Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима, основываясь на мнениях ведущих специалистов в данной сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….….2
§ 1. Понятие формы государства………………………………….…….….4
§ 2. Форма правления: понятие и виды…………………………….………8
§ 3. Форма государственного устройства……………………...….………17
§ 4. Государственно-правовой (политический) режим…………………..20
Заключение….…………………...………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

text_raboty.doc

— 181.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………….…….….2

§ 1. Понятие формы государства………………………………….…….….4

§ 2. Форма правления: понятие  и виды…………………………….………8

§ 3. Форма государственного устройства……………………...….………17

§ 4. Государственно-правовой (политический) режим…………………..20

Заключение….…………………...………………………………………….28

Литература…………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность обозначенной темы определяется тем, что в теории государства и права равно как и в некоторых иных науках рассматривается проблема формы государства то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что высказаны десятки, если не сотни политико-правовых суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства.

С одной стороны было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими состояние современных отношений. С другой стороны представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Исследовать государство  с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев  общества, групп, классов оно в  первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под  углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь, изучать его строение, составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. Изучению данной темы были посвящены работы таких авторов как А.Б. Венгерова, М.Н. Марченко, В.Н. Синюкова, А.В. Малько, И.А. Иванникова, Ю.М. Прусакова, Л. Гумпловича, П.А. Сорокина и многих других. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима.1 Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью  написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем  теории государства и права - формы  государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима, основываясь на мнениях ведущих специалистов в данной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие  формы государства

   

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.2

Понятие формы государства  является одной из важнейших характеристик государства. Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.3

    Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах:4

 -   во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления;

- во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей;

- в-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

    Зная основные характеристики государства, можно сформулировать его понимание, определить его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества. Только после изучения формы, т.е. устройства государства, можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного социального института, каким является государство. Но как лучше это сделать? Как изучать форму государства?

Традиционно отечественная  теория государства и права в  этих целях всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

В литературе разных авторов  нет единого определения формы государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия формы государства.

Под формой государства  понимается организация государственной  власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.5

Иначе дает определение А.В. Малько. Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.6

Не смотря на все многообразие определений формы государства  не трудно проследить, что в состав определения входят три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), а форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие социальные, национальные, классовые задачи.7

Некоторые авторы выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент - отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая).8 При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально- политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др. Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:9

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии.

 Таким образом сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов – формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.

 

 

§ 2. Форма правления: понятие и виды

 

Рассмотрим первую составную  часть структуры формы государства  форму правления. Теория государства, фиксируя в своей истории реально возникающие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них это деление форм правления по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия или республика.10

Понятие формы правления  в теории государства и права позволяет уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Приведем два варианта определения  формы правления:

1. Форма правления это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.11

2. Форма правления это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (Глава государства,                  Парламент, Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.12

Для современных государств характерны две формы правления: республика и монархия.13 Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Рассмотрим эти две  формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греческого: «монос» – один, «архе» - власть и означает «единовластие») – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).14

Основными признаками классической монархической формы правления являются:15

-   существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;

-   наследственный порядок преемственности верховной власти;

-   представительство государства монархом по своему усмотрению;

-   независимость монарха от мнения населения государства;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота).

Следовательно, монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.16

Монархическая форма правления  возникла еще при рабовладельческом  строе и продолжала развиваться  со временем. При феодализме она  стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

Теоретически монархии делятся  на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.  

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору. В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года  говорится, что: «Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец»17, подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле».18 Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента,  конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

Информация о работе Форма государства