования последних, в частности, можно отнести: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии ребенку (п. 3 ст. 58); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

      В законодательстве ряда субъектов РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства.

      Семейный  кодекс РФ закрепляет лишь права ребенка. Что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности. Это объясняется неспособностью ребенка в силу недостижения совершеннолетия нести правовую ответственность за их неисполнение. Однако законодательство некоторых государств предусматривает обязанности несовершеннолетних детей в семье. Так, наиболее распространенными являются обязанности по уважению своих родителей, следованию их советам (Закон о браке, семье и опеке Венгрии, Кодекс о семье Болгарии и др.)15

      Особенно  хочется подчеркнуть, что в некоторых  субъектах РФ в специальных законах о правах ребенка нашли отражение некоторые обязанности несовершеннолетнего в семье. Так, в ст. 21 и 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О правах ребенка" предусматриваются следующие обязанности: управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями и др.

      Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством, носят срочный характер, поскольку их обладателем является только несовершеннолетний (это вытекает из названия гл. 11 СК РФ "Права несовершеннолетних детей").

      В качестве самостоятельных можно выделить личные неимущественные и имущественные права в семье.

      1.2.1. Личные неимущественные права ребенка:

    • Жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

      Поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития, данное право является одним из важнейших прав ребенка, предусмотренных Кодексом. В связи с этим в качестве основного принципа семейного законодательства (ст. 1) выступает защита права ребенка на семейное воспитание. При этом имеется в виду, прежде всего, собственная семья, которую образуют родители. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права жить и воспитываться в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: усыновление, приемная семья, передача в семью опекуна (попечителя).

      Как правовой институт право жить и воспитываться в семье состоит из нескольких правомочий ребенка:

      1) право знать своих родителей, насколько это возможно.

      2) право на заботу со стороны родителей.

      3) право на совместное проживание со своими родителями.

    • Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)

      В соответствии со ст. 55 на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияют: расторжение брака родителей, признание брака родителей недействительным, раздельное проживание родителей, проживание родителей в разных государствах, а также так называемые экстремальные ситуации (задержание несовершеннолетнего, его арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.).

      Не  имеются какие-либо ограничения, касающиеся форм общения, не влияет и степень родства с ребенком при обеспечении его права на общение.

      Однако  следует отметить, что общение  должно быть ограничено либо запрещено  в случаях, когда оно таит в себе угрозу воспитанию ребенка, нарушает его интересы.

    • Право ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ), в том числе право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства, затрагивающего его интересы

      Закрепление этого права еще раз подчеркивает, что к ребенку необходимо относиться как к личности, с которой следует считаться, особенно в случаях разрешения тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка).

      Данное право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Так, мнение несовершеннолетнего учитывается:

      при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);

      при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65);

      при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65);

      при рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67);

      при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68);

Информация о работе Способы защиты прав несовершеннолетних