Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционному праву РФ".

Работа содержит 1 файл

На экзамен по КПР.docx

— 121.03 Кб (Скачать)

В случае, если признание нормативного акта неконституционным, создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется  Конституция РФ.

47. Основы организации  государственной  власти в субъектах  РФ.

Правовая  основа образования и деят-ти Органов  гос. власти S-в РФ: Конституция РФ, ФЗ-ы, указ Президента 9 октября 93 г. "О  реформе представительных органов  власти и органов местного самоуправления в РФ", уставы и законы S-в РФ. Согласно К. - гос. власть в S РФ осущ. образуемыми  ими органами гос. власти, но в соответствии с основами конст. строя РФ.

Республики  РФ в соотв. со своими Конституциями  и законами вправе самостоятельно определять систему своих органов гос. власти, их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру  и т.д.

Законодат. органы власти краев, областей… - Дума, Собрания …, ~ избираются на 2 года. Состав: не более 50 депутатов (представителей).

Компетенция законодат. власти S:

- сфере  законодательства и конституц.  строит-ва (принимает и изменяет  Устав S и др. законодат. акты S, устанавливает административно  - территориальное деление, утверждает  структуру органов исп. власти (по представлению главы администрации))

- эк. и  соц.-культурного строит-ва (утверждает  бюджет, принимает решения о введении  и отмене налогов, сборов, утверждает  программы соц., эк. и культурного  развития и осущ. контроль за  его исполнением)

- в области  внешних сношений (осущ. м/н связи,  ратифицирует и денонсирует м/н   договора).

Органы  исп. власти краев, областей… - администрация (правительство) S-а. Глава администрации - высшее должностное лицо S-а, руководящее органами исп. власти этого S.

Компетенция администрации S:

- разрабатывает  бюджет и обеспечивает его  исполнение

- распоряжается  и управляет имуществом

- принимает  (в пределах компетенции) акты, постановления распоряжения.

- разрабатывает  программы соц., эк. и культурного  развития.

Правовая  основа образования и деят-ти Органов гос. власти S-в РФ: Конституция РФ, ФЗ-ы, Конституция и законы S-в РФ. Согласно К. - гос. власть в S РФ осущ. образуемыми ими органами гос. власти, но в соответствии с основами конст. строя РФ.

Республики  РФ в соотв. со своими Конституциями  и законами вправе самостоятельно определять систему своих органов гос. власти, их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру  и т.д.

Законодат. органы республик - парламент (законодат. собрание или верховный совет или …). Парламент избирается на 4-5 лет и обладает в рамках своих полномочий след. компетенцией:

Компетенция:

- сфере  законодательства и конституц.  строит-ва (принимает и изменяет  Конституцию S законы S, назначает  Верховный, Высш, Конст. суды республики…)

- эк. и  соц.-культурного строит-ва (определяет  внутр. политику, принимает бюджет  республики и осущ. контроль за  его исполнением)

- в области  внешних сношений (определяет м/н  связи республики, ратифицирует  и денонсирует м/н  договора)

Органы  исп. власти республик - правительство, министерства, гос. коммитеты и пр. ~ возглавляются либо Президентом Р. либо Правительством Р.

- принимает  (в пределах компетенции) акты, постановления распоряжения.

- разрабатывает  программы соц., эк. и культурного  развития.

48. Институт Уполномоченного  по правам человека  в РФ.

      Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в статье 103 Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Также правовой статус Уполномоченного закреплен Федеральным конституционным законом от 25.12.1996г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с его положениями Уполномоченный – назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Уполномоченный обладает особым правовым статусом, который складывается из прав, обязанностей, а также гарантий его деятельности.

     Обязанности закреплены в ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и заключаются главным образом  в рассмотрении жалоб граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти  решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми  по его жалобе.

     Для выполнения своих обязанностей Уполномоченный наделен достаточно большим спектром прав: 1. Он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2. Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3. Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих; 4. Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5. Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некоторые другие.

     В качестве гарантий его деятельности выступает неприкосновенность: Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Государственной Думы. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

     Структура правового статуса Уполномоченного  по правам человека предполагает возможность  применения в отношении Уполномоченного  определенных мер юридической ответственности, а также наличие ряда ограничений. Так, Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального  законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или  иного объединения, преследующего  политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его  полномочия прекращаются, и Дума назначает  нового Уполномоченного.

     Уполномоченный  досрочно освобождается от должности  Государственной Думой: а) в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; б) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; в) ввиду его  длительной (не менее четырех месяцев  подряд) неспособности исполнять  обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; г) в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

     Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека – не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Материальное и финансовое обеспечение  российского омбудсмена находится  на крайне низком уровне. Аппарат не раз подвергался реорганизации  и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько  в Польше (130 человек), где значительно  меньше населения, чем в России. Кроме  того, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут  вноситься в Государственную  Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной  Думе, т.е. рядовые граждане, по сути, никак не могут влиять на процесс  выбора.

     В ст. 3 ФКЗ также указывается, что  деятельность Уполномоченного дополняет  существующие средства защиты прав и  свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных  органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

     Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на недостаточную пока еще  развитость института Уполномоченного  по правам человека в РФ, само его  введение – важный шаг России на пути создания правового государства.

49. Счётная палата  РФ:порядок образования,  состав, полномочия, акты.

В соотв. с К. (ст. 101) и ФЗ № 4 1995 г. "О Счетной палате РФ" - Счетная палата образуется "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета".

Образование: в соотв. с К. (ст.101) и регламентами ГД и СФ - СП РФ образуется СФ и ГД ФС РФ: ГД назначает и освобождает от должности Председателя СП и половину состава ее аудиторов; а СФ - заместителей Пр. СП и вторую половину ее аудиторов.

Состав: Председатель, Заместители, Аудиторы (12 чел.), инспекторы и иные сотрудники.

Задачами  СП являются.

1) организация  и осущ. контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей фед. бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности расходов гос. средств и использования фед. собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также НПА федеральных органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств фед. бюджета, или влияющих на формирование и исполнение фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ  выявленных отклонений от установленных показателей фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль  за законностью и своевременностью  движения средств фед. бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в ЦБ РФ, уполномоченных  банках и иных финансово- кредитных учреждениях РФ;

7) регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Для реализации указанных задач СП осущ. контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деят-ти, обеспечивает единую систему контроля за исполнением  фед. бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов.

Акты  СП: представления.

50. Центральная избирательная  комиссия: порядок  образования, состав, полномочия.

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. 

В соответствии с избирательным законодательством  избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной  власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства  должностных лиц органов государственной  власти и местного самоуправления в  деятельность избирательных комиссий.

Формирование  избирательных комиссий

Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются  представительными и исполнительными  органами соответствующего уровня или  вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии субъектов  РФ формируются законодательным  и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии муниципальных  образований формируются представительными  органами муниципальных образований  с учетом предложений избирательной  комиссии субъекта РФ. Территориальные, окружные и участковые избирательные  комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться  предложения партий, представленных в Государственной Думе по итогам предыдущих выборов.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"