Автор: Наталья Рыбакова, 22 Октября 2010 в 19:23, реферат
Государственная Дума Российской Федерации в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Свою историю Государственная Дума начинает с 1906-го года, когда и было созвано первое представительное учреждение парламентского типа в России, получившее название Государственная Дума. Дума дважды разгонялась правительством и просуществовала около 12 лет имея четыре созыва. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была в очередной раз распущена и более официально не собиралась, хотя формально и фактически еще существовала. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы
Введение
1. Выборы Государственной Думы
2. Организационная структура Государственной думы
3. Работа Государственной Думы
4. Полномочия Государственной Думы
Заключение
Список Литературы
Еще один важный орган назначается с участием и Президента, и парламента — это Центральная избирательная комиссия, при этом в ее формировании участвуют также обе палаты Федерального Собрания.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Срок полномочий ЦИК — четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой (глава 24 ее Регламента) из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации (глава 23 его Регламента) из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации. Такое распределение мест действительно необходимо, так как именно ЦИК руководит подготовкой и проведением выборов и призвана обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Данная комиссия призвана проверить обоснованность выдвинутого обвинения, соблюдение кворума, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил до принятия палатой соответствующего решения о выдвижении обвинения.
Следующий вопрос, относящийся к компетенции Государственной Думы, — объявление амнистии (ст. 181 — 182 Регламента). Амнистия — это акт высшего органа государственной власти, предусматривающий полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания, направленный на неопределенный круг лиц [3]. При этом следует отметить, что амнистия не является реабилитацией и устраняет факта совершенного преступления, а следовательно, не исключает ответственности лица по гражданскому иску. Объявление амнистии в соответствии с частью 1 ст. 103 Конституции РФ осуществляется Государственной Думой путем принятия соответствующего постановления о ее объявлении и о порядке ее применения.
Следующий аспект компетенции Государственной Думы — это рассмотрение внешнеполитических вопросов, которые палата может разрешать как по собственной инициативе, так и в связи с обращением Президента России, либо по докладам и сообщениям федерального Правительства и комитетов палаты (ст. 186—188 Регламента).
Подготовленное заключение должно содержать рекомендации по ратификации или против ратификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия данного международного договора заявлениями и (или) оговорками, допускаемыми нормами международного права, а также рекомендациями, принимаемыми Государственной Думой.
Следует
согласиться с мнением профессора
В.Е. Чиркина, что контрольные функции
российского парламента, в сравнении с
парламентами других государств, ограничены
[4]. Так, в конституциях многих стран широко
представлена такая функция, как парламентское
расследование и возбуждение судебного
преследования. Статья 86 Конституции Греции
устанавливает право парламента выдвигать
против действующих или бывших членов
правительства обвинения в суде (в соответствии
с законами об ответственности министров).
Кроме этого, предусматривается, что только
парламент имеет право приостановить
данное уголовное преследование [5].
Заключение
Появление
в России профессионального, постоянно
действующего представительного и
законодательного органа явилось итогом
длительного и порой
Действующая Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации – Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.
Нельзя не отметить, что в нынешней России имеет место резкое преобладание президентской власти над властью парламентской. Власть парламента серьезно ограничена, элементы парламентаризма сведены к минимуму и несопоставимы с элементами президенциализма. Президент РФ избирается не парламентом, имеет широчайшие полномочия и огромную, определяющую роль в системе органов государственной власти страны. По Конституции РФ (ст. 80) он: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; стоит на страже суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президенту принадлежит решающая роль в формировании и деятельности непартийного правительства. Председатель Правительства фактически назначается не парламентом, а Президентом. Президент РФ без участия парламента по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, хотя даже в такой президентской республике, как США, для этого требуется согласие Сената. Правительство в решающей мере зависит от Президента, контролируется им и несет политическую ответственность перед ним. Он в любой момент, без каких-либо ограничений и сдержек, по собственному усмотрению может отправить в отставку Правительство, даже не уведомив об этом премьер-министра (как это было, например, с отставкой B.C. Черномырдина в марте 1998 г.). Избрание нового состава Государственной Думы не вызывает необходимость замены Правительства и его главы, в то время как избрание нового Президента непременно связано с этим.
Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; он имеет право по собственному усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, акты которого могут быть отменены Президентом и т.д.
Президент РФ играет решающую роль при назначении Председателя Центрального банка РФ, ибо он единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на эту должность и ставит вопрос об освобождении от этой должности. При этом если Государственная Дума не утверждает его кандидатуру, то Президент имеет возможность назначить ее исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ.
К сказанному следует добавить, что даже в области правотворчества, где парламенту, прежде всего нижней палате - Государственной Думе, традиционно принадлежит важнейшая роль, Президент РФ также обладает серьезными полномочиями. Он имеет: право самостоятельно издавать указы, обязательные для исполнения на всей территории страны; право законодательной инициативы; право отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов; право приостанавливать в ряде случаев действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ и др.
За
последнее время в нашей стране
ведется немало разговоров, и вносятся
предложения о пересмотре Конституции
РФ в направлении, прежде всего серьезного
перераспределения полномочий высших
государственных органов в пользу парламента
и Правительства за счет полномочий Президента.
Не только в обществе, но и в профессиональных
кругах достаточно широко укрепилось
мнение, что на Конституцию РФ 1993г. слишком
серьезный отпечаток наложила конъюнктурная
ситуация того периода социально-политического
развития страны, определившая серьезный
перекос в распределении полномочий в
пользу Президента РФ.
Список Литературы