Государственная Дума Российской Федерации, полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Автор: Наталья Рыбакова, 22 Октября 2010 в 19:23, реферат

Описание работы

Государственная Дума Российской Федерации в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Свою историю Государственная Дума начинает с 1906-го года, когда и было созвано первое представительное учреждение парламентского типа в России, получившее название Государственная Дума. Дума дважды разгонялась правительством и просуществовала около 12 лет имея четыре созыва. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была в очередной раз распущена и более официально не собиралась, хотя формально и фактически еще существовала. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы

Содержание

Введение
1. Выборы Государственной Думы
2. Организационная структура Государственной думы
3. Работа Государственной Думы
4. Полномочия Государственной Думы
Заключение
Список Литературы

Работа содержит 1 файл

реферат3.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Еще один важный орган назначается с  участием и Президента, и парламента — это Центральная избирательная комиссия, при этом в ее формировании участвуют также обе палаты Федерального Собрания.

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Срок полномочий ЦИК — четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой (глава 24 ее Регламента) из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации (глава 23 его Регламента) из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации. Такое распределение мест действительно необходимо, так как именно ЦИК руководит подготовкой и проведением выборов и призвана обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан.

     Данная  комиссия призвана проверить обоснованность выдвинутого обвинения, соблюдение кворума, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил до принятия палатой соответствующего решения о выдвижении обвинения.

     Следующий вопрос, относящийся к компетенции  Государственной Думы, — объявление амнистии (ст. 181 — 182 Регламента). Амнистия — это акт высшего органа государственной власти, предусматривающий полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания, направленный на неопределенный круг лиц [3]. При этом следует отметить, что амнистия не является реабилитацией и устраняет факта совершенного преступления, а следовательно, не исключает ответственности лица по гражданскому иску. Объявление амнистии в соответствии с частью 1 ст. 103 Конституции РФ осуществляется Государственной Думой путем принятия соответствующего постановления о ее объявлении и о порядке ее применения.

     Следующий аспект компетенции Государственной  Думы — это рассмотрение внешнеполитических вопросов, которые палата может разрешать как по собственной инициативе, так и в связи с обращением Президента России, либо по докладам и сообщениям федерального Правительства и комитетов палаты (ст. 186—188 Регламента).

     Подготовленное  заключение должно содержать рекомендации по ратификации или против ратификации  международного договора, предложения  о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия данного международного договора заявлениями и (или) оговорками, допускаемыми нормами международного права, а также рекомендациями, принимаемыми Государственной Думой.

     Следует согласиться с мнением профессора В.Е. Чиркина, что контрольные функции российского парламента, в сравнении с парламентами других государств, ограничены [4]. Так, в конституциях многих стран широко представлена такая функция, как парламентское расследование и возбуждение судебного преследования. Статья 86 Конституции Греции устанавливает право парламента выдвигать против действующих или бывших членов правительства обвинения в суде (в соответствии с законами об ответственности министров). Кроме этого, предусматривается, что только парламент имеет право приостановить данное уголовное преследование [5]. 

     Заключение 

       Появление в России профессионального, постоянно  действующего представительного и  законодательного органа явилось итогом длительного и порой противоречивого  исторического развития института  народного представительства.

       Действующая Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации – Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.

       Нельзя  не отметить, что в нынешней России имеет место резкое преобладание президентской власти над властью  парламентской. Власть парламента серьезно ограничена, элементы парламентаризма  сведены к минимуму и несопоставимы  с элементами президенциализма. Президент РФ избирается не парламентом, имеет широчайшие полномочия и огромную, определяющую роль в системе органов государственной власти страны. По Конституции РФ (ст. 80) он: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; стоит на страже суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

       Президенту  принадлежит решающая роль в формировании и деятельности непартийного правительства. Председатель Правительства фактически назначается не парламентом, а Президентом. Президент РФ без участия парламента по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, хотя даже в такой президентской республике, как США, для этого требуется согласие Сената. Правительство в решающей мере зависит от Президента, контролируется им и несет политическую ответственность перед ним. Он в любой момент, без каких-либо ограничений и сдержек, по собственному усмотрению может отправить в отставку Правительство, даже не уведомив об этом премьер-министра (как это было, например, с отставкой B.C. Черномырдина в марте 1998 г.). Избрание нового состава Государственной Думы не вызывает необходимость замены Правительства и его главы, в то время как избрание нового Президента непременно связано с этим.

       Президент формирует и возглавляет Совет  Безопасности и является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами; он имеет право по собственному усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, акты которого могут быть отменены Президентом и т.д.

       Президент РФ играет решающую роль при назначении Председателя Центрального банка РФ, ибо он единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру  на эту должность и ставит вопрос об освобождении от этой должности. При этом если Государственная Дума не утверждает его кандидатуру, то Президент имеет возможность назначить ее исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ.

       К сказанному следует добавить, что  даже в области правотворчества, где парламенту, прежде всего нижней палате - Государственной Думе, традиционно принадлежит важнейшая роль, Президент РФ также обладает серьезными полномочиями. Он имеет: право самостоятельно издавать указы, обязательные для исполнения на всей территории страны; право законодательной инициативы; право отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов; право приостанавливать в ряде случаев действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

       За  последнее время в нашей стране ведется немало разговоров, и вносятся предложения о пересмотре Конституции РФ в направлении, прежде всего серьезного перераспределения полномочий высших государственных органов в пользу парламента и Правительства за счет полномочий Президента. Не только в обществе, но и в профессиональных кругах достаточно широко укрепилось мнение, что на Конституцию РФ 1993г. слишком серьезный отпечаток наложила конъюнктурная ситуация того периода социально-политического развития страны, определившая серьезный перекос в распределении полномочий в пользу Президента РФ. 
 
 
 
 
 
 

Список  Литературы

  1. Нисневич Ю. А, Платонов В. М., Слизовский Д. Е. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ. С. 76.
  2. Конституция РФ; Сборник постановлений Конституционного Суда РФ. - М., 1999. - С. 184.
  3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1999. - С. 21.
  4. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия н зарубежный опыт. 1998.
  5. Конституции государств Европейского союза. - М., 2002. - С. 23

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации, полномочия, порядок избрания, опыт функционирования